Глава 1. Культурно – познавательный туризм как фактор социально – экономического развития России

В Ы П У С К Н А Я К В А Л И Ф И К А Ц И О Н Н А Я Р А Б О Т А

(Б А К А Л А В Р С К А Я Р А Б О Т А)

на тему:

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА В СФЕРЕ КУЛЬТУРНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА

 

 

                                                                         

 

                                                             Выполнена: студентом группы 421361

                                                             очной формы обучения

                                                             факультета истории и права

                                                             Токаревым Максимом Сергеевичем

 

Тула 2020

Работа выполнена на факультете истории и права

ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого»

Научный руководитель – Солопов Олег Викторович,

доцент, кандидат философских наук

 

______________________                                          _____________________

(Дата)                                                                          (Подпись)

Работа допущена к защите:

Заведующий кафедрой истории и археологии –  В.Г. Зубарев,

 

 

______________________                                          _____________________

(Дата)                                                                            (Подпись)

 

 

Защита состоится «_____» июня 20_____ года в учебном корпусе №1

ТГПУ им. Л.Н. Толстого

в _____ аудитории в _____ часов

 

Декан факультета истории и права                                     Н.В. Лебединец

 

______________________                                          _____________________

(Дата)                                                                            (Подпись)





СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.. 4

ГЛАВА 1. КУЛЬТУРНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ.. 13

1.1. Культурно-познавательный туризм в системе организации туристской деятельности 13

1.2. Понятие и виды туристских продуктов в сфере культурно-познавательного туризма ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….27

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРОПЕРАТОРА ПО РАЗРАБОТКЕ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА В СФЕРЕ КУЛЬТУРНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА.. 37

2.1. Нормативно-правовые основы организации туристской деятельности по формированию туристского продукта. 37

2.2. Специфика правового регулирования формирования туристского продукта в сфере культурно-познавательного туризма в регионах России (на примере Тульской области). 45

ГЛАВА 3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА КУЛЬТУРНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ.. 57

3.1. Методические аспекты проектирования туристского продукта культурно-познавательного туризма на основе действующего законодательства. 57

3.2. Проект туристского продукта «НАЗВАНИЕ»: содержание, структура, обоснование. 70

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 86

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ... 94

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования.

Для большинства стран туризм играет огромную роль в экономике, решает проблемы в стимулировании социального развития регионов, а также в поступлении значительных средств в государственную казну. На долю туризма приходится около десяти процентов мирового валового национального продукта, мировых инвестиций, всех рабочих мест и мировых потребительских расходов. Развитие туризма оказывает стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, и составляет одно из наиболее перспективных направлений структурной перестройки экономики.

Культура в настоящее время становится важнейшим стратегическим ресурсом устойчивого социально-экономического развития. Актуализация культурного туризма в стратегии отечественной туристической отрасли предполагает решение глобальной задачи – восстановление и развитие малых и средних городов, обладающих культурно-историческим потенциалом. Объекты культурного наследия российских регионов могут стать их реальными конкурентными преимуществами. Возрождение регионов путем воссоздания своей культурно-исторической значимости в рамках развития индустрии туризма несет в себе колоссальный мультипликативный эффект: от оживления экономической ситуации и сглаживания социальной напряженности до выравнивания региональной политики, и актуализации культурного потенциала общества.

Россия обладает колоссальным природным и культурным потенциалом для развития туризма. Для многих российских регионов ориентация на туризм, в том числе культурный туризм, может стать катализатором социально-экономического развития территории, реальной предпосылкой для экономического, социального и культурного возрождения.

Культурно-познавательный туризм в Тульской области рассматривается как отрасль, которая способна создать мультипликативный эффект в развитии региональной индустрии гостеприимства и в смежных с ней отраслях, а в отдельных территориях области – как основа социально-экономического развития. Богатство и разнообразие природных ресурсов Тульской области создает возможности для развития туризма. На современном рынке туристических услуг наблюдается тенденция роста так называемых «культурных туристов», интересующихся такими видами туризма, как этнотуризм, сельский, культурно-образовательный, событийный и т.д. Это дает сфере культуры области все шансы освоить свою туристическую нишу, переняв соответствующие технологии деятельности.

Проблема регулирования культурно – познавательного туризма заключается в том, что законодательство недостаточно развито в данной области. Так, больше внимания в законодательном совершенствовании уделяется экологическому туризму, санаторно-курортному туризму, в отличие от культурно – познавательного. Существуют определённые нормативно-правовые акты, которые регулируют данную область, но они нуждаются в модернизации и дополнении.

Культурно – познавательный туризм является массовым явлением, которое привлекает огромное число туристов не только, проживающих на просторах нашей страны, но и тех, кто проживает за рубежом. Поэтому данная сфера туризма должна законодательно регулироваться, чтобы обеспечить безопасный доступ туристов к объектам культурного наследия в Российской Федерации, а также обеспечить сохранность и охрану культурных ценностей.

В условиях становления туристского рынка России важное значение придается формированию интереса к туристскому продукту и соответственно, разработке новых туристских продуктов культурно – познавательного туризма, а также информационно-рекламной деятельности как средству доведения различных сведений о туристском продукте до массового потребителя. Учитывая конкурентный характер туристской деятельности на рынке спроса и предложения, значение фактора разработки и продвижения туристского продукта значительно возрастает.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования выпускной квалификационной работы является туристская деятельность.

Предметом исследования выступают правовые аспекты формирования туристского продукта в сфере культурно – познавательного туризма.

Цель и задачи исследования.

Цель исследования заключается в анализе нормативно-правовых основ разработки и выявлении особенностей проектирования туристского продукта в сфере культурно – познавательного туризма.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

¾ рассмотреть культурно – познавательный туризм в системе организации туристской деятельности;

¾ дать понятие и выделить виды туристских продуктов в сфере культурно – познавательного туризма;

¾ изучить нормативно-правовые основы организации туристской деятельности по формированию туристского продукта;

¾ выявить специфику правового регулирования формирования туристского продукта в сфере культурно – познавательного туризма в регионах России (на примере Тульской области);

¾ определить методические аспекты проектирования туристского продукта культурно – познавательного туризма на основе действующего законодательства;

¾ подготовить проект туристского продукта «Арт – поляна»: содержание, структура, обоснование.

Методологическая основа исследования.

¾ Для рассмотрения основных теоретических аспектов и мирового опыта в культурно – познавательном туризме использовался описательный метод, а также системный анализ данного вида туризма, как многоуровневого направления, взаимосвязанного в первую очередь с национальной культурой, традициями и историей.

¾ Для изучения развития культурно – познавательного туризма на территории Российской Федерации и позиционирования регионов в данном виде туризма, применялся анализ нормативных и иных правовых актов в сфере туризма, метод обработки статистических источников.

¾ Статистический метод позволил провести анализ и оценить динамику развития культурно – познавательного туризма в мировом опыте и в Российской Федерации

¾ Метод обобщенности позволил выстроить работу в строгой последовательности и прийти к разработке проекта культурно – познавательного туризма, основываясь на исследовательской работе, проведенной в теоретической части работы.

Степень разработанности проблемы.

Отдельные аспекты в области культурно-познавательного туризма

рассматривались в трудах многих ученых.

Анализом определения понятия «культурный туризм» занимались исследователи Н.С. Алфёрова, В.В. Харитон. В их работах показаны различные подходы к его классификации на современном этапе. Приводится авторская классификация культурного туризма. Выделяются два основных подхода: технический и концептуальный. Рассматривается ряд других подходов. Дается определение и отражается основная цель культурно-познавательного туризма.

Ряд ученых изучали понятие туристского продукта и его специфику. О.П. Матвеева, Т.Ю. Иваницкая дали следующее понятие: туристский продукт – это совокупность услуг по перемещению, размещению и питанию, услуг экскурсовода-гида, гида-переводчика, медицинского страхования и предоставлению туристских ресурсов, которая формируется туроператором с учетом спроса путешественников, а продвигается и реализуется в форме туристской путёвки как туроператором, так и турагентом. А такие авторы, как Н.Е. Толповских, А.А. Каралкина, Ю.Г. Галимова определили туристский продукт как комплекс туристских услуг, работ, сопровождающих процесс потребления туристских услуг, и товаров. Каждая из этих составляющих имеет свое значение и непременно гармонично дополняет другие.

Ученые А.А. Зеленин, М.Г. Леухова, Е.С. Генина изучали специфику и значение туристского продукта как основы всей туристской деятельности, определили его составляющие, основные потребительские свойства и факторы, способствующие реализации турпродукта. Ими были выявлены особенности туроператорской деятельности и турагентской деятельности на туристском рынке.

Вопросы разработки культурно – познавательных туров были изучены такими авторами, как В.С. Яговец, М.В. Нуждина. Они считают, что для формирования продукта культурно-познавательного туризма целесообразно использовать технологии туристского проектирования. В практике организации туризма, по их мнению, можно выделить три подхода к проектированию культурно-познавательных туров: технологический, комплексный маркетинговый и гибкие подходы.

М.А. Рындач в процессе формирования турпродукта выделяет следующие этапы: исследование туристского рынка и выбор целевого сегмента потребителей; сбор информации о достопримечательностях туристской дестинации и о местах размещения; проектирование тура; поиск партнеров; планирование тура по дням, часам с учетом возможных трансферов в туристской дестинации; формирование программы тура; подготовка необходимой документации по туру; расчет стоимости тура; проектирование системы продвижения и продаж тура.

По мнению А.Ш. Манерова и А.В. Шигаева создание нового турпродукта последовательно проходит через следующие этапы: генерирование идей относительно турпродукта, его количественных и качественных свойств на основе постоянного изучения действительного и потенциального спроса; разработка концепции нового турпродукта; пробный маркетинг; коммерциализация нового турпродукта.

Н.В. Красильникова, В.Р. Асадова, С.Б. Кокаев занимались исследованием правового регулирования оказания туристских услуг и культурно туризма. Данные авторы изучили актуальные проблемы российского законодательства, затрагивающие правоотношения при заключении, изменении и расторжении договора возмездного оказания туристских услуг и культурно-исторического туризма в Российской Федерации. Отмечается присутствие пробелов при регулировании существенных аспектов оказания туристской услуги. Кроме этого, выявлены главные проблемы в сфере культурно-исторического туризма и предложены возможные пути их решений.

Вопросы роли и значения культурного туризма были подняты в работах О.В. Солопова, Д.О. Большаковой, И.И. Старковой, Р.В. Доржиевой, А.В. Комаровой. В своих работах авторы определили ценностное значение культурного туризма, роль и место культурного туризма в различных сферах современной культуры. В настоящее время туризм рассматривают как самое эффективное средство массовой востребованности и доступности культурных ценностей, источник сохранения наследия. На современном этапе возрастает взаимозависимость культуры и туризма, происходит рост поддержки культуры через туризм и подъем туризма благодаря богатствам культуры. Был сделан вывод, что культурный туризм неразрывно связан с продвижением и формированием бренда территории, поскольку демонстрирует культурное наследие, исторические достопримечательности, памятники природы и святые места.

Ученые В.Н. Назаров, О.В. Солопов, Н.Д. Солопова, Е.Н. Чеснова, Е.Г. Мартьянова анализировали перспективы, факторы развития культурного туризма Тульской области. Ими было изучено современное состояние, специфика, проблематика культурного туризма в современной науке и в Тульском регионе. Данные авторы сделали ряд выводов. Во – первых, целенаправленная политика на развитие культуры и туризма в Тульском регионе способствует решению ряда экономических и социальных проблем. Например, повышению экономического благосостояния и социального самочувствия граждан; открытости населения региона туристам, многообразие досуговой деятельности и т.д. Во – вторых, ими были выделены ключевые факторы развития культурного туризма в регионе, которыми выступают: культурное наследие области; ценностные предпочтения российских и иностранных туристов; региональный брендинг и реклама; трудовые ресурсы и уровень образования работников туристской индустрии и т.д. В – третьих, наиболее значимыми направлениями развития культурного туризма в регионе они считают разработку и применение новых туристских маршрутов и новых объектов туристского интереса.

Источниковой базой исследования служат:

¾ Международные правовые акты (Всеобщая декларация прав человека, Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии);

¾ Конституция РФ;

¾ федеральные законы (Об основах туристской деятельности в Российской Федерации);

¾ указы и распоряжения Президента (Указ Президента «О Федеральном агентстве по туризму и Федеральном агентстве по физической культуре и спорту»);

¾ постановления и распоряжения Правительства (Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)"»)

¾ ведомственные акты (Письмо Роспотребнадзора «Об особенностях правоприменительной практики, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания», ГОСТ Р 50681-2010 «Туристские услуги. Проектирование туристских услуг», ГОСТ Р 53522-2009 «Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения»);

¾ акты субъектов (Закон Тульской области «О туристской деятельности на территории Тульской области», Постановление Правительства Тульской области «Об утверждении стратегии развития туризма на территории Тульской области на период до 2035 года»).

Научная новизна выполненной работы заключается в комплексном описании развития и потенциала культурно – познавательного туризма, так как научная литература анализирует лишь отдельные его компоненты. По итогам выполненной работы нами был изобретен проект туристского продукта «Арт - поляна», который полноценно выполняет основные задачи культурно – познавательного туризма, а именно повышает культурный уровень людей во время биеннале, удовлетворяет их потребности в постижении нового. Данный проект нацелен на привлечение внимания людей к территории Тульской области, которая хранит в себе культурное наследие целого народа.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы учеными, исследователями, студентами при написании дипломных, курсовых работ как методологическая основа дальнейших исследований, связанных с правовым регулированием разработки туристского продукта в сфере культурно – познавательного туризма.

Практическая значимость заключается в возможности использования материалов исследования в учебном процессе при преподавании дисциплины «Туристско – рекреационное проектирование», могут применяться органами государственной власти и местного самоуправления при подготовке проектов программ развития туризма на региональном уровне. Также, материалы данной работы могут быть использованы туроператорами при формировании туристского продукта.

Структура работы обусловлена целями и задачами исследования, что позволило наиболее полно раскрыть выбранную тему. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.

 

 

ГЛАВА 1. КУЛЬТУРНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: