Выводы по первой главе

В данной главе были раскрыты теоретические основы формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с недостатками зрительного восприятия с использованием игр и упражнений. Методика формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста освещена в трудах известных педагогов: Я.А. Коменского, Е.И. Тихеевой, Ф.И. Блехер, А.М. Леушиной, Т.Д. Рихтерман.

Все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Поэтому знакомство детей старшего дошкольного возраста с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали детям существенные характеристики времени: его текучесть, непрерывность, необратимость.

Наиболее эффективными методами и приемами формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с недостатками зрительного восприятия являются игровые: дидактические игры и упражнения с математическим содержанием. Регулярное использование системы специально подобранных игр, направленных на формирование представлений о времени расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям с нарушениями зрения более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Таким образом, на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы выдвинутая гипотеза подтверждена.

Глава II. Опытно-практическая работа по формированию представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста с недостатками зрительного восприятия с использованием игр и упражнений

Цель и задачи опытно-практической работы. Первичная диагностика сформированности временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с недостатками зрительного восприятия

 

После изучения психолого-педагогической и методической литературы для реализации поставленных задач и подтверждения гипотезы была проведена опытно-практическая работа.

Цель опытно-практической работы: выявить эффективность использования игр и упражнений в формировании представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста с недостатками зрительного восприятия.

Задачи опытно-практической работы:

1. Провести первичную диагностику уровня сформированности временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с недостатками зрительного восприятия.

2. Дать методическое описание серии игр и игровых упражнений, направленных на формирование представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста с недостатками зрительного восприятия.

3. Разработать методические рекомендации для родителей по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с недостатками зрительного восприятия.

Опытно-практическая работа проводилась в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 5» «Хрусталик» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан в старшей группе № 7 «Пчёлки» с детьми с недостатками зрительного восприятия.

Учреждение укомплектовано высокопрофессиональными кадрами. Работу с детьми осуществляют: воспитатели, учитель-дефектолог (тифлопедагог) – коррекция и компенсация зрительных нарушений и интеллектуального развития; учитель-логопед, педагог-психолог и другие специалисты. Содержание и дидактические приемы коррекционной работы строятся дифференцированно, сообразуясь с возрастом детей, структурой и составом нарушенных функций, особенностями восприятия учебного материала, с личностью воспитанников.

В воспитательно-образовательном процессе педагогический коллектив руководствуется образовательной программой, составленной на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы и программы под редакцией Л.И. Плаксиной «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Коррекционная работа в детском саду». В данной программе предусмотрено: создание в процессе обучения детей условий, благоприятных для развития зрительного восприятия; оптимальное использование наглядных пособий; применение специальных методов обучения, учитывающих особенности нарушения зрения у каждого ребенка.

Материальная и методическая база дошкольного учреждения, оснащение групп соответствует ФГОС ДО. В группах тщательно продумано размещение мебели, оборудования, создание центров детского творчества, что создает эмоционально-настраивающий компонент среды. В методическом кабинете имеются необходимые дидактические, наглядные пособия и методическая литература, необходимая для развития зрительного восприятия и организации воспитательно-образовательного процесса.

В детском саду созданы все условия для развития зрительного восприятия. В группе имеется центр математического развития, где имеются иллюстрации, картинки с изображением деятельности детей и взрослых в разное время суток и время года; игры для развития временных представлений: «Закончи предложения», «Назови соседей», «Назови все части суток, времена года»; настенные часы с указанием частей суток (утро, день, вечер, ночь); настенный календарь «Времена года»; книги математического содержания и рабочие тетради. Дети проявляют самостоятельность в выборе материала, исходя из развивающихся у них потребностей, интересов.

Первым этапом опытно-практической работы было проведение первичной диагностики. Цель диагностики: определить уровень сформированности временных представлений у детей старшего дошкольного  с недостатками зрительного восприятия.

Таблица 1

Критерии и уровни развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с недостатками зрительного восприятия

№ п/п

Критерии развития временных представлений

Характеристика уровней развития временных представлений

Высокий (В) Средний (С) Низкий (Н)
1 Умеет определять части суток Ребенок сам определяет части суток, хорошо справляется с заданными вопросами Ребенок допускает ошибки, но с помощью взрослого определяет части суток   Ребенок не справляется с заданием
2 Знает дни недели Хорошо ориентируется в днях недели Ребенок с помощью направления воспитателя определяет дни недели Не уверен в себе и не может ответить на вопрос какой сегодня день недели?
3 Умеет определять времена года Ребенок самостоятелен в работе, понимает объективность, непрерывность (продолжительность) необратимость времени: что после зимы всегда наступает весна   С трудностью определяет времена года, путается в них Дети полностью не отвечают на вопросы

№ п/п

Критерии развития временных представлений

Характеристика уровней развития временных представлений

Высокий (В) Средний (С) Низкий (Н)
4 Знает месяцы Ребенок активен в работе Ребенок справлялся, но не в полной мере   Ребенок не называет месяца

 

Для реализации поставленной цели была проведена диагностическая работа с детьми. Использовалась методика диагностики Н.Я. Кушнир для определения временных представлений детей старшего дошкольного возраста с недостатками зрительного восприятия. Выявляли представления детей о различных временных отрезках: части суток, дни недели, месяцы, времена года. Диагностические задания проводились индивидуально с каждым ребенком.

Диагностическое задание № 1. Части суток: Сколько частей в сутках? Какая часть суток следует за утром? Какая предшествует вечеру? Как называются сутки, которые идут сейчас? Как называются сутки, которые прошли? Как называются сутки, которые еще не настали?

Диагностическое задание № 2. Дни недели: Какой сегодня день недели? Какой день недели был вчера? Какой день недели будет завтра? Сколько дней в недели? Назови дни недели по порядку, в обратном порядке? Назови день недели между понедельником и средой? Назови дни недели между вторником и пятницей?

Диагностическое задание № 3. Времена года:  Какое время года сейчас? Какие еще знаешь времена года? Сколько их всего? С какого сезона начинается год? Какое время года идет за летом, а какое стоит впереди?

Диагностическое задание № 4. Месяца: Сколько месяцев в году? Назови месяцы года по порядку? Назови зимние, весенние, летние, осенние месяцы? Какой месяц идет после января, марта, июня?

Оценка результатов: 2 балл – ребенок самостоятельно правильно отвечает на вопрос, 1 балл – допускает ошибки, справляется с помощью взрослого, 0 баллов – ребенок не справляется с заданием.

Для оценки диагностических заданий были выделены три уровня:

Высокий (В) – 7-8 баллов. Способен ответить на все заданные вопросы, внятно называет дни недели, в последовательности называет месяца.

Средней (С) – 5-6 баллов. Способен ответить на вопрос частей суток, сказать какой день недели, но путается когда он может назвать предстоящую, а прошедшую нет.

Низкий (Н) – 0-4 баллов. Способен назвать дни недели, но не в последовательности, затрудняется ответить на вопрос месяцов.

Результаты первичной диагностики представлены в таблице  2.

Таблица 2

Диагностика уровней развития временных представлений у

детей старшего дошкольного возраста с недостатками зрительного восприятия

Имя ребёнка Части суток Дни недели Времена года Месяца Общее количество баллов Уровни
1. Данияр 2 2 2 1 7 В
2. Руслан 1 1 2 1 5 С
3. Аделина 1 1 1 0 3 Н
4. Тамерлан 2 1 2 1 6 С
5. Булат 1 1 2 1 5 С
6. Максим 1 1 1 1 4 Н
7. Камилла 2 2 2 2 8 В

 

Результаты первичной диагностики показали, что 2 ребенка (Данияр, Камилла) показали высокий уровень (28 %), 3 ребенка (Руслан, Тамерлан, Булат) показали средний уровень (44 %) и 2 ребенка (Аделина, Максим) показали низкий уровень (28 %).

При ответах на вопросы были обнаружены однотипные виды ошибок. На вопрос, что делаешь утром Руслан, Тамерлан, Булат начинали рассказывать весь свой день, но при помощи воспитателя делили свой день по порядку. Аделина, Максим даже при помощи воспитателя не смогли ответить, что они делали утром, а просто беспорядочно перебирали все, что делали целый день.

Когда дети называли дни недели, у некоторых была нарушена последовательность. Например, Руслан, Тамерлан, Булат называли дни недели не по порядку, начиная не с понедельника, а с других дней недели. Аделина не назвали выходные дни, а Максим назвал только три дня недели.

Результаты первичной диагностики представлены графически на диаграмме 1.

Диаграмма 1. Уровни развития временных представлений у детей старшего

дошкольного возраста с недостатками зрительного восприятия

 

Таким образом, результаты первичной диагностики показали, что у детей преобладает средний уровень развития временных представлений, что свидетельствует о необходимости проведения работы в данном направлении.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: