Глава I. Теоретические основы формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста с недостатками зрительного восприятия с использованием игр и упражнений

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3

Глава I. Теоретические основы формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста с недостатками зрительного восприятия с использованием игр и упражнений………………………………6

1.1. Содержание и особенности формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста с недостатками зрительного восприятия………....................................................................................................6

1.2. Работа воспитателя по формированию представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста с недостатками зрительного восприятия с использованием игр и упражнений …………………………………………....15

Выводы по первой главе……………………………………………...…………24

Глава II. Опытно-практическая работа по формированию представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста с недостатками зрительного восприятия с использованием игр и упражнений……………………………..25

2.1. Цель и задачи опытно-практической работы. Первичная диагностика сформированности временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с недостатками зрительного восприятия………………………….…25

2.2. Методическое описание серии игр и игровых упражнений по формированию представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста с недостатками зрительного восприятия ……………………………30

2.3. Методические рекомендации для родителей по формированию представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста с недостатками зрительного восприятия …………………………………..……42

Выводы по второй главе………………………………………………………...46

Заключение…………………………………………………………………...…..47

Список литературы…………………………………………………………...….49

Приложение      

 

Введение

Детям дошкольного возраста жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время, правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Поэтому, в педагогической практике встает вопрос как ребенку показать время. Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности.

Все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Поэтому знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали детям существенные характеристики времени: его текучесть, непрерывность, необратимость.

К настоящему времени выросло количество детей, входящих в группу риска по зрению, то есть детей, у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением. Проблема изучения слабовидящих детей, особенностей их психического развития недостаточно освещена в литературе. Быстрое же развитие сети специальных дошкольных учреждений для слабовидящих детей требует разработки системы коррекционно-воспитательной работы. Проблемой формирования временных представлений у детей с недостатками зрительного восприятия занимались такие ученые, как В.А. Кручинин, Е.Б. Островская, Л.И. Плаксина, В.С. Сверлов, Л.А. Семенов, Л.И. Солнцева, Н.Г. Хопренинова и др. Данная проблема не достаточно раскрыта в литературе, в этом и видится актуальность данной темы.

Тема исследования: «Формирование представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста с недостатками зрительного восприятия с использованием игр и упражнений».

Цель исследования: выявить возможности использования игр и упражнений в формировании представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста с недостатками зрительного восприятия.

Объект исследования: процесс формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста с недостатками зрительного восприятия.

Предмет исследования: игры и упражнения как средство формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста с недостатками зрительного восприятия.

Гипотеза исследования: процесс формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста с недостатками зрительного восприятия будет успешным, если:

- изучить особенности формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста с недостатками зрительного восприятия;

- систематически, целенаправленно использовать игры и упражнения в формировании представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста с недостатками зрительного восприятия;

- проводить работу по формированию представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста с недостатками зрительного восприятия совместно с родителями.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по исследуемой проблеме.

2. Охарактеризовать процесс формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с недостатками зрительного восприятия.

3. Выявить эффективность игр и упражнений в формировании представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста с недостатками зрительного восприятия.

4. Составить серию игр и упражнений, направленных на формирование представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста с недостатками зрительного восприятия и разработать рекомендации для родителей.

Методы исследования:

- теоретические (анализ, систематизация и обобщение информации по проблеме исследования);

- эмпирические (наблюдение, педагогический эксперимент, анализ педагогической документации);

- статистические (сбор и обработка данных).

Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что разработанные материалы могут быть использованы студентами колледжа специальности 44.02.04 Специальное дошкольное образование в рамках производственной практики и молодыми воспитателями в профессиональной деятельности.

База опытно-практической работы Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан.


 


Глава I. Теоретические основы формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста с недостатками зрительного восприятия с использованием игр и упражнений


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: