Эффективность использования метода проектов

Аннотация

В связи с изменениями социальных стандартов общества, у подрастающего поколения утрачивается понимание, и происходит смещение понятий об истинных жизненных ценностях. Поэтому педагогам важно помочь формированию у детей чёткого осмысления роли труда человека в современном обществе и воспитанию уважительного, бережного отношения к результатам его деятельности в процессе производства хлеба. Эта задача обязывает выбирать для образовательного процесса максимально эффективные средства, основанные на современных методах и новейших интегрированных технологиях.

Данные методические рекомендации с приложениями, являющиеся систематизированным практическим материалом, помогут педагогами учреждений образования качественно подготовить и организовать проектную деятельность по формированию и закреплению знаний детей о ценности хлеба, целостного представления о процессе его выращивания и уважительного отношения к профессиям людей, задействованных в нём.

Готовым продуктом является овладение основными ключевыми компетенциями в данном вопросе, формирование надпредметных компетенций, получение практического результата – образовательного продукта.

Данный вид методической продукции может быть применён при проведении НОД в ДОУ в различных образовательных областях, на уроках и во внеурочной деятельности в школе.

1. Пояснительная записка. 5 стр.
2. Эффективность использования метода проектов. 8 стр.
3. Область применения методического материала. 12 стр.
4. Формы и методы реализации. 12 стр.
5. Теоретическая основа написания проекта: 13 стр.
1) Классификация проектного метода 13 стр.
2) Задачи исследовательской деятельности: 15 стр.
· Младший дошкольный возраст; 15 стр.
· Старший дошкольный возраст. 17 стр.
3) Составные компоненты проекта. 18 стр.
6. Практическая модель написания педагогического проекта: 20 стр.
1) Оформлению титульного листа. 20 стр.
2) Структура проекта. 21стр.
· Проблема. 21 стр.
· Актуальность. 23 стр.
· Цель и задачи проекта. 23 стр.
· Этапы проекта. 27стр.
· Паутинка проекта.       29 стр.
· План осуществления проекта. 40 стр.
· Ожидаемый результат. 43 стр.
· Продукт проекта. 44 стр.
· Критерии успешности. 44 стр.
· Критерии оценки результатов диагностики. 45 стр.
· Презентация проекта. 45 стр.
· Рефлексия. 47 стр.
· Прогноз возможных негативных последствий и способы их коррекции. 47 стр.
7. Тематический праздник как заключительный этап проекта 48 стр.
1) Формы и методы реализации. 48стр.
2) Тематическое содержание. 52стр.
3) Результативность праздника. 53стр.
8. Список использованной литературы и интернет – ресурсы. 55 стр.

Пояснительная записка

Можно долго дискутировать на тему, доступны ли дошкольникам чувства гражданственности и патриотизма? Те педагоги, которые не один десяток лет своей жизни посвятили воспитанию и обучению дошкольников ответят утвердительно. А если говорить о любви к своему дому, улице, родному городу, природе своего края, к своему Отечеству, то могу сказать по собственному опыту, что ребята старшие дошкольники об этом могут говорить много и с основательными доводами. Не это ли является началом патриотизма, зарождающегося в познании и формирующегося в процессе целенаправленного воспитания.

Формирование и развитие ценностно-ориентированных и нравственных качеств личности, являющихся основой гражданского самоопределения и самореализации, закладываются с дошкольного детства.

Не в том ли состоит задача педагогов и, конечно же, родителей, чтобы максимально используя аффективный, поведенческий и когнитивный компоненты как можно раньше заложить основы для формирования у ребёнка таких черт характера, которые в дальнейшем помогут стать полноценным человеком и достойным гражданином общества. Воспитание любви и уважения к дому и улице, детскому саду и школе, городу и Отечеству; чувство гордости за достижения своей страны и значимости труда своих соотечественников, уважение к армии и мужеству защитников Донбасса; зарождение и развитие познавательного интереса к явлениям общественной жизни в доступной форме помогут сделать из малыша гражданина, который самозабвенно будет любить свою Родину, и стараться сделать всё от него зависящее для её блага.

Для личностного развития каждого ребенка огромное значение имеет воспитание и осознание детьми значимости трудовой деятельности взрослых. Без уважения к труду невозможно воспитать полноценно развитую личность.

Очень мал интерес подрастающего поколения к сельскохозяйственному труду, ценность его нивелирована. Трудовая этика в значительной степени исчезла из нашего менталитета. Идея каждодневного стоического труда замещается культом развлечений, бережливость — парадигмой жизни сегодняшним днем. Этическую обязательность труда вытеснила мораль потребительства.

В данный период четко обозначена тенденция к переосмыслению роли труда, его ценностного содержания, роли и места в духовно-нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколения, в формировании нравственно здорового общества.

В дошкольных образовательных учреждениях знакомство с трудовой деятельностью взрослых и её результатами органично входит не только в непосредственный образовательный процесс, но и в другие нерегламентированные виды детской деятельности. Педагогические коллективы ДОУ рассматривают данный вопрос как неотъемлемую часть воспитательной работы и стараются воздействовать на формирование самосознания воспитанников.

Красной нитью в вопросе с ознакомлением с трудом взрослых и его результатами проходит знакомство с трудом хлеборобов, потому что их труд всегда стоит в центре внимания народа и по праву занимает это место. Ведь с хлебом связаны не только судьбы отдельных людей, но и судьбы нашей Родины. Есть в мире ценности, значение которых непреходяще. Это воздух, земля, солнце и человеческая жизнь. В этот ряд можно поставить и хлеб - древний и необходимый продукт человеческого труда

Осознание ценности хлеба, формирование целостного представления о процессе выращивания хлеба и уважительного отношения к профессиям людей, задействованных в этом процессе в дошкольном возрасте возможно сформировать лишь при условии целенаправленной и систематичной работы, основанной на принципе сотрудничества детей и взрослых.

Для реализации поставленной задачи мы обратились к проектной деятельности. Технология проектирования является уникальным средством, позволяющим реализовать принцип оптимального соотношения между развитием детей под влиянием взрослого и развитием, обусловленным собственной активностью ребенка.

Зарождение метода проектов берёт своё начало в школах США во второй половине девятнадцатого столетия. Джон Дьюи - американский педагог и философ, являющийся основоположником данной технологии полагал, что дети должны достигать своих навыков и знаний методом практических деяний, в процессе изучения и анализа окружающей их обучающей среды, составления разнообразных проектов, постановки экспериментов, нахождения самостоятельных ответов на проблемные вопросы при помощи всего вышеперечисленного. Условиями успешности он считал взаимосвязь проблематизации осваиваемого материала с активностью ребенка, связью с жизнью, его игровой и трудовой практики с поисковым обучением.

Введение данного метода в образовательную систему России началось с 1905 года. По мнению педагогов, данный метод привносил вариативность в учебно-воспитательный процесс, являясь стимулом для обучающихся в творческом поиске и самостоятельных исследованиях, а также способствовал сплочению коллектива.

Однако в тридцатые годы XX столетия данный метод отвергли, посчитав неприемлемым для использования советской школе. Однако спустя 60 лет, и претерпев некие изменения за прошедшее время, проектный метод был заслуженно восстановлен в своих правах. И хоть он и не является принципиально новым в мировой педагогической практике, но, однако его относят к педагогическим технологиям XXI века. Можно отметить, что и интерес педагогов к данной форме организации обучения в значительной степени возрос.

Проект в педагогике понимается как конкретное практическое дело, поэтапное движение к цели. В основе метода проектов лежит развитие познавательных интересов детей, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать процесс и результат своей деятельности.

Эффективность использования метода проектов

Сегодня традиционное образование сменяется продуктивным обучением, целью которого является развитие творческих, коммуникативных и организаторских способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из методов, способствующих решению данного вопроса, является проектный метод. О данном методе много говорят, его рекомендуют использовать в работе, ему посвящены статьи в специальной литературе и интернет-ресурсах.

Проектный метод носит характер сотрудничества между педагогами, детьми и родителями и позволяет повысить самостоятельную активность детей, развивать творческое мышление, разными способами находить информацию об интересующем предмете. Очевидно поэтому, данное направление заинтересовало педагогов.

Включая в практику работы проектную деятельность, можно сделать следующие выводы:

Проектный метод позволяет добиваться высокой результативности в усвоении детьми определённых знаний при использовании его в сочетании с рекомендованными программами обучения и воспитания детей в дошкольном учреждении.

Являясь одним из методов интегрированного обучения детей дошкольного возраста, проектный метод в своей основе опирается на интересы детей, предполагая самостоятельную активность дошкольников. Используя самостоятельный подход в овладении различными способами нахождения информации об интересующем их предмете или явлении, воспитанники направляют эти знания для создания новых объектов деятельности. По своей сути для дошкольников интегрированный метод обучения является инновационным, так как направлен на развитие личности ребенка, творческих и познавательных и способностей. Цикл занятий объединён одной проблемой. Например, давая детям представление о хлебе, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с историей возникновения, выращивания и приготовления хлеба, с профессиями людей, задействованных в этом цикле, его пользе и значении в жизни людей, одновременно воспитывая уважение к хлебу и людям, его взрастившим. На занятиях художественно-эстетического цикла с образами хлеба и тружеников села в произведениях писателей, с передачей образов природы в народно-прикладном искусстве и творчестве художников-иллюстраторов, в игровой деятельности закрепляет процесс роста и производства хлеба, на музыкальных занятиях вместе с детьми решают экологические проблемы. И, конечно, не остается без внимания работа с родителями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: