Судьи. Порядок судейства

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

             Институт                                                                   Кафедра

физической культуры                               «Гимнастика и спортивные игры»

              и спорта                                                               

 

Направление подготовки 49.03.01. Физическая культура

Профиль подготовки «Спортивная тренировка в избранном виде спорта»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Судейство соревнований по волейболу. Судейская бригада, судейская коллегия»

 Вариант №2

Студент группы 16ЗСФ51___________________________ Тенькаев Д.С.

Получено:

___________

Проверил:  

_________________                                             к.п.н., доц. кафедры ГиСИ

Крапчина М.В.

Пенза, 2020 г.

Содержание

 

Введение 3

1 Структура игры 4

2 Судьи. Порядок судейства 14

2.1 Судейские процедуры 14

2.2 Жесты судей 17

2.3 Первый и второй судьи 18

2.4 Места судей 18

2.5 Президиум коллегий судей 21

2.6 Состав судейской коллегии 22

2.7 Ошибки и наказания 23

Заключение 25

Список использованных источников 26



Введение

Волейбол – это спорт, в котором соревнуются две команды на игровой площадке, разделенной сеткой. Для разных обстоятельств предусмотрены различные варианты игры с тем, чтобы ее многогранность была доступна каждому.

Цель игры – направить мяч над сеткой для приземления его на площадке соперника и предотвратить такую же попытку соперника. Команда имеет три удара для возвращения мяча (в дополнение к касанию на блоке).

Мяч вводится в игру подачей: подающий игрок ударом направляет мяч над сеткой сопернику. Розыгрыш продолжается до приземления мяча на игровой площадке, выхода его "за", или ошибки команды при возвращении мяча.

В волейболе команда, выигравшая розыгрыш, получает очко (Система "Розыгрыш-Очко"). Когда принимающая команда выигрывает розыгрыш, она получает очко и право подавать и ее игроки переходят на одну позицию по часовой стрелке.



СТРУКТУРА ИГРЫ

ЖЕРЕБЬЕВКА

Перед матчем 1-ый судья проводит жеребьевку для определения первой подачи и сторон площадки в первой партии.

Если будет играться решающая партия, должна быть проведена новая жеребьевка.

Жеребьевка происходит в присутствии двух капитанов команд.

Победитель жеребьевки выбирает: или право подавать или принимать подачу или сторону площадки. Проигравший принимает оставшийся вариант.

ОФИЦИАЛЬНАЯ РАЗМИНКА

Если команды предварительно имели игровую площадку в своем распоряжении, перед матчем им предоставлена 6-минутная совместная официальная разминка на сетке, если нет – они могут иметь 10 минут. Если любой из капитанов просит о раздельной (последовательной) официальной разминке на сетке, командам предоставлено по 3 минуты каждой, или 5 минут каждой. В случае последовательных разминок, первой разминается на сетке команда, которая подает первой.

НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА КОМАНДЫ

В игре всегда должны участвовать шесть игроков от каждой команды. Начальная расстановка команды указывает порядок перехода игроков на площадке. Этот порядок должен быть сохранен на протяжении всей партии. Перед началом каждой партии тренер должен представить начальную расстановку своей команды в карточке расстановки. Должным образом заполненная и подписанная карточка вручается 2-му судье или секретарю. Игроки, которые не включены в начальную расстановку на данную партию, являются в этой партии запасными (кроме игроков Либеро).После вручения карточки расстановки 2-му судье или секретарю изменять расстановку без обычной замены не разрешено. При несоответствиях между позициями игроков на площадке и в карточке расстановки поступают следующим образом: если такое расхождение обнаружено до начала партии, позиции игроков должны быть поправлены в соответствии с карточкой расстановки – санкция за это не когда до начала партии на площадке выявлен игрок, не зарегистрированный в карточке расстановки на эту партию, данный игрок должен быть сменен в соответствии с карточкой расстановки – санкция за это не налагается; однако, если тренер желает оставить такого не записанного игрока(ов) на площадке, он/она должен запросить обычную замену(ы), используя соответствующий жест, которая(ые)должна быть записана затем в протокол. Если несоответствие позиций игроков позициям в карточке расстановки обнаружено позже, команда, совершившая ошибку, должна вернуться к правильным позициям. Очки соперника сохраняются, и, кроме того, соперник получает очко и последующую подачу. Все очки, набранные совершившей ошибку командой с точно определенного момента совершения ошибки до момента ее обнаружения, аннулируются. 25Когда на площадке выявлен игрок, который не записан в списке игроков в протоколе, очки соперника сохраняются и, кроме того, соперник получает очко и подачу. Совершившая ошибку команда теряет все очки и/или партии (0:25, при необходимости), полученные с момента, когда незарегистрированный игрок вышел на площадку, и должна предоставить исправленную карточку расстановки и отправить нового зарегистрированного игрока на площадку на позицию незарегистрированного игрока.[1]

ПОЗИЦИИ

В момент удара по мячу подающим каждая команда должна находиться в пределах своей площадки в порядке перехода (исключая подающего). Позиции игроков пронумерованы следующим образом: три игрока вдоль сетки являются игроками передней линии и занимают позиции 4 (передний – левый), 3 (передний –центральный) и 2 (передний – правый);другие три игрока являются игроками задней линии, занимая позиции 5 (задний – левый), 6 (задний –центральный) и 1 (задний – правый).Взаимное соответствие позиций игроков: каждый игрок задней линии должен быть расположен дальше от средней линии, чем соответствующий игрок передней линии; игроки передней линии и игроки задней линии должны, соответственно, быть расположены параллельно средней линии в вышеуказанном порядке. Позиции игроков определяются и контролируются в соответствии с расположением их стоп, контактирующих с поверхностью, следующим образом: по крайней мере, часть стопы каждого игрока передней линии должна быть ближе к средней линии, чем стопы соответствующего игрока задней линии; по крайней мере, часть стопы каждого правого (левого) бокового игрока должна быть ближе к правой (левой) боковой линии, чем стопы центрального игрока его линии. После удара на подаче игроки могут перемещаться повсюду и занимать любое место на своей площадке и в свободной зоне.

ПОЗИЦИОННАЯ ОШИБКА

Команда совершает позиционную ошибку, если любой игрок не находится в своей правильной позиции в момент удара по мячу подающим. Включая, когда игрок находится на площадке в результате неправомерной замены. Если подающий совершает ошибку при подаче в момент удара на подаче, ошибка подающего превалирует над позиционной ошибкой. Если подача становится ошибочной после удара на подаче, засчитывается позиционная ошибка. Позиционная ошибка приводит к следующим последствиям: команда наказывается очком и подачей соперника; 3игроки занимают свои правильные позиции.

ПЕРЕХОД

Порядок перехода, определенный начальной расстановкой команды и контролируемый порядком подачи и позициями игроков, сохраняется на протяжении партии. Когда принимающая команда получает право подавать, ее игроки переходят на одну позицию по часовой стрелке: игрок позиции 2 переходит на позицию 1 для подачи, игрок позиции 1 переходит на позицию 6 и т.д.

ОШИБКА ПРИ ПЕРЕХОДЕ

Ошибка при переходе считается совершенной, когда подача не выполнена в соответствии с порядком перехода. Это приводит к следующим последствиям: команда наказывается очком и подачей соперника; порядок перехода игроков исправляется. Дополнительно, секретарь должен определить точный момент совершения ошибки, и все очки, набранные впоследствии командой, совершившей ошибку, должны быть аннулированы. Очки соперника сохраняются. Если этот момент не может быть определен, аннулирование очка(ов) не производится и единственной мерой воздействия является очко и подача соперника.[2]

СОСТОЯНИЯ ИГРЫ

МЯЧ В ИГРЕ

Мяч находится в игре с момента удара на подаче, разрешенной 1ым судьей.

МЯЧ ВНЕ ИГРЫ

Мяч находится вне игры с момента ошибки, которая зафиксирована свистком одного из судей; в отсутствие ошибки, с момента свистка.

МЯЧ "В ПЛОЩАДКЕ"

Мяч считается "в площадке", когда он касается поверхности игровой площадки, включая ограничительные линии.

МЯЧ "ЗА"

Мяч считается "за" когда: часть мяча, которая касается пола, находится полностью за ограничительными линиями; он касается предмета за пределами площадки, потолка или не участвующего в игре человека; он касается антенн, шнуров, стоек или сетки за боковыми лентами; он пересекает вертикальную плоскость сетки частично или полностью за пределами площади перехода или мяч полностью пересекает нижнюю площадь под сеткой.

ИГРА С МЯЧОМ

Каждая команда должна играть в пределах собственного игрового поля и пространства Мяч, тем не менее, может быть возвращен из-за пределов свободной зоны.

УДАРЫ КОМАНДЫ

Ударом является любой контакт с мячом игрока в игре. Команда имеет право максимум на три удара (в дополнение к блокированию) для возвращения мяча. Если использовано более 3 ударов, команда совершает ошибку: "ЧЕТЫРЕ УДАРА".

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ КОНТАКТЫ

Игрок не может ударить мяч два раза подряд

ОДНОВРЕМЕННЫЕ КОНТАКТЫ

Два или три игрока могут касаться мяча одновременно. Когда два (или три) партнера касаются мяча одновременно, это считается как два (или три) удара (исключая блокирование). Если они пытаются дотянуться до мяча, но только один из них касается его, засчитывается один удар. Столкновение игроков не считается ошибкой. Когда два соперника касаются мяча одновременно над сеткой и мяч остается в игре, команде, принимающей мяч, дается право еще на три удара. Если такой мяч уходит "за", это является ошибкой команды на противоположной стороне. Если одновременное касание мяча двумя соперниками над сеткой приводит к длительному контакту с мячом, игра продолжается.

УДАР ПРИ ПОДДЕРЖКЕ

В пределах игрового поля игроку не разрешено использовать поддержку партнера по команде или любое устройство/предмет в качестве поддержки, для того чтобы ударить мяч.

Однако игрок, который находится на грани совершения ошибки (касание сетки, или переход средней линии и т.д.), может быть остановлен или удержан партнером по команде.

Мяч может касаться любой части тела. Мяч не должен быть схвачен и/или брошен. Он может отскочить в любом направлении. Мяч может касаться различных частей тела, при условии, что соприкосновения происходят одновременно.

ОШИБКИ ПРИ ИГРЕ С МЯЧОМ

ЧЕТЫРЕ УДАРА: команда касается мяча четыре раза до его возврата.

УДАР ПРИ ПОДДЕРЖКЕ: игрок использует поддержку партнера по команде или любое устройство/предмет в качестве поддержки, для того чтобы ударить мяч в пределах игрового поля.

ЗАХВАТ: мяч схвачен и/или брошен; он не отскакивает при ударе.

ДВОЙНОЕ КАСАНИЕ: игрок ударяет мяч дважды подряд, или мяч касается различных частей его/ее тела последовательно.

МЯЧ У СЕТКИ

Мяч, посланный на площадку соперника, должен пройти над сеткой в пределах площади перехода. Площадь перехода –это часть вертикальной плоскости сетки, ограниченная следующим образом: снизу – верхним краем сетки; по бокам – антеннами и их воображаемым продолжением; сверху – потолком.

Возвращаемый мяч пересекает плоскость сетки вновь полностью или частично через внешнюю площадь на той же стороне от площадки.

Команда соперника не может препятствовать такому действию.

Мяч, который направлен на площадку соперника через нижнюю площадь, находится в игре до.

МЯЧ, КАСАЮЩИЙСЯ СЕТКИ (При пересечении сетки мяч может касаться ее.)

МЯЧ В СЕТКЕ

Мяч, попавший в сетку, может быть оставлен в игре, если не превышен лимит трех ударов команды. Если мяч прорывает ячейку сетки или вызывает ее падение, розыгрыш аннулируется и переигрывается.[2,3]

ИГРОК У СЕТКИ

ПЕРЕНОС ЧЕРЕЗ СЕТКУ

При блокировании игрок может касаться мяча по другую сторону сетки, при условии, что он/она не мешает игре соперника до или во время его атакующего удара. После атакующего удара игроку разрешено переносить руку по другую сторону сетки, при условии что контакт состоялся в пределах его/ее собственного игрового пространства.

ПРОНИКНОВЕНИЕ ПОД СЕТКОЙ

Разрешено проникать в пространство соперника под сеткой, при условии, что это не мешает игре соперника. Переход на площадку соперника через среднюю линию: разрешено касаться площадки соперника стопой (стопами), при условии, что какая-либо часть переносимой стопы (стоп) касается средней линии или находится непосредственно над ней; разрешено касаться площадки соперника любой частью тела выше стоп, при условии что это не мешает игре соперника. Игрок может заступить на площадку соперника после выхода мяча из игры. Игроки могут проникать в свободную зону соперника, при условии, что они не мешают игре соперника.

КОНТАКТ С СЕТКОЙ

Контакт игрока с сеткой не является ошибкой, если это не мешает игре. Игроки могут касаться стойки, шнуров, или любого другого предмета за антеннами, включая сетку, при условии, что это не мешает игре. Когда мяч попадает в сетку, которая по этой причине касается соперника, это не является ошибкой.

ОШИБКИ ИГРОКА У СЕТКИ

Игрок касается мяча или соперника в пространстве соперника до или во время атакующего удара соперника. Игрок мешает игре соперника, проникая в пространство соперника под сеткой. Стопа (стопы) игрока полностью переходит на площадку соперника. Игрок мешает игре соперника, (среди прочего): касаясь верхней ленты сетки или верхних 80 см антенны во время его/ее игрового действия с мячом, используя сетку в качестве поддержки и одновременно играя мяч, или создавая преимущество над соперником касанием сетки, или совершая действия, которые препятствуют правомерной попытке соперника сыграть мяч.[4]

ПОДАЧА

Подача – это действие введения мяча в игру правым игроком задней линии, находящимся в зоне подачи.

Первая подача в первой партии, а также в решающей 5-ой партии, выполняется командой, определяемой жеребьевкой. В других партиях первой подает команда, которая не подавала первой в предыдущей партии.

Игроки должны соблюдать очередность подач, записанную в карточке расстановки.

После первой подачи в партии, подающий игрок определяется следующим образом: когда подающая команда выигрывает розыгрыш, игрок (или его/ее замена), который подавал до этого, подает вновь; когда принимающая команда выигрывает розыгрыш, она получает право подавать и делает переход перед выполнением подачи. Игрок, который переходит с правой позиции передней линии на правую позицию задней линии, будет подавать.1-ый судья разрешает подачу после проверки того, что обе команды готовы играть, и подающий владеет мячом. Удар по мячу должен быть нанесен одной кистью или любой частью руки после того, как он подброшен или выпущен с руки (рук). Только один раз разрешено подбросить или выпустить мяч. Постукивание мячом (дриблинг) или перемещение его в руках разрешается. В момент удара по мячу при подаче или отталкивания для подачи в прыжке подающий не должен касаться площадки (включая лицевую линию) или поверхности за пределами зоны подачи. После удара он/она может заступить, или приземлиться за пределами зоны подачи или на площадке. Подающий должен ударить по мячу в течение 8 секунд после свистка 1го судьи на подачу, выполненная до свистка судьи, не засчитывается и повторяется.

ЗАСЛОН

Игроки подающей команды не должны индивидуальным или групповым заслоном мешать своим соперникам видеть подающего и траекторию полета мяча. Игрок или группа игроков подающей команды ставят заслон, размахивая руками, прыгая или перемещаясь вдоль сетки во время выполнения подачи, или образуют группу, чтобы скрыть подающего и траекторию полета мяча.

ОШИБКИ, СОВЕРШЕННЫЕ ВО ВРЕМЯ ПОДАЧИ

Следующие ошибки приводят к переходу подачи, даже если соперник находится в неправильной расстановке. Подающий: нарушает порядок подачи, не выполняет подачу правильно.

После правильного удара по мячу подача становится ошибочной (если только игрок не нарушает расстановку), если мяч: касается игрока подающей команды или не пересекает вертикальную плоскость сетки полностью через площадь перехода; выходит "за"; проходит над заслоном.

АТАКУЮЩИЙ УДАР

Все действия, в результате которых мяч направляется на сторону соперника, исключая подачу и блок, считаются атакующими ударами. Во время атакующего удара разрешена скидка, при условии что удар по мячу нанесен чисто и мяч не схвачен или брошен. Атакующий удар является завершенным в момент, когда мяч полностью пересекает вертикальную плоскость сетки или задет соперником.

ОШИБКИ ПРИ АТАКУЮЩЕМ УДАРЕ

Игрок ударяет мяч в игровом пространстве противоположной команды. Игрок направляет мяч "за". Игрок задней линии завершает атакующий удар из передней зоны, когда в момент удара мяч находится полностью выше верхнего края сетки. Игрок завершает атакующий удар по поданному соперником мячу, когда мяч находится в передней зоне и полностью выше верхнего края сетки.

Либеро завершает атакующий удар, когда в момент удара мяч находится полностью выше верхнего края сетки.

Игрок завершает атакующий удар по мячу, находящемуся выше верхнего края сетки, когда передача на удар выполнена Либеро пальцами сверху в своей передней зоне.

БЛОК

Блокирование является действием игроков вблизи сетки для перехвата мяча, идущего от соперника, осуществляемое выносом любой части тела выше верхнего края сетки, независимо от высоты контакта с мячом. Только игрокам передней линии разрешено участвовать в состоявшимся блоке, и в момент контакта с мячом часть тела должна быть выше верхнего края сетки.

Попытка блока является действием блокирования без касания мяча.

Блок является состоявшимся, если мяч задет блокирующим.

Коллективный блок выполняется двумя или тремя игроками, находящимися близко друг к другу, и является состоявшимся, когда один из них касается мяча.

Последовательные (быстрые и продолжительные) соприкосновения с мячом могут происходить у одного или более блокирующих, при условии что эти соприкосновения состоялись во время одного действия.

БЛОКИРОВАНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ СОПЕРНИКА

При блокировании игрок может переносить кисти и руки по другую сторону сетки, при условии, что это действие не мешает игре соперника. Так, не разрешено касаться мяча на стороне соперника раньше, чем соперником выполнен атакующий удар.

БЛОК И УДАРЫ КОМАНДЫ

Касание на блоке не считается за удар команды. Следовательно, после контакта на блоке команде предоставляется три удара для возвращения мяча. Первый удар после блока может быть выполнен любым игроком, включая игрока, который касался мяча на блоке. Блокировать подачу соперника запрещено.

ОШИБКИ БЛОКИРОВАНИЯ

Блокирующий касается мяча в пространстве СОПЕРНИКА до или одновременно с атакующим ударом соперника. Игрок задней линии или Либеро совершает блокирование или принимает участие в состоявшемся блоке. Блокирование подачи соперника. Мяч от блока выходит "за". Блокирование мяча в пространстве соперника за антенной. Попытка Либеро блокировать индивидуально или коллективно.[4,5]

 

СУДЬИ. ПОРЯДОК СУДЕЙСТВА

Для проведения встречи создается судейская бригада. Положением предусматривается определенный состав судейской бригады в зависимости от ранга соревнований.

При проведении соревнований в коллективах физкультуры обычно одну встречу проводят первый судья и секретарь встречи, который ведет протокол встречи и выполняет функции второго судьи.

При проведении соревнований внутри коллектива физкультуры встречу обслуживает один судья. В этих случаях незаменим прибор для судейства соревнований по волейболу, с помощью которого судья, проводящий встречу, ведет счет в партиях, контролирует правильность замен и т. д. После окончания встречи судье остается только заполнить результат встречи в упрощенном бланке протокола соревнований.

При проведении всесоюзных соревнований на одну встречу назначается бригада из девяти судей: первый и второй судьи, секретарь встречи, судья-информатор, оператор табло или счетчик очков, четверо судей на линии и шесть подавальщиков мячей, а на международных соревнованиях еще два вытиральщика площадки.[6]

СУДЕЙСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ

Только первому и второму судьям разрешается давать свисток во время встречи. Все остальные члены судейской бригады строго в соответствии со своими полномочиями могут установленными жестами обращать внимание первого судьи на нарушение игроками правил соревнований.

Секретарь встречи в случае нарушения очередности подачи сообщает об этом второму судье, который принимает окончательное решение - остановить встречу. Если встречу проводят два судьи (первый и секретарь встречи), то при нарушении расстановки секретарь должен свистком остановить встречу и объяснить команде характер нарушения (“расстановка” или “подача вне очереди”).

Первый судья дает свисток на выполнение подачи, который возвещает о начале игрового действия. После свистка подающий в течение пяти секунд должен выполнить подачу.

Первый и второй судьи свистком останавливают игру только тогда, когда точно знают, что была совершена ошибка, и когда им ясен характер этой ошибки. Если игровое действие закончилось, даже в случае фиксации очевидной ошибки (мяч после подачи попал в центр сетка, приземлился далеко за пределами площадки или после нападающего удара беспрепятственно упал в центре площадки), судьи обязаны дать свисток на остановку игры. Здесь они должны последовательно выполнить следующее:

- официальным жестом показать характер допущенной ошибки;

- показать номер игрока (жестом пальцев) или указать на игрока, совершившего эту ошибку, жестом руки указать команду, которая должна подавать после совершения данной ошибки. Иногда судья затрудняется в определении игрока, которого коснулся при блокировании мяч. В таких ситуациях он показывает на игроков, участвующих в блокировании. Делать это, нужно не спеша, каждый жест должен быть хорошо виден игрокам команды и зрителям и понятен им.

Судья встречи должен следить за соблюдением правил соревнований и спортивной этики. По идентичным нарушениям он должен принимать одинаковые решения. Если он допустил ошибку при определении нарушений игроками правил соревнований и осознал это до введения мяча в игру, то должен отменить свое ошибочное решение.

Когда игровое действие прекращено не из-за нарушения правил соревнований, судья встречи должен официальным жестом объявить “спорный мяч” и предложить команде, подававшей до этого игрового действия, выполнить повторную подачу. В этом случае очко ни одной из команд не прибавляется. Такая ситуация возможна:

- после совершения игроками обеих команд обоюдной ошибки (мяч над сеткой задержан игроками разных команд);

- судья ошибочно остановил игру;

- первый судья отменил решение второго судьи, когда тот ошибочно (по мнению первого судьи) свистком остановил игровое действие;

- игровое действие было прервано при получении игроком травмы;

- при появлении на площадке второго мяча или другого постороннего предмета.

Судьи не должны использовать права назначать “спорный мяч” как выход из затруднительного положения, когда сомневаются в нарушении правил и не могут определить виновную команду.

Если судья осознал, что перед этим он принял ошибочное решение, которое не отменил, то в дальнейшем он ни в коем случае не должен компенсировать это потерпевшей команде, в противном случае он не исправляет, а усугубляет ошибку (допускает вторую ошибку) и в представлении игроков, официальных лиц и зрителей предстает необъективным, чем подрывает свой авторитет.

Судьям не следует вступать в пререкания с игроками и допускать оспаривание принятых решений.

Недисциплинированные игроки, словами или жестами проявляющие недовольство по поводу решений судей, должны быть немедленно наказаны в соответствии с правилами. В таком случае первый судья свистком останавливает встречу, чтобы сделать предупреждение или наказать за неправильное поведение команду либо отдельного игрока. Если недисциплинированность была проявлена во время игрового действия, то судья должен остановить встречу после окончания игрового действия, чтобы эта остановка не оказалась в пользу провинившейся команды.[6,7]

ЖЕСТЫ СУДЕЙ

Для обозначения характера совершенной ошибки или разрешения перерыва в игре первый и второй судьи, а также судьи на линии должны применять официальные жесты.

Жест показывают в течение некоторого времени таким образом, чтобы он был хорошо виден и понятен игрокам и зрителям, а также судье-информатору и судье- секретарю. Если жест показывают одной рукой, то Рука должна быть одноименна той стороне, на которой находится команда, совершившая ошибку (двойное касание, касание сетки, мяч - в поле, переход подачи, мяч задел игрока, четыре касания, мяч задержан, ошибка в расстановке, переход в игровое пространство соперника, игрок задней линии нанес запрещенный атакующий удар, перерыв на отдых, замечание и дисквалификация до конца партии).

Далее судья показывает на игрока, совершившего ошибку, или команду, обратившуюся с просьбой (перерыв для отдыха, для замены), или на пальцах показывает номер игрока. Действие судьи заканчивается показом в сторону команды, которая должна выполнять подачу.

Каждая подача выполняется после официального жеста, которым первый судья должен сопровождать свисток, разрешающий выполнение подачи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: