Тест по теме «Сложное предложение»

Практическое занятие №7

Тема: Сложное предложение

Цели: повторение сведений о сложном предложении; о сложносочиненном, сложноподчиненном, бессоюзном предложениях; о различных видах сложных предложений, развитие навыков определения сложного предложения, выделения основ предложения; развитие письменной грамотности и культуры речи

Методические рекомендации:

Сложное предложение — это предложение, имеющее в своем составе не менее двух грамматических основ (не менее двух простых предложений) и представляющее собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно.

Например: Впереди нас круто спускался коричневый, глинистый берег, а за нашими спинами темнела широкая роща.

Сложное предложение тесно связано с простым предложением, но отличается от него как структурно, так и по характеру сообщения.

Поэтому определить сложное предложение - это значит, в первую очередь выявить признаки, отличающие его от простого предложения.

Сложносочинённое предложение
Сложносочинённые предложения – это сложные предложения, состоящие из относительно независимых, равноправных по смыслу частей, соединённых между собой различными сочинительными союзами.
Сложноподчинённое предложение
Сложное предложение, в котором одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ней подчинительным союзом или союзным словом, называется
сложноподчинённым:

 Когда затих уже топот его лошади, я пошла кругом на террасу и опять стала смотреть в сад (Л.Н. Толстой).
     Сложноподчинённое предложение может состоять из одной главной и одной зависимой, придаточной части (Язык существует для того, ЧТОБЫ люди могли общаться друг с другом) или одной главной и нескольких придаточных (В конце зимы в доме Щербацких происходил консилиум, долженствовавший решить, в каком положении находится здоровье Кити и что нужно предпринять для восстановления ее ослабевающих сил (Л.Н. Толстой).
   Выделяются придаточные изъяснительные, определительные и обстоятельственные: места, времени, цели, причины, условия, следствия,
уступки, образа действия, меры и степени, сравнения. Особую группу составляют придаточные присоединительные.
Сложное бессоюзное предложение
Бессоюзным называется сложное предложение, части которого связаны не союзами или союзными словами, а по смыслу, интонационно, соотношением видо- временных форм глаголов и порядком следования частей (Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела (А.С. Пушкин). Вы ошибаетесь опять: я вовсе не гастроном; у меня прескверный желудок (М.Ю. Лермонтов).
     Сложное бессоюзное предложение может состоять из двух и более самостоятельных частей.
Сложное бессоюзное предложение не надо путать с простым предложением, в котором есть однородные члены, соединённые бессоюзной
связью: В избе у неё всегда было опрятно: стены часто побеливалисъ, висели на окнах натянутые гармошкой белые шторки, на подоконниках стояли оранжевые горшочки с цветами, крашеный пол пеленали домотканые половички (Е.Ю. Мальцев) – сложное бессоюзное предложение; Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари, дворцы, сады, монастыри, бухарцы, сани, огороды, купцы, лачужки, мужики, бульвары, башни, казаки, аптеки, магазины моды, балконы, львы на воротах и стаи галок на крестах (А.С. Пушкин) – простое предложение с однородными подлежащими.
Между частями в бессоюзных сложных предложениях могут устанавливаться разнообразные смысловые отношения, например:
-перечисления (Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела (А.С. Пушкин);
-сопоставления (Давно наступили сумерки – она все ещё сидела в гостиной (А. Аксаков);
-пояснения (Вдруг слышим: во всё горло кричат чибисы (М.М. Пришвин);
-условия (Задумаю – реки большие надолго упрячу под гнёт (Н.А. Некрасов);
-причины (Сейчас вода в озере была очень чёрная, прозрачная: вся ряска к зиме опустиласьна дно (К.Г. Паустовский);
-следствия (Мы в трауре, так балу дать нельзя (А.С. Грибоедов);
-времени (Буря прекратилась – отряд двинулся дальше) и др.





















Порядок разбора сложного предложения

 

1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное).

2. Определить тип предложения по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное).

3. Найти грамматические основы в предложении и доказать, что оно сложное.

4. Определить средства связи простых предложений в составе сложных (союзы, союзные слова, интонация) и установить тип данного сложного предложения (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное, предложение с разными видами связи).

5. Если предложение сложносочиненное, то охарактеризовать смысловые отношения между составляющими его простыми; указать средства связи между простыми предложениями.

Если предложение сложноподчиненное, то назвать главное и придаточное; указать средства связи между простыми предложениями и вид придаточного.

Если предложение бессоюзное, то определить смысловые отношения между составляющими его простыми.

Если предложение с разными видами связи, то выделить смысловые части. Каждую часть разобрать как соответствующее простое или сложное предложение.

6. Составить схему предложения и объяснить постановку знаков препинания.

Образцы разбора

1) Лодка колыхалась на волнах, шаловливо плескавшихся об ее борта, еле двигалась по темному морю, а оно играло все резвей и резвей (Горький).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, сложносочиненное, состоит из двух простых, связанных между собой интонацией и сочинительным противительным союзом а.

Первое простое предложение лодка колыхалась на волнах, шаловливо плескавшихся об ее борта, еле двигалась по темному морю; второе — оно играло все резвей и резвей. Грамматическая основа первого предложения — лодка колыхалась, двигалась, грамматическая основа второго предложения — оно играло. Между простыми предложениями в составе сложного отношения противопоставления.

Между простыми предложениями перед союзом а ставится запятая, в конце повествовательного предложения — точка.

2) Но вот однажды, в оттепельный мартовский день, когда аэродром за одно утро вдруг потемнел, а пористый снег осел так, что самолеты оставляли на нем глубокие борозды, Алексей поднялся на своем истребителе (Полевой).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчиненное, состоит из четырех простых предложений, связанных между собой интонацией, союзным словом когда и подчинительным союзом что. В предложении выделяется одно главное и три придаточных предложения: первое и второе придаточные определительные (относятся к слову день в главном предложении и отвечают на вопрос какой?), связаны между собой противительным союзом а; третье придаточное образа действия, меры и степени (относится к сочетанию глагола-сказуемого с указательным словом так в главном предложении и отвечает на вопросы как? в какой мере?).

Это сложноподчиненное предложение с однородным и последовательным подчинением придаточных.

Придаточные предложения в составе сложного выделяются запятыми, в конце предложения ставится точка.

Тест по теме «Сложное предложение»

1. Дайте верную характеристику следующего предложения.
У Берсенева в комнате стояло фортепьяно, небольшое и не новое, но с мягким и приятным, хоть и не совсем чистым тоном. (И.С. Тургенев)

1) простое осложнённое      2) сложносочинённое
3) сложноподчинённое        4) сложное бессоюзное


2. Сколько грамматических основ содержится в следующем предложении?

Давно уже отмечено умными людьми, что счастье как здоровье: когда оно налицо, его не замечаешь. (М. Булгаков)

А) 1 Б) 2 В)3 Г)4


3. В каком случае дано сложное предложение?

1) Каждый язык принадлежит обществу, известному общественному союзу.
2) Подруга думы праздной, чернильница моя, мой век разнообразный тобой украсил я.
3) Есть терпение, будет и умение.
4) Подъезжая к крыльцу, заметил он выглянувшие из окон почти в одно и то же время два лица: женское в чепце, узкое и длинное, как огурец, и мужское, круглое, широкое, как молдаванские тыквы.

 









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow