Работа социального педагога в школе и микрорайоне

 

СОЦИАЛЬНЫЕ  ЗАДАЧИ ШКОЛЫ

 

В  практике  современной российской  школы,  когда  канула  в Лету идеология коммунистического воспитания и неосуществлен­ ная  утопия  всестороннего развития личности, у школьных педа­ гогов  наступила растерянность: как  в воспитании подрастающего поколения обойтись без школьного комсомола и пионерии?

Социальный, экономический и политический кризис обще­ ства отразился и на системе  образования. Наряду  с социологичес­ ким балластом из школьной жизни были выброшены и многие ценные завоевания советской школы. В сложившейся ситуации общеобразовательная школа должна определить свои учебную, воспитательную и социальную задачи, выдвинув на первый план свои социальные функции. Попытаемся их выделить.

Школа по-прежнему решает  задачу   выполнения  Закона  «О все­ общем образовании», но организация образования должна  осуще­ ствляться в интересах детей  и подростков.

Школа не  снимает с  себя  ответственность за   организацию  вос­

питательной работы.

Приоритетной в деятельности школы  является забота о детях,

о каждом  ребенке в отдельности, их настоящем и будущем.

Детское самоуправление должно  стать неотъемлемой частью организации всей  работы  школы.

Основная социальная задача школы  — воспитание Человека, Гражданина и осуществление права  ребенка на  образование

Школа — главный функционер программы «Дети России», по которой оказывается педагогическая и социальная помощь детям, нуждающимся в социальной защите.

Охарактеризуем подробнее направления  социальной  работы  в школе,  назовем ответственных за ее проведение.

Администрация школы, классные руководители, воспитатели групп продленного  дня   организуют  выделение  материальной  помощи, бесплатное питание в  школе  детям  из  малообеспеченных семей. Классные руководители, воспитатели групп  продленного дня  изу­ чают  положение  ребенка в  семье,  работают  с  трудными детьми индивидуально.

Школьные  психологи   исследуют способности ребенка и его ин­ тересы,  намечают пути  его  индивидуального развития,  обучения и воспитания,  оказывают психотерапевтическую и психологичес­ кую  помощь,  консультируют детей  и  родителей.

Служба здоровья проводит углубленные осмотры школьников, создает  физкультурные группы,  организует специальное  питание для ослабленных детей и наблюдение за карантинными классами.


 

Руководит социальной работой в школе  один  из заместителей директора. Вопросы социальной работы с детьми и родителями обсуждаются на родительских конференциях и педагогических со­ ветах.

В школе, где нет освобожденного социального педагога, пере­

смотрены обязанности всех ее работников.  •,

Так, администрация школы  кроме  решения традиционных воп­ росов  руководства педагогическим коллективом и осуществления Закона «О всеобщем образовании» организует воспитательную ра­ боту во внеучебное время, работу  родительского комитета с семь­ ями, где трудные  дети.

Заместитель директора по воспитательной работе налаживает

связь школы  с внешкольными детскими учреждениями, различ­ ными  просветительскими организациями, инспекцией по  делам несовершеннолетних.

Заместитель директора по учебной  работе   организует работу кружков, секций, клубов, индивидуальную работу учителей  с уче­ никами, консультации для  учеников по  месту жительства, работу педагогов  с  трудными  детьми  и  детьми,  которые  нуждаются  в особом  педагогическом внимании.

Учителя  начальных классов и классные руководители, изучив се­ мьи  и учеников микрорайона,  выделяют тех ребят, которые нуж­ даются  в социальной помощи, помогают семье  в воспитании труд­ ных детей.

Учителя-предметники, определив способности,  уровень  обучен­ ное™ и наклонности детей, организуют различные кружки  и сек­ ции, готовят массовые мероприятия в школе, привлекая к их про­ ведению  родителей  и  бывших  учеников  школы,  приглашают  в школу  интересных людей.

 

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО  ПЕДАГОГА В ШКОЛЕ

 

Введение ставки  социального педагога  в школе  определяет ста­

тья 55 Закона. «Об образовании».

В отличие  от учителя-предметника место  социального педагога  в школе  не за учительским столом  в кабинете, а в школьном клубе, в секции, на «тусовке», в разновозрастном отряде, там, где можно влиять на ребенка. Только  здесь, во внеучебной обстановке, он может выявить детей-аутсайдеров, с девиантным поведением и других, испытывающих сложности в адаптации к окружающей их жизни, изучить  их личностные особенности и определить возможные пути помощи им. Сегодня, когда алкоголизм и наркомания, правонару­ шения среди  подростков — обычное явление, учреждение должно­ сти  социального педагога  очень  актуально.

Социальный педагог, объединяясь в своей  воспитательной ра­

боте с родителями, становится организатором внеучебного  време-


 

ни школьника,   курирует работу различных секций и клубов,  тру­ довых, туристских и краеведческих отрядов. Он координирует ра­ боту педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей социальной микросредой, и общественностью мик­ рорайона; периодически информирует пеЬагогический коллектив школы  о  психологическом климате  в классах,  о  каждом  труд­

ном ученике  и о возможных путях оказания ему помощи; ру­ ководит подготовкой и составлением плана социальной работы школы.

Особого  внимания требуют от социального педагога дети, исключенные из школы.  Он помогает устроить их в другую школу, освоиться в новом  коллективе.

Социальный педагог выявляет школьников, работающих в учеб­ ное время,  способствует возвращению их в школу,  проверяет вы­ полнение правовых  норм  детского  труда,  в том числе  его оплату. Он контролирует получение многодетными семьями социальных привилегий, в числе которых: школьные завтраки, школьная одеж­ да,  возмещение транспортных расходов.

Социальный педагог ведет исследовательскую работу, он вы­ являет социально-демографическую структуру микрорайона, на­ личие семей «группы риска»,  подростков-правонарушителей, боль­ ных детей.  Он организует благотворительные мероприятия, праз­ дники  для больных  детей и детей-сирот.

Подросток часто не знает социальных норм поведения. Совре­ менная школа, социальный педагог, осуществляя социальную защиту, должны дать учащимся  знания об их правах,  о социальных гарантиях  при обучении  и в трудовой деятельности, экономичес­ ких и социальных нормах  использования труда подростков и мо­ лодежи  в условиях  рынка.

Под социальными гарантиями предполагается: заработная плата не  ниже  прожиточного минимума, пенсии, пособия,  право  на труд, бесплатное образование и медицинское обслуживание, право на жилище  и отдых.

Не  только  социальный  педагог,  а  каждый  учитель-предмет­ ник,  классный руководитель должны  решать  вопросы  адаптации учащихся  к жизненной среде, социализации личности, а соответ­ ственно  вопросы  межличностных взаимоотношений учащихся между  собой,  учащихся  и  педагогов.  Для  этого  учитель  должен работать  не с массой  учеников, а с каждым  ребенком, подрост­ ком  индивидуально.

Интересен опыт такой  работы  учительницы математики шко­ лы № 809 г. Москвы А. В. Няниной. Она считает, что самое главное в работе учителя  — охватить своим  влиянием ребят  «группы рис­ ка»,  которая  включает  учащихся, конфликтующих  с учителями, не ладящих  с родителями, с физическими отклонениями. Ища пути решения поставленной задачи,  она пыталась  ответить на сле­ дующие  вопросы:

 

64


Почему  подросток хорошо  учится в начальной школе?

Почему у одного  учителя он учится хорошо,  а у другого плохо? Почему  одни  отвечают  хорошо  устно,  а другие письменно? Почему  с одними  существует  взаимопонимание, а с другими

нет?

Почему  в классе  «Б» он успевает объяснить новый  материал, а в «А» нет?

Отвечая  на эти вопросы, учительница поняла, что гораздо важ­ нее преподавания знаний выбор  нужного  стиля  обучения, инди­ видуализация работы на уроке в зависимости от типов мышления учащихся.

В соответствии с этими  типами  подбираются домашние зада­

ния,  строится  учебно-воспитательный процесс.

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: