Понятие и виды туристских продуктов в сфере культурно-познавательного туризма

В научной и учебной литературе по туризму туристский продукт исследован достаточно подробно. Однако единого определения данного понятия не выработано. Также различаются точки зрения специалистов на составляющие туристского продукта.

До внесения в 2007 г. поправок в Закон об основах туристской деятельности[33] туристский продукт определялся как право на тур, предназначенное для реализации туристу, а соответственно, сам тур − комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия[34]. Однако это определение принципиально отличается от определения данного понятия, существовавшего сейчас.

В настоящее время понятие туристского продукта сформулировано в Федеральном законе от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации[35]». Согласно которому, «туристский продукт – это «комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта».

Роспотребнадзор в разъяснительном письме «Об особенностях правоприменительной практики, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания»[36] пояснил, что данное определение туристского продукта соответствует положениям п. 2 ст. 779 ГК РФ, определившей соответствующий предмет гражданских сделок как «услугу по туристическому обслуживанию. [37]

По мнению О.П. Матвеевой, Т.Ю. Иваницкой туристский продукт – это совокупность услуг по перемещению, размещению и питанию, услуг экскурсовода-гида, гида-переводчика, медицинского страхования и предоставлению туристских ресурсов, которая формируется туроператором с учетом спроса путешественников, а продвигается и реализуется в форме туристской путёвки как туроператором, так и турагентом[38].

Исследователи Н.Е. Толповских, А.А. Каралкина, Ю.Г. Галимова определили туристский продукт как комплекс туристских услуг, работ, сопровождающих процесс потребления туристских услуг, и товаров. Каждая из этих составляющих имеет свое значение и непременно гармонично дополняет другие[39].

Несмотря на отсутствие в Законе об основах туристской деятельности определения понятия «туристская услуга», эта категория заслуживает самого пристального внимания. Это связано прежде всего с тем, что туристский продукт неразрывно связан с туруслугой и, по сути, состоит из совокупности таких услуг.

Понятие туристской услуги было предложено в Проекте Федерального закона N 377260-3 "О туризме и туристской индустрии в Российской Федерации" (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 17.10.2003), согласно которому комплексная туристская услуга ("услуга по туристическому обслуживанию") – это комплекс технологически связанных услуг, который оказывается или предлагается для оказания Заказчику (потребителю) за общую цену в составе как минимум двух нижеследующих частей:

¾ услуг по перевозке;

¾ услуг по размещению;

¾ иных туристских услуг, включая трансфер, не связанных с перевозкой и размещением[40].

Следует отметить, что туристские услуги закреплены в государственном стандарте РФ[41] и определяются как результат деятельности организации или индивидуального предпринимателя по удовлетворению потребностей туриста в организации и осуществлении тура или его отдельных составляющих.

В ГОСТе 2017 года дано следующее определение: туристские услуги – это «Услуги по удовлетворению потребностей туристов в организации и осуществлении путешествий, отдыха и рекреации, в том числе в услугах перевозки, размещения, питания, экскурсий»[42].

Исследователи О.П. Матвеева, Т.Ю. Иваницкая предлагают следующую трактовку: «туристская услуга − совокупность действий организаторов путешествий и исполнителей услуг, обусловленных целью удовлетворения познавательных, оздоровительных, спортивных, профессионально-деловых и иных потребностей туристов[43]».

Согласно ГОСТу от 31.10.2017, туристская деятельность включает в себя оказание основных и дополнительных (сопутствующих) туристских услуг[44].

К основным туристским услугам относят:

¾ услуги по размещению (проживанию) туристов;

¾ услуги по организации перевозки туристов (трансфер);

¾ экскурсионные услуги.

Дополнительные (сопутствующие) туристские услуги включают в себя:

¾ информационно-рекламные услуги;

¾ услуги по организации питания туристов;

¾ услуги по организации досуга туристов;

¾ консалтинговые (консультативные) услуги;

¾ услуги инструкторов-проводников;

¾ прочие виды услуг.

Исследователи О.П. Матвеева, Т.Ю. Иваницкая предлагают следующую классификацию туристских услуг:[45] (рис.2)

 

 

(рис.2)

Исследователь Г.В. Заднепренко все туристские продукты делит на 2 вида:

Первый вид – осязаемые товары: еда и напитки, снаряжения, одежда, сувениры, произведения искусства. Ко второму виду автор относит неосязаемые услуги: услуги размещения, услуги предприятий питания, развлечения, услуги по перевозке различными видами транспорта.[46]

Автор делает вывод, что сегодня под турпродуктом понимают три основных вида возможных предложений на рынке. Это:

¾ Собственно, тур, как комплексная туристская услуга;

¾ Отдельные туристские услуги, к которым можно отнести: транспортные услуги, оформлению заграничных паспортов и виз стран пребывания, страховку, экскурсионную программу, прокат автомобиля и т.д.;

¾ Товары туристского назначения, включая различного рода информационные материалы (каталоги, справочники, карты, словари, путеводители, сувенирная продукция и т.д.), которые необходимы туристу в стране пребывания[47].

Н.Е. Толповских, А.А. Каралкина, Ю.Г. Галимова все туристские услуги подразделяют на основные и дополнительные. К первым относят услуги, включенные в комплексное обслуживание (как правило, транспорт, размещение, питание) и оплачиваемые туристом заранее, ко вторым – приобретаемые туристом во время путешествия сверх ранее оплаченного комплексного обслуживания[48].

Также, к дополнительным услугам эти авторы относят: дополнительные экскурсии, не вошедшие в перечень основных услуг, физкультурно – оздоровительные услуги, медицинские услуги, культурно-зрелищные и игровые мероприятия и др.

Культурно-познавательный туризм играет значительную роль в культурной жизни современного общества. Культурный туризм реализуется в различных формах и использует как материальное наследие, так и нематериальную среду. В предложении культурного туризма на туристском рынке происходят изменения. Для формирования продукта культурно-познавательного туризма целесообразно использовать технологии туристского проектирования. В практике организации туризма можно выделить три подхода к проектированию культурно-познавательных туров.

Согласно мнению Т.А. Борисовой, культурный продукт для туризма определен как благо, предоставляемое в виде деятельности в культурной сфере или материально-вещных условий потребления разнообразных культурных ценностей, повышающее туристскую привлекательность дестинации или отдельных культурных достопримечательностей. Как видно, продукт для культурного туризма, базируется на ресурсах особого рода – культурных достопримечательностях и туристских практиках. Он формируется на двух уровнях:

¾ на уровне формирования тура как комплексного турпродукта, имеющего культурную составляющую различного масштаба в соответствии с уровнями культурного туризма;

¾ на уровне отдельного культурного объекта (материальных объектов или процессов и их совокупности, конструирующих единый продукт для культурного туризма на общей концептуальной основе)[49].

Основным инструментом реализации познавательных услуг для туристов является экскурсия, но активно используются и другие способы знакомства с культурой - анимационные программы, фестивали и праздники, экспедиционные исследования, дегустация, погружение. В рамках последнего, например, оформился джайлоо-туризм - один из новых видов туризма.

По мнению В.С. Яговец все культурно-познавательные туры по способу организации можно разделить на программные и заказные.

Программные представляют из себя заранее сформированный пакет туруслуг (размещение, питание, транспорт, экскурсии и пр.), предоставляемых туристам по определенной программе. Услуги потребляются туристами в определенных местах в определенное время и их непредоставление или замена расцениваются как нарушение программы, а, следовательно, договора с туристами.

В заказных (индивидуальных) турах потребитель вправе корректировать набор услуг не только на этапе формирования, но и во время исполнения тура по договоренности с туроператором. Такие туры, как правило, дороже, но позволяют заказчику самому отбирать интересующие его достопримечательности, мероприятия и уровень услуг.[50]

В.С. Яговец выделяет специфику в технологии организации культурно-познавательных туров. В состав основных услуг обычно входят:

1) услуги размещения - в гостиницах туристского класса в номерах категории «Стандарт»;

2) услуги питания - лучше включать в стоимость 1-2-разовое питание (например, завтрак + ужин). Это позволит немного снизить базовую стоимость тура и сделать его более гибким, предоставляя тот тип питания и характер блюд, который соответствует пожеланиям туристов, например, дегустация национальной кухни;

3) транспортные услуги - преимущественно используются экскурсионные автобусы (со всем необходимым техническим оснащением), так как они мобильны и доступны для целевой категории туристов;

4) экскурсионные услуги - в программу тура обычно включаются обзорные экскурсии или экскурсии по тематике тура, также имеется богатый выбор дополнительных экскурсий[51].

Культурно-познавательные туры имеют различные тематические

разновидности: исторические, театральные, фольклорные, этнографические,

литературные и др.

Основным элементом культурно-познавательных туров является экскурсия - посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т. д.) с целью приобретения новых знаний и получения новых впечатлений[52].

Целесообразно в программу культурно-познавательного тура также включать различные анимационные услуги: концерты местных исполнителей, тематические мастер-классы, посещение событийных мероприятий.

Существуют две разновидности культурно - познавательных туров:

1) стационарные туры с пребыванием туристов в одном городе, туристском центре;

2) маршрутные туры – посещение нескольких городов и центров достопримечательностей, выстроенное в виде маршрута путешествия.

Таким образом, туристский продукт должен включать минимум две туристские услуги — перевозку и размещение. Закон также предусматривает возможность включения в его состав иных туристских услуг. Туристские услуги характеризуются большим разнообразием.

В условиях становления туристского рынка России значение придается формированию туристского продукта, также разработка и продвижение новых туристских продуктов. От того, как будет сформирован турпродукт зависит не только общее впечатление туриста о предоставленных ему туристских услуг, но также складывается впечатление от страны в целом, что является главным в туристическом бизнесе. Постоянно изменяющиеся условия предприятия должны своевременно и адекватно реагировать на изменения потребностей в турпродукте, услугах, что отражается в их жизненных циклах.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: