Выводы по второй главе

   

Опытно-практическая работа по формированию представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста с недостатками зрительного восприятия с использованием игр и упражнений проводилась в старшей группе МАДОУ «Детский сад № 5» г. Стерлитамака. В диагностическом обследовании принимали участие 7 детей старшего дошкольного возраста с недостатками зрительного восприятия.

Опытно-практическая работа включала в себя три этапа. Первым этапом было проведение диагностики. Для выявления уровня развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с недостатками зрительного была использована методика диагностики Н.Я. Кушнир, выявляли представления детей о различных временных отрезках: частях суток, днях недели, месяцах, временах года. Результаты диагностики показали, что 2 ребенка имеют высокий уровень развития временных представлений (28 %), 3 ребенка показали средний уровень (44 %) и 2 ребенка низкий уровень (28 %).

На основании результатов первичной диагностики была составлена серия игра и упражнений, состоящая из 4 блоков: «Части суток», «Вчера, сегодня, завтра», «Дни недели», «Времена года и месяцы».

Завершающим этапом практической работы стала разработка методических рекомендаций для родителей по формированию представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста с недостатками зрительного восприятия.

Заключение

 

В ходе работы была исследована проблема формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста с недостатками зрительного восприятия с использованием игр и упражнений. Проблемой формирования временных представлений у детей с недостатками зрительного восприятия занимались такие ученые как В.А. Кручинин, Е.Б. Островская, Л.И. Плаксина, В.С. Сверлов, Л.А. Семенов, Л.И. Солнцева, Н.Г. Хопренинова и др.

Развитие временных представлений у дошкольников – это одна из сторон математического развития детей. Постигая окружающий мир, дошкольники воспринимают его специфическим образом. Основными особенностями восприятия дошкольниками с недостатками зрительного восприятия времени как объективной реальности являются опосредованность, смешение пространственно-временных понятий, отсутствие точного речевого обозначения данных категорий, соподчиненности собственных действий, времени и др. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении – от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать». Поэтому даже старшие дошкольники с недостатками зрительного восприятия иногда сомневаются в его существовании.

Работа воспитателя по формированию представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста с недостатками зрительного восприятия должна проходить последовательно и систематично, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Обучение детей организуется в образовательной деятельности по математике; закрепляется в игровой, трудовой, продуктивных видах деятельности и в режимных моментах. Основная цель использования игровых методов в развитии временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с недостатками зрительного восприятия – это повышение интереса у детей к изучению математики, формирование и развитие умственных способностей, закрепление математических знаний на практике.

    После изучения и анализа психолого-педагогической и методической литературы была проведена опытно-практическая работа. В диагностическом обследовании участвовало 7 детей старшего дошкольного возраста с недостатками зрительного восприятия. Для выявления знаний старших дошкольников о времени использовались методики диагностики, разработанные Н.Я. Кушнир: части суток, дни недели, времена года, месяца. Результаты диагностики показали, что 2 ребенка имеют высокий уровень развития временных представлений (28 %), 3 ребенка показали средний уровень (44 %) и 2 ребенка низкий уровень (28 %).

Нами была составлена серия игр и упражнений, направленных на формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с недостатками зрительного восприятия. Серия игр и упражнений состоит из четырех блоков: «Части суток», «Вчера, сегодня, завтра», «Дни недели», «Времена года и месяцы».

Разработаны методические рекомендации для родителей по формированию представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста с недостатками зрительного восприятия.

Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение. В перспективе планируем продолжить работу над данной проблемой.

 

Список литературы

1. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников / А.В. Белошистая. – М.: ВЛАДОС, 2017. – 400 с.

2. Будько Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / Под. ред. Т.С. Будько. – Брест: БРГУ, 2018.– 46 с.

3. Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 72 с.

4. Виноградова Н.А. Дошкольное образование. Словарь терминов / Н.А. Виноградова. –  М.: Айрис-пресс, 2017. – 400 с.

5. Гогоберидзе А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Стандарт третьего поколения / А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. – СПб.: Питер, 2019. – 464 с.

6. Григорян Л.А. Комплексное лечение косоглазия и амблиопии в сочетании с медико-педагогическими мероприятиями в специализированных дошкольных учреждениях / Л.А. Григорян, Т.П. Кащенко. – М.: Просвещение, 2018. – 33 с.

7.  Данилова В.В. Обучение математике в детском саду: Практические, семинарские и лабораторные занятия; Для студентов средних педагогических заведений / В.В. Данилова, Т.Д. Рихтерман З.А. Михайлова. – М.: Просвещение, 2016. – 160 с.

8.  Дружинина Л.А. Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации / Л.А. Дружинина. – Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2020. – 176 с.

9. Ермаков В.П. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.П. Ермаков, Г.А. Якунин. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 240 с.

10.  Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников / Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В. П. Новикова. – М.: Просвещение, 2017. – 192 с.

11.  Ерофеева Т.И. Дети у истоков математики: Спецкурс: Методика обучения математике / Т.И. Ерофеева, В.П. Новикова, Л.Н. Павлова. – М.: АПО, 2016. – 58 с.

12.  Зайцев В.В. Математика для детей дошкольного возраста. Занятия с детьми 3-5 летнего возраста: пособие для воспитателей и родителей / В.В. Зайцев – М.: ВЛАДОС, 2019. – 47с.

13.  Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет / Под ред. О.М. Дьяченко, Е.П. Агаевой. – М.: Просвещение, 2016. – 87 с.

14. Земцова М.И. Особенности познавательной деятельности детей с нарушением зрения / М.И. Земцова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2018. – № 3. – С. 26-32.

15. Злобенко М.П. Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста / М.П. Злобенко. – Волгоград: Учитель, 2016. – 110 с.

16. Касабуцкий Н.И. Давайте поиграем: мат. игры для детей 5-6 лет: кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Н.И. Касабуцкий, Г.Н. Скобелев, А.А. Столяр, Т.М. Чеботаревская; Под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 2019. – 80 с.

17. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2019. – 416 с.

18.  Комарова Т.С. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу / Т.С. Комарова, О.А. Соломенникова; под ред. Т.С. Комаровой. – Ярославль: Академия развития, 2017. – 144 с.

19.  Колесникова Е.В. Развитие математического мышления у детей 5-7 лет / Е.В. Колесникова. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 40 с.

20. Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет: Методическое пособие к рабочей тетради / Е.В. Колесникова. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 80 с.

21. Корнеева Г. Современные подходы к обучению дошкольников математике / Г. Корнева, Е. Година // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 3. – С. 66-68.

22.  Кравцов Г.Г. Психология и педагогика обучения дошкольников: учеб. пособие / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова; под ред. А. Дорофеевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2019. – 264 с.

23. Кузнецова Г. Веселые математические истории для дошкольников / Г. Кузнецова // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 12. – С. 31-34.

24. Мамулькина В.Е. Развитие зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушением зрения / В.Е. Мамулькина [Электронный ресурс] URL: http://psychology.snauka.ru/2015/02/4487 (дата обращения: 07.04.2020).

25. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2016. – 592 с.

26.  Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей / А.А. Смоленцева, О.В. Пустовой, 3.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. – СПб.: Акцидент, 2017. – 123с.

27.  Микляева Н.В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания: учеб.пособие / Н.В. Микляева. – М.: Академия, 2018. – 208 с.

28. Михайлова 3.А. Теории и технологии развития математических представлений детей дошкольного возраста. Хрестоматия / 3.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая, М.Н. Полякова. – М.: Центр педагогического образования [Электронный ресурс] http://rudocs.exdat.com/docs/index-86991.html (дата обращения: 18.03.2020).

29. Непомнящая Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста / Р.Л. Непомнящая. – СПб.: Детство-пресс, 2017. – 57 с.

30. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 480 с.

31.  Плаксина Л.И. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида: Учебно-методическое пособие / Л.И. Плаксина, Л.С. Сековец. – М.: ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ», 2017. – 90 с.

32. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения / Л.И. Плаксина. – М.: ГороД, 2018. – 261 с.

33. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: Просвещение, 2017. – 158 с.

34.  Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2018. – 304 с.

35. Рихтерман Т.Д.Формирование представлений о времени у детей в дошкольном возрасте / Т.Д. Рихтерман. – М.: Просвещение, 2015. – 245 с.

36.  Сербина Е.В. Математика для малышей / Е.В. Сербина. – М.: Просвещение, 2016. – 56 с.

37.  Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием / А.А. Смоленцева. – М.: Просвещение, 2017. – 95 с.

38. Смоленцева А.А.Формирование временных представлений у дошкольников. Конспекты занятий / А.А. Смоленцова // Дошкольная педагогика. – 2016. – №6. – С. 16-18.

39. Солнцева Л.И. Психология детей с нарушением зрения (детская тифлопсихология) / Л.И. Солнцева. – М.: Классикс Стиль, 2017. – 256 с.

40. Солнцева Л.И. Особенности психологической помощи детям с нарушениями зрения в дошкольном учреждении: Методические рекомендации / Л.И. Солнцева, Н.Л. Анисимова, И.В. Новичкова. Под ред. Л.И. Солнцевой. – М.: Сфера, 2018. – 96 с.

41.  Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду / А.И. Сорокина. – М.: Просвещение, 2019. – 96 с.

42. Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 312 с.

43.  Тарабарина Т.И. Детям о времени / Т.И. Тарабарина. – Ярославль, 2018. – 123 с.

44.  Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников / Т.В. Тарунтаева. – М.: Просвещение, 2016. – 274 с.

45. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] http://izo.tom.ru/index.php/dokumenty/85-fgos-dou-poslednyaya-redaktsiya (дата обращения: 09.03.2020).

46.  Фрейлах Н.И. Методика математического развития / Н.И. Фрейлах. – М.: Форум, 2019. – 136 с.

47. Фомичева Л.В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения: Офтальмологические и гигиенические аспекты охраны и развития зрения: учебно-методическое пособие / Л.В. Фомичева. –СПб.: КАРО, 2017. – 256 с.

48. Целищева И. Математика – не отвлеченная наука / И. Целищева, М. Большакова // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 12. – С. 12-15.

49.  Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду / Е.И. Щербакова. – М.: Академия, 2016. – 272 с.

50.  Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: уч. пособие / Е.И. Щербакова. – М.: МПСИ, 2017. – 392 с.

 

Приложение 1

Наглядный материал к играм и упражнениям

Части суток

 

Дни недели

Времена года

 

 

 

Приложение 2

Конспект дидактической игры «Назови соседей»

 

Цель: Закрепить временные представления у детей.

Образовательные задачи:

− Построить устройство натурального ряда.

− Повторить последовательность частей суток, дней, недели, месяцев, времен года.

Развивающие задачи:

− Развивать память, внимание, речь, игровую деятельность.

− Развивать быстроту реакции, координацию движений.

Воспитательные задачи:

− Воспитывать умению слушать инструкцию и действовать в соответствии с ней.

− Воспитывать умение оценивать свою деятельность и деятельность сверстников в соответствии с правилами игры.

− Воспитывать умение работать в коллективе, слушать и исправлять ответы товарищей.

Активизация словаря:

Количественные числительные, части суток, дни недели, месяцы, времена года.

Предварительная работа:

Ежедневно обсуждать, какой сегодня месяц, день недели и т.п. Выучивание считалок. Проведение игр типа «Считай дальше!», «Считай обратно!», «Назови следующий!», «Назови предыдущий!».

Оборудование: мяч.

Организация детей:

Группа детей становятся полукругом в игровой комнате (можно играть на улице).

Ход игры:

Беседа:

Воспитатель собирает детей вокруг себя

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем. Игра называется «Назови соседей». Повторите, как называется игра.

Дети: Назови соседа.

Воспитатель: А вы знаете, кто такие соседи?

Дети: Те, кто живет рядом.

Воспитатель: Рядом живут не только люди, но и числа, дни недели, месяцы, времена года.

Воспитатель: Назовите числа по порядку.

                  Назовите по порядку части суток.

                  Назовите по порядку дни недели.

                  Назовите по порядку месяца.

                  Назовите по порядку времена года.

 Воспитатель: Молодцы! Вы очень много знаете, теперь мы сможем поиграть. Встаньте полукругом.

Инструкция:

Воспитатель: Я буду вам кидать мяч и давать задание. Вы должны поймать мяч, правильно ответить и бросить мяч мне обратно. Давайте попробуем.

Воспитатель кидает мяч одному из детей

Воспитатель: Назови соседей числа 3!

Дети: 2 и 4.

Воспитатель: Правильно ребята?

Дети: Да.

Воспитатель: А теперь я это буду делать быстро, постарайтесь поймать мяч, правильно ответить и бросить мяч мне в руки.

Игровая деятельность:

Воспитатель: Начали игру.

Воспитатель бросает детям мяч по очереди, затем беспорядочно и дает задания

Воспитатель: Назови соседей числа 5!

Дети: 4 и 6.

Воспитатель: Назови соседей утра!

Дети: Ночь и день.

Воспитатель: Назови соседей среды!

Дети: Вторник и четверг.

Воспитатель: Назови соседей марта!

Дети: Февраль и апрель.

Воспитатель: Назови соседей зимы!

Дети: Осень и весна.

Ребенок, поймавший мяч, отвечает и кидает мяч обратно. Если мяч не пойман или ответ неправильный, то процесс повторяется. Дети помогают друг другу исправлять ошибки.

Индивидуальная работа:

Воспитатель: Что идет за средой?

                  Какой день недели перед средой?

                  Значит, кто соседи среды?

                  Поймай мяч еще раз и ответь правильно.

Игра заканчивается, когда будут использованы все возможные варианты заданий.

Варианты усложнения игры:

Можно при помощи считалочки выбрать водящего ребенка, который будет кидать мяч и давать задания.

Можно менять водящего после каждого правильного ответа, тогда детей лучше поставить вкруг.

Итог:

Воспитатель: Ребята, как здорово вы играете! Как называется эта игра?

Дети: Назови соседей.

Воспитатель: Почему мы смогли в нее поиграть?

Дети: Мы умеем считать, знаем части суток, дни недели, месяцы, времена года.

Воспитатель: Мне очень понравилось играть с вами. В следующий раз мы поиграем в другую игру.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: