Сущность и особенности социально-педагогической диагностики семьи и семейного воспитания

ТЕМА 2.6 СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СЕМЬИ

                Основные вопросы:

1. Сущность и особенности социально-педагогической диагностики семьи и семейного воспитания.

2. Понятие мониторинга семьи. Принципы, этапы  мониторинга.

3. Характеристика методов изучения семьи.

4. Диагностика детско-родительских отношений.

 

Сущность и особенности социально-педагогической диагностики семьи и семейного воспитания

    Термин «социальная диагностика» получил распространение в конце 20 -х – начале 30-х годов ХХ века. В настоящее время социальная диагностика утвердилась как важнейшее направление в социальной работе. Сам термин «диагностика» заимствован из медицины. Это – общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом объекте или процессе.  В Российском энциклопедическом словаре социальной работы понятие «социальная диагностика» определяется как комплексный процесс исследования социального явления с целью выявления, распознавания и изучения причинно-следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития.

Диагностическая деятельность – одна из основных в работе социального педагога. Это связано с тем, что сама эта деятельность начинается с комплексного исследования проблемы, объекта деятельности. При этом диагностика не является самоцелью, она тесно связана с дальнейшей коррекционной, воспитательной, реабилитационной работой. Суть социально-педагогической диагностики семьи заключается в получении достоверных знаний о семье как институте воспитания, о проблемах, связанных с воспитанием детей. Результат диагностики не сводится лишь к постановке социального диагноза, а предполагает прогнозирование возможных изменений, выработку рекомендаций для разработки программы социально-педагогической помощи. На основе результатов мониторинга социальный педагог способен скоординировать позитивные влияния всех субъектов социального воспитания с целью оказания комплексной социально-педагогической, психологической и др. видов помощи.

В технологии социально-педагогической диагностики выделяют несколько этапов:

- изучение запросов;

- ознакомление с клиентом, формулировка проблемы;

- выдвижение гипотез о возможных причинах наблюдаемого феномена;

- выбор методов диагностики;

- применение отобранных методов;

- формулировка диагноза, которая должна содержать и прогноз дальнейшего развития;

- разработка рекомендаций и программы коррекционной работы, программы помощи.

Основными функциями социально-педагогической диагностики являются:

- функция обратной связи;

- оценочная функция;

- управленческая функция;

- прогностическая функция.

В социально-педагогической диагностике функция обратной связи выступает одной из ведущих. Это обусловлено тем, что полученные диагностические данные (об особенностях ситуации развития ребенка, уровне его воспитанности, особенностях взаимодействия с другими и т.д.) служат главной информацией для анализа изучаемого процесса, явления, для определения степени эффективности проводимой работы и для конструирования и коррекции процесса социально-педагогической помощи.

Создание возможности получения каждым педагогом необходимой информации о ходе и результатах развития и воспитания ребенка для своевременной корректировки действий всех субъектов воспитательного процесса – важнейшая задача социально-педагогической диагностики.

Оценочная функция  также не менее важна для социально-педагогической диагностики. В социально-педагогической диагностике распознаются социально-педагогические характеристики микросоциума, особенности педагогического процесса и семейного воспитания, а также индивидуально-психологические характеристики личности, связанные с её социальными взаимодействиями.

В последние годы внимание к изучению семьи возросло. Этот процесс является сложным. Связано это с тем, что семья является закрытой системой. Семьи различаются по образовательному, культурному уровню, ценностным установкам, идеалам. При изучении семьи необходимо постоянно помнить о допустимых границах вторжения в семью, исходя из принципа соблюдения прав человека, неприкосновенности личной жизни. Социально-педагогическая диагностика затрагивает судьбы людей, различных социальных групп. На основе социального диагноза выделяются приоритеты и осуществляется выбор в оказании той или иной социальной помощи. В связи с этим социальный педагог должен соблюдать ряд социально-этических требований – принципов диагностики.

Принцип целостного изучения социально-педагогического явления, который предполагает:

- максимальное использование системного подхода в исследовании;

- установление связи изучаемого качества с сущностными силами личности, т.е. с главным в ее духовном мире (направленностью, принципиальностью, возрастными особенностями, уровнем общего развития);

-четкое определение места изучаемого явления в целостном воспитательном процессе.

 Принцип комплексного использования методов исследования предполагает:

- многоцелевую установку при изучении педагогических явлений, что отражается в выдвижении нескольких исследовательских задач – изучение сущности явления, его движущих сил, внутренних факторов, внешних условий;

- проверку одного и того же факта многократно с помощью различных методов исследования, постоянной проверки и уточнения полученных данных;

- философский, логический и психолого-педагогический анализ полученных в исследовании результатов.

Принцип комплексного подхода к решению социально-педагогических проблем обусловлен сложностью самого процесса социализации. Любой факт и любое явление в этом процессе тесно связаны с другими, имеют открытые и закрытые связи, простые и сложные зависимости, в них переплетаются типичное и своеобразное, общее и индивидуальное. Только комплексный подход в состоянии дать объективное представление об изучаемом социально-педагогическом явлении.

Принцип конфиденциальности. Неразглашение результатов социального диагноза без персонального согласия на это того, кто являлся объектом исследования. Если это дети, то на разглашение результатов обследования обязательно требуется согласие родителей или заменяющих их лиц.

Принцип научной обоснованности. Результаты анализа должны быть, как минимум, валидными (достоверными) и надежными.

Принцип ненанесения ущерба. Диагностические результаты ни в коем случае не должны быть использованы во вред человеку, который подвергался обследованию.

Принцип объективности. Выводы исследования должны делаться на основе научно обоснованных, объективных данных и не должны зависеть от субъективных установок тех, кто проводит исследование или пользуется его результатами.

Принцип эффективности. Не следует предлагать человеку такие рекомендации, которые по итогам диагноза для него бесполезны, могут привести к нежелательным или непредсказуемым последствиям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: