Анализ возможностей образовательного учреждения для инноваций и их прогнозирование (ресурсный анализ)
Процесс инновационного развития образовательного учреждения предполагает решение следующих задач:
1.Повышение качества учебно-воспитательного процесса через постоянное совершенствование его содержания;
2.Повышение профессионального мастерства педагогов через участие в различных формах методической работы и конкурсах;
3.Организация инновационной деятельности образовательного учреждения как способа реализации как творческого потенциала педагогов и обучающихся.
4. Создание организационно- правовых условий и научно-методического обеспечения реализуемых в школе комплексных целевых программ развития.
Основными формами организации инновационного развития школы являются:
1.Индивидуальная опытно-экспериментальная и инновационная деятельность педагогов (индивидуальные срезы, отчеты);
2.Диагностические замеры и срезы (планы, отчеты);
3.Семинары, тренинги, конференции;
4.Плановые консультации педагогов;
5.Разработка и апробация новых методик.
Прогнозирование инновационного развития организации – один из способов повышения обоснованности подготовки решений по выработке и реализации инновационной деятельности. На всех этапах прогнозирования можно выделить несколько сходных стадий.
Аналитическая стадия. Исследователям представляется как максимально полная информация об объектах прогнозирования, так и надежный методический инструментарий. На данной стадии концентрируется интеллектуальный труд исследователей многих специальностей: экономистов, социологов, «естественников» различных направлений, конструкторов, технологов, менеджеров, специалистов по маркетингу и управлению персоналом.
Методическая стадия. Призвана вооружить прогнозистов современным инструментарием, учитывающим достижения современной науки, что повышает достоверность и степень вероятности прогнозов. При прогнозировании важно учитывать основные методологические положения, обоснованные наукой и подтвержденные практикой: будущее – не застывшее образование, а процесс; прошлое, настоящее и будущее находятся во взаимосвязи; будущее развивается в соответствии с определенными закономерностями, но является одновременно и неопределенным, и вариантным, и многоликим; факторы развития объекта прогнозирования в своем действии объективны, но сила их влияния меняется под воздействием субъективных условий.
Программная стадия. Определяются пути достижения целей инновационного развития производства системы, отдельные инновационные факторы ее обновления. Данная стадия предусматривает выполнение ряда последовательных операций, обеспечивающих разновариантную направленность путей достижения единой цели прогнозирования: уточнение и конкретизация целей научно-технологического преобразования производства (2–3 варианта); выявление по каждому варианту целей технологических или технико-технологических комплексов (1–2 варианта по каждой цели); оценка научно-технологического потенциала системы, способов его пополнения и возможностей использования для обновления технологических цепей; построение модели процесса достижения цели.
Ресурсно-организационная стадия. Выявляются варианты распределения ресурсов, подкрепления их организационно-техническими, мотивационными и прочими условиями, позволяющими обеспечить достижение целей прогнозируемого научно-технологического обновления хозяйственной системы. На этой стадии осуществляется важнейшая операция научно-технического развития систем – выбор приоритетных направлений.
Прогнозы инновационного развития классифицируют по разным критериям: периоду (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные); используемым методам (экспертные, экстраполяционные, модельные, дедуктивные); содержанию (социально-экономические, естественнонаучные).
Стадия цикличности. Дается научное объяснение динамики различных видов нововведений (техники, технологии, организации труда и производства, изобретений и т. д.), их трансформации, формирования и смены технологических укладов в хозяйственных системах.
Оценка, выбор, планирование и организация инноваций в педагогическом процессе образовательного учреждения
Формирование инновационной направленности предполагает использование определенных критериев, позволяющих судить об эффективности того или иного нововведения. Принимая во внимание имеющийся опыт исследований по педагогике, можно определить следующую совокупность критериев педагогических новшеств:
-один из основных критериев оценки педагогических исследований, основной результат творческого процесса, свойство и самостоятельная ценность любого нововведения. Отвечает на вопрос: «В чем состоит сущность предлагаемого нового, каков уровень новизны?» Выделяют несколько уровней новизны: абсолютная, локально-абсолютная, условная, субъективная, — отличающиеся степенью известности и областью применения;
- затрата сил и средств учителей и обучающихся для достижения результатов. Введение в образовательный процесс педагогической инновации и достижение высоких результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах свидетельствует о ее оптимальности;
- определенная устойчивость положительных результатов в деятельности учителей. Технологичность в измерении, наблюдаемость и фиксируемость результатов, однозначность в понимании и изложении делают этот критерий необходимым в оценке значимости новых приемов, способов обучения и воспитания;
- если ценная педагогическая идея или технология остаются в рамках узкого, ограниченного применения, обусловленного особенностями и сложностью технического обеспечения или спецификой деятельности учителя, то вряд ли можно говорить о педагогическом новшестве. Знание критериев оценки педагогических инноваций и умение их использовать создают основу для педагогического творчества педагога, освоения профессионально-педагогической культуры.
Особенности программно-целевого подхода и формирование инновационного банка в управлении инновационным процессом в образовательном учреждении
В ходе осуществления и распространения инноваций в сфере образования формируется и развивается современная образовательная система - глобальная система открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания, непрерывного образования человека в течение всей его жизни. Эта система представляет собой единство:
• производственных инноваций в сфере образования, а именно новых технологий (технологических инноваций), новых методов и приемов преподавания и обучения (педагогических инноваций);
• управленческих инноваций, включая экономические механизмы в сфере образования (экономические инновации) и институциональные формы в области образования (организационные инновации).
В основе развития новой образовательной системы лежат современные информационные, компьютерные и телекоммуникационные технологии — технологические инновации. Применение этих технологий сопровождается радикальными изменениями в педагогических методах и приемах, в организации труда преподавателей и обучающихся, в экономических механизмах и даже в теории и методологии современного образования.
В качестве основных типов технологий можно выделить Интернет-технологии, технологии электронной почты, чатов, групп, компьютерные обучающие программы, Wеb-технологии и другие.
Необходимо отметить, что в большинстве учебных почтовых конференций целесообразно управлять и координировать дискуссии, т.е. большинство из них модерируемые (например, ZOOM). Эффективность применения данной технологии в учебном процессе во многом определяется квалификацией модератора (специалиста, ведущего учебную конференцию), его умением управлять дискуссией так, чтобы цели учебного курса достигались в наибольшей степени.
Активно внедряется в учебные процессы и такая технология, как компьютерные обучающие программы, в том числе гипертекстовые, мультимедиа, интеллектуальные и другие. Обычно они предоставляют возможность обучения в двух основных режимах — информационно-справочном и контрольно-обучающем.
В настоящее время стало возможным говорить о том, что использование Web-технологий для разработки и доставки учебных курсов ведет к развитию новой модели, парадигмы обучения. К основным типам Web-технологий, применяемых в инновационном обучении, можно отнести следующие:
• Интегрированные обучающие пакеты (ИОП) для разработки и доставки инновационных курсов на базе Web-технологии. Среди них можно отметить такие, как пакет WebCT (предназначен для построения карт обучающих курсов, для совместного использования информационных ресурсов, проведения конференций, тестирования и оценивания), пакет Interactive Learning Network (предлагает инструментальные средства оценивания обучения, создания базы данных успеваемости, интерактивного ассистирования, дискуссий в реальном времени, группового дистанционного обучения), пакет The Internet Classroom Assistant (нацелен на проведение обучающих конференций, совместное использование информационных ресурсов и связей в различных учебных средах) и другие.
Успешное управления инновационным процессом в образовательном учреждении предполагает формирование инновационного банка.
Для того, чтобы говорить об управлении инновационными процессами на макро- и микроуровне, необходимо:
- на уровне образовательного учреждения: проанализировать текущую инновационную деятельность, разработать инновационную образовательную стратегию и политику, в соответствие с ними изменить организационную структуру, оценить инновационный потенциал, организовать инновационное планирование в школе, выявить возможности осуществления инновационного процесса своими силами или прибегнув к услугам инновационной инфраструктуры;
-на уровне региона: определить инновационные образовательные возможности и потенциал региона, выявить приоритетные направления, позиционирующие инновационную образовательную деятельность на региональном уровне, создать региональную инновационную образовательную систему;
-на уровне государства: создать мониторинговый центр по оценке осуществления инновационного образовательного процесса в республике, усовершенствовать деятельность имеющейся инновационной инфраструктуры, принять меры по усилению связи науки с образованием, усовершенствовать методы оценки инновационных образовательных проектов и критериев их эффективности, разработать современные методы управления образовательными проектами и нововведениями.
Прогнозирование уровня инновационного развития и достижения результатов обеспечивается посредством реализации модели управления инновационными образовательными процессами.






