К долговременным и сложным по организации относится исследовательский эксперимент. В начальной школе он применяется как метод обучения довольно редко.
Исследовательский эксперимент чаще всего используется во внеурочной и внеклассной кружковой работе.
Проведение эксперимента требует тщательной подготовки, При этом учитель должен помнить:
1. В экспериментальном исследовании важную роль играет предварительная гипотеза, т.е. предположение, выдвигаемое для объяснения тех явлений, которые предполагается изучать посредством эксперимента.
2. Для проведения исследования необходимо иметь контрольный и экспериментальный экземпляры исследуемых объектов.
3. Важным отличием эксперимента от обычного наблюдения является вариация условий наблюдения. В природе на один объект воздействует широкий спектр условий. В экспериментальном опыте по возможности устраняются те явления, которые маскируют изучаемый процесс и вводятся факторы его усиливающие.