Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».
Сейчас перед воспитателем стоит задача научить старших дошкольников ориентироваться в потоке информации, поступающей к ним отовсюду. Детям важно не только правильно усваивать и структурировать информацию, но и уметь целенаправленно искать её. Для реализации этих задач необходимо использовать инновационные технологии обучения. Одним из таких методов – является метод проектов. Проектная деятельность неразрывно связана с творческой деятельностью.
Таким образом, внедрение в образовательный процесс такой технологии как метод проекта способствует развитию свободной, творческой, социально адаптированной личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи.
|
|
Изучив методическую литературу и познакомившись с опытом работы педагогических коллективов других дошкольных учреждений, мы убедились в эффективности использования «метода проектов» в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.
Метод проектов - это педагогическая технология, стержнем которой является совместная со взрослыми деятельность детей, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Проект в детском саду - это организованная педагогом и самостоятельно выполненная детьми работа, направленная на разрешение проблемной ситуации и завершающаяся созданием творческого продукта
Теоретическая основа написания проекта.
1) Классификация проектного метода:
По предметно-содержательной области:
Ø монопроект в пределах одной области знаний,
Ø межпредметный проект на стыке различных областей.
По характеру контактов:
Ø внутри одной группы детей,
Ø среди детей нескольких групп,
Ø среди воспитанников ДОУ,
Ø среди детей нескольких учреждений.
По предметно-содержательной области:
Ø монопроект в одной области знаний,
Ø межпредметный проект на стыке различных областей.
По количеству участников:
Ø индивидуальный,
Ø парный,
Ø групповой,
Ø коллективный,
Ø массовый.
По продолжительности:
Ø краткосрочный,
Ø средний,
Ø долгосрочный.
|
|
Успешность длительных проектов зависит от умения педагога постоянно удивлять детей новыми событиями.
По характеру доминирующей деятельности:
Ø поисковый (в поисках ответ на конкретный вопрос, дети информацию о конкретном объекте),
Ø ролево - игровой (участники играют конкретных персонажей и по своему решают поставленные проблемы),
Ø информационно - практико-ориентированный (в нем дети создают различные прикладные предметы, которые могут быть использованы в реальной жизни),
Ø исследовательские (дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде картотеки опытов, газет),
Ø познавательно - творческий (результат – сказка, постановка, драматизация).
Однако стоит отметить, что на практике любой проект представляет собой и исследовательскую, и творческую, и практическую и игровую деятельность детей.
Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
К задачам развития относятся:
Ø обеспечение психологического благополучия детей;
Ø развитие познавательных способностей;
Ø развитие творческого воображения;
Ø развитие творческого мышления;
Ø развитие коммуникативных навыков.
Цели проектной деятельности
Ø Помогают активизации самостоятельной познавательной деятельности детей
Ø Осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее
Ø Способствуют развитию у детей творческих способностей
Ø Способствуют умению наблюдать и слушать
Ø Способствуют развитию навыков обобщать и анализировать
Ø Способствуют развитию мышления
Ø Помогают комплексно увидеть проблему с разных сторон
Ø Развивают память, воображение, внимание, речь.
Задачи исследовательской деятельности.
Младший дошкольный возраст
Задачи обучения:
Ø пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
Ø приобщать детей к процессу познания;
Ø формировать различные представления;
Ø привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
Ø побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.
Совершенствование психических процессов:
Ø формирование эмоциональной заинтересованности;
Ø знакомство с предметами и действиями с ними;
Ø развитие мышления и воображения;
Ø речевое развитие.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:
Ø осознание поставленной цели;
Ø овладение различными способами решения поставленных задач;
Ø способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;
Ø поиск различных средств достижения цели.