Методическое описание серии игр и игровых упражнений по формированию представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста с недостатками зрительного восприятия

Нами была разработана серия игр и упражнений, направленных на формирование представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста с недостатками зрительного восприятия. Серия игр и упражнений состоит из 4 блоков: «Части суток», «Вчера, сегодня, завтра», «Дни недели», «Времена года и месяцы».

I. Игры и упражнения для формирования представлений о частях суток направлены на уточнение представлений о частях суток, закрепление названий частей суток, их последовательности.

Упражнение «Когда это бывает?»

Материал: тематический набор картинок (части суток).

Варианты заданий:

1. Детям показываются картинки, на которых изображены контрастные части суток (день-ночь, утро-вечер). Педагог задает вопросы: Что нарисовано на картинке? Когда это бывает? (Если ребёнок затрудняется, дается подсказка: «Когда это бывает, днём или ночью?») Почему вы так думаете? Как вы узнали, что наступила ночь (день)? Что вы делаете ночью (днём)? Какое сейчас время суток?

2. Предъявляются картинки, на которых изображены смежные части суток (утро-день, вечер-ночь). Педагог задает вопросы: Что нарисовано на картинке? Когда это бывает? Что вы делаете утром? А днём? Как вы узнали, что утро (вечер) кончилось, а наступил день (ночь)? Какое время суток вам больше нравится? Почему?

3. Педагог просит детей выбрать картинку, на которой изображено утро (день, вечер, ночь).

4. Педагог предлагает детям разложить картинки по порядку, что бывает раньше, а что потом: «Сначала ночь, потом…» Когда дети уже усвоили порядок частей суток, можно внести элемент шутки – назвать последовательность частей суток с ошибками, а дети должны исправить ошибку.

Игра «Сутки»

Материал. 4 картинки с изображением ночи, утра, дня и вечера.

Ход игры: Ребенок вместе с педагогом рассматривает картинки и определяет, что на них изображено. После этого взрослый просит ребенка выбрать картинку с изображением ночи и положить ее перед собой. Остальные картинки переворачиваются изображением вниз. Педагог начинает рассказ: «Ночь прошла, светает, на небе появилось солнышко. Что наступило?» (Утро). Ребенку предлагается выбрать картинку с изображением утра и положить ее на картинку с иллюстрацией ночи. Далее рассказ продолжается: «Солнце поднялось высоко, все ярко освещено, стало теплее. Что наступило?» Ответив на вопрос, ребенок находит картинку с изображением дня и кладет ее сверху. Затем педагог говорит: «День прошел, солнце опускается за горизонт, темнеет. Что наступило?» После ответа на вопрос ребенок берет картинку с изображением вечера и кладет ее на другие картинки. После этого педагог задает последний вопрос: «Вечер прошел, что наступает за ним?» Если ребенок не может ответить на вопрос, ему предлагается рассмотреть картинки и догадаться, что наступает следом за вечером.

Работа с часами «Сутки»

Материал: часы с 4 секторами (картинки: утро, день, вечер, ночь)

Ход игры: Педагог показывает на сектор, где изображено утро, спрашивает ребенка: Что здесь нарисовано? Когда это бывает? А что мы делаем утром? (просыпаемся, умываемся, делаем зарядку, завтракаем и т.д.)

Обращаем внимание на положение солнца: Утром становится светло, солнышко поднимается.

Педагог показывает сектор, где изображён день, спрашивает: Что здесь нарисовано? Когда это бывает? А что мы делаем днём? (Гуляем, ходим в магазин, обедаем, ложимся отдыхать и т.д.). Днём тоже светло, солнышко – высоко на небе.

Педагог показывает сектор, где изображён вечер, спрашивает: Что здесь нарисовано? Когда это бывает? А что мы делаем вечером? (Гуляем, ужинаем, играем, читаем, ложимся спать и т.д.). Вечером темнеет, солнышко заходит, опускается.

Показывает сектор, где изображена ночь, спрашивает: Что здесь нарисовано? Когда это бывает? А что мы делаем ночью? (Спим). Ночью темно, светит луна.

Затем обводит календарь рукой и говорит: утро, день, ночь и вечер можно назвать одним словом – сутки. Они, как четыре подружки – друг без друга они могут, и всегда ходят друг за другом.

Можно обратить внимание ребёнка на цвета, в которые раскрашены сектора, рассказать, что подружка Утро ходит в розовом платье, День – в жёлтом, Вечер – в сером, а Ночь – в фиолетовом.

Задания для детей: Педагог называет часть суток и просит ребёнка назвать ту часть суток, которая идёт следом. Педагог задаёт вопросы, а дети отвечают и показывают на часах нужную часть суток: Когда мы завтракаем? Когда мы спим? и т.д.

Игра «Назовите пропущенное слово»

Ход игры: Педагог говорит предложение, пропуская названия частей суток: «Мы завтракаем утром, а обедаем…», «Мы пойдём гулять…» и т.д. Дети называют части суток, за каждый правильный ответ – жетон.

Игра «Назовите соседей»

Ход игры: Педагог говорит название: «Назовите соседей утра» и т.д. Дети называют части суток, за каждый правильный ответ – жетон.

Игра «Части суток»

Материал: 4 картинки (утро, день, вечер, ночь), подборка стихотворений.

Ход игры: Педагог выставляет картинки с изображением частей суток, дети называют части суток и определяют их последовательность. Педагог читает стихотворение о каждой части суток, а дети, в соответствии с его чтением, показывают нужную картинку.

Вариант игры: Картинки раздаются детям, при чтении стихотворения дети поднимают соответствующую картинку.

Игра «Что вы делали»

Ход игры: Выбирается один ведущий ребенок. Педагог говорит ему задание: «Покажи, что ты делал утром». Ребёнок изображает действие, но не называет его. Остальные дети угадывают.

II. Игры и упражнения для формирования представлений вчера, сегодня, завтра проводятся с целью закрепления представлений о настоящем, прошедшем, будущем времени.

Игра «Вчера, сегодня, завтра»

Материал: разноцветные полоски, подборка стихотворений.

Ход игры: Педагог объясняет, что каждый день, кроме своего названия, имеет ещё другое имя (вчера, сегодня, завтра).

День, который наступил – называется сегодня. День, который уже закончился – вчера. А день, который ещё только будет – завтра. Обозначаем цветом (полоски): сегодня – синий, вчера – голубой, завтра – фиолетовый. Сначала закрепляем цветовое обозначение: педагог называет понятия, дети показывают соответствующую полоску. Затем педагог читает стихотворение, дети определяют, о каком дне говорится в стихотворении (вчера, сегодня, завтра) и показывают соответствующую полоску.

Работа с блоком «Вчера, сегодня, завтра»

Материал: полоска (блок), разделенная на 3 квадрата, в каждом квадрате – липучка, карточки-картинки.

Ход игры: Педагог показывает детям блок и объясняет, что каждый день, происходит что-нибудь интересное. Это интересное можно отмечать в блоке. Под надписями вчера, сегодня, завтра есть пустые квадраты с липучками. На эту липучку будем вешать карточки, на которых изображено, то, что делали в течение определённого дня.

Например: Что мы делали сегодня: рисовали – вешаем карточку, которая обозначает рисование. Давай вспомним, а что вы делали вчера? – ходили в магазин. Вешаем определённую карточку. А теперь давай подумаем, что вы будете делать завтра? – Завтра пойдете в цирк.

Необходимо обращать внимание детей на то, что уже было, произносится в прошедшем времени – ходили, покупали. То, что происходит в данный момент, говорится по-другому – идём, покупаем. То, что ещё только должно произойти – пойдём, будем покупать.

Игра с мячом «Вчера, сегодня, завтра»

Материал: мяч

Ход игры: Педагог бросает по очереди мяч детям, говоря короткую фразу, например: «Мы занимаемся…» Ребенок, поймавший мяч, заканчивает фразу (…сегодня).

Примеры фраз:

Мы пойдем гулять…

Вы ходили в парк…

Мы будем читать книгу…

Игра-задание «Что было раньше, что потом»

Материал: набор картинок.

Ход игры: Педагог предлагает детям разложить картинки по порядку и рассказать, что было раньше, что потом.

Упражнение «Домик дней»

Материал: домик с тремя окошками, разноцветные полоски, подборка стихотворений.

Ход игры: Педагог предлагает детям рассмотреть домик и говорит, что это «домик дней».

Задания: Как называется день, который уже прошел? (вчера) Он поселился в нижнем окошке. (Вставляем голубую полоску в нижний кармашек). Как называется день, который у нас сейчас, в настоящий момент? (сегодня). Он занял среднее окошко (Вставляем синюю полоску). Как называются день, который скоро наступит? (Завтра) Он поселился в верхнем окне (Вставляем фиолетовую полоску). Педагог читает детям стихотворение и предлагает детям «поселить стихотворение» в соответствующее окно.

III. Игры и упражнения для формирования представлений о днях недели проводятся с целью: дать представление о том, что семь суток составляют неделю, закреплять названия и последовательность дней недели.

Работа с часами «Дни недели»

Материал: часы «Дни недели» с цифрами 1-7.

Ход игры: Педагог показывает детям круг, на котором изображены дни недели. Рассказывает, что этот круг называется «неделя», в неделе всего семь дней, у каждого дня своё название. Каждый день недели разного цвета (цвета радуги), при назывании дня переставляет стрелку и обращает внимание детей на цифру:

Понедельник – первый день, он начинает неделю.

Вторник – второй день.

Среда – этот день недели посреди недели, серединка.

Четверг – четвертый день.

Пятница – пятый день.

Суббота – кончилась работа, в этот день мама с папой отдыхают, не ходят на работу.

Воскресенье – самый последний день недели, седьмой.

Затем педагог предлагает детям назвать дни недели по порядку, переставляя стрелку. Дети называют цифру и соответствующий день недели.

Задания: Педагог просит детей назвать дни недели в разном порядке. (Как называется первый день недели? Как называется пятый день? В какие дни мама с папой не ходят на работу, а ты в садик?). Педагог называет день недели. А ребёнок должен назвать тот день, который был сначала (вчера) и будет потом (завтра) – таким образом, будут ещё закрепляться следующие временные понятия – вчера, сегодня, завтра.

«Разноцветная неделька»

Материал: разноцветные круги, цифры от 1 до 7.

Ход игры: Педагог на демонстрационном круге указывает цвет и называет день недели, дети показывают соответствующую цифру.

Вариант. Педагог показывает цифры от 1 до 7 по порядку, дети показывают соответствующий цвет на своих кругах и называют день недели.

Игра «Живая неделя»

Материал: картинки – гномики в одежде разного цвета.

Ход игры: Педагог говорит детям, что к ним в гости пришли гномики. Их зовут как дни недели. Выставляет картинку с первым гномиком: «Я – понедельник. Кто следующий?» Дети называют, педагог выставляет следующего гномика: «Я – вторник. Кто следующий?» и т.д. При этом педагог обращает внимание детей на цвет одежды гномиков.

Задания: Педагог просит детей поставить гномиков по порядку и назвать их имена. Педагог просит детей назвать имена гномиков: Как зовут гномика, который находится между Вторником и Четвергом, Пятницей и Воскресеньем, после Четверга, перед Понедельником и т.д.

«Неделька, стройся»

Материал: цифры 1-7.

Ход игры: На столе в беспорядке лежат перевернутые карточки с цифрами. Дети по сигналу берут карточки со стола. Ищут своих партнеров, т. е. выстраиваются по порядку в ряд и называют свой день недели («Первый – понедельник, второй – вторник….).

Задания: Педагог просит выйти день, который обозначает понедельник;… среда и т.д. Педагог просит выйти день недели, который стоит после понедельника, перед субботой, между вторником и четвергом и т.д. Педагог просит выйти дни недели, которые стоят после четверга (выходят дети с цифрами пять, шесть, семь); перед средой (дети с цифрами один, два) и называют свои дни недели.

Игра с мячом «Лови, бросай, дни недели называй»

Материал: мяч.

Ход игры: Дети образуют круг. Педагог встаёт в середину круга. Он бросает кому-нибудь из детей мяч и говорит: «Какой день недели сегодня?» Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Вторник». Затем педагог бросает мяч другому ребенку и задает вопрос типа: «Какой день недели был вчера?»

Варианты вопросов: Назови день недели после четверга. Назови день недели между четвергом и пятницей и т.д. Если кто-то затрудняется быстро дать ответ, то педагог предлагает детям помочь ему.

Игра-задание «Незнайкина неделя»

Материал: кукла или картинка «Незнайка».

Ход игры: Педагог говорит детям, что к ним в гости пришел Незнайка.

Помогите Незнайке назвать дни недели. Незнайка назвал так: «Воскресенье  – день веселья. Потом среда – но это ерунда. Потом суббота – погулять охота. Вот и всё!» Правильно Незнайка назвал дни недели?

Дети исправляют ошибки Незнайки.

IV. Игры и упражнения для формирования представлений о временах года и месяцах направлены на закрепление представлений о признаках времён года, названий и последовательности времен года, месяцев по сезонам.

Игра с мячом «Бывает – не бывает»

Материал: мяч.

Ход игры: Играющие встают в круг. Педагог называет признак определенного времени года. Ребенок ловит мяч, если этот признак подходит.

Упражнение «Повтори, не ошибись»

Ход игры: Ребенок называет названия осенних (зимних, весенних …) месяцев по порядку по картинкам или без них.

Игра «Сравни»

Материал: опорные демонстрационные картинки, картинки с изображением времён года (периодов времени года)

Ход игры: Дети сравнивают признаки времён года по картинкам-опорам.

Игра с мячом «Продолжай»

Материал: мяч

Ход игры: Дети и педагог встают в круг, педагог называет время года и отдает мяч ребёнку, дети называют признаки этого времени года и передают мяч по кругу.

Игра «Четвертый лишний»

Материал: картинки из дидактического пособия «Времена года».

Ход игры: Педагог показывает детям 4 картинки, 3 из них подходят к определенному времени года, а 1 не подходит. Дети должны определить, что не подходит и объяснить, почему не подходит.

Упражнение «Назови времена года, месяцы»

Материал: картинки из дидактического пособия «Всё о времени» (времена года и месяцы)

Ход игры: Ребенок раскладывает 4 картинки (времена года) по порядку и называет их. Затем подбирает к каждому времени года по 3 маленьких картинки (месяцы), называет их.

Игра «Когда это бывает?»

Материал: 4 серии предметных и сюжетных картинок по временам года, изображающих сезонные изменения в неживой природе, растительном и животном мире, труде и быте людей

Ход игры: Всем играющим педагог раздает по 4 квадрата разного цвета, каждый цвет обозначает определенное время года, например: желтый – осень, синий – зима, зеленый – весна, красный – лето. Педагог (или ребенок) поднимает картинку с изображением какого-либо сезонного явления (например, листопада). Дети должны быстро поднять квадрат соответствующего цвета (желтый). За быстрый и правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

Игра «Когда деревья надевают этот наряд?»

Материал: картинки с изображением деревьев в разное время года.

Ход игры: Педагог показывает одну из картинок, читает отрывок из стихотворения, описывающего соответствующее время года, и спрашивает детей, когда, в какое время года это происходит в природе.

Игра «В какое время года нужны эти предметы?

Материал: сюжетные картинки с изображением времён года, предметные картинки.

Ход игры: Педагог показывает детям изображения времён года и предметов и предлагает определить, в какое время года используются эти предметы и почему.

Игра «Что сначала, что потом?»

Материал: конверт с картинками с изображением разных периодов сезонов.

Ход игры: По команде ведущего ребенок вынимает картинки из конверта и быстро раскладывает по порядку. Начинает с любой картинки или по заданию педагога. Выигрывает тот, кто быстрее выполнит задание.

Ход игры: Педагог показывает детям (ребёнку) домики и рассказывает, что в каждом из них живет определенное время года. Дети определяют (по цвету), в каком домике, какое время года живёт. Затем домики раскладываются по порядку времён года. Дети называют месяцы каждого времени года по порядку, подбирают соответствующие картинки и вставляют их в окошечки. Педагог показывает детям изображения предметов и предлагает определить, в какое время года используются эти предметы и почему. Дети объясняют свой выбор и вставляют картинки в окошечки домов.

Примечание: Домики раздаются детям, каждый ребенок должен назвать время года, его месяцы и подобрать нужные картинки к своему времени года.

Работа с часами «Времена года»

Материал: часы с 4 секторами, окрашенными в разные цвета (осень – желтый, зима – синий, весна – зелёный, лето – красный).

Ход игры: Педагог показывает на сектор, где изображена осень, спрашивает ребенка: Что здесь нарисовано? Когда это бывает? Что бывает осенью? (Назови признаки осени.)

Точно так же определяем остальные времена года, уточняем их признаки.

Обращаем внимание на цвета секторов.

Затем педагог спрашивает у детей: Что вы сейчас называли? (Времена года) Сколько всего времен года? («4 времени года»).

Задания для детей: Педагог называет время года и просит ребёнка назвать время года, которое идёт следом (или предыдущее время года). Педагог задаёт вопросы, а дети отвечают и показывают на часах нужное время года: (Когда идет снег? Когда снег тает? и т.д.)

Игра с мячом «Что за чем?»

Материал: мяч.

Ход игры: Играющие встают в круг. Педагог стоит в центре круга, он бросает по очереди мяч детям. Бросая, задает вопрос, ребенок отвечая, бросает мяч обратно. Варианты вопросов: Зима, а за нею? Весна, а за нею? Лето, а за ним? Осень, а за ней? Сколько времён года? Назови первый месяц осени и т.д.

Наглядный материал к играм и упражнениям представлен в Приложении 1.

Дидактическая игра «Назови соседей» направлена на закрепление временных представлений у детей: частей суток, дней, недели, месяцев, времен года. Конспект дидактической игры «Назови соседей» представлен в Приложении 2.

Таким образом, для формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с недостатками зрительного восприятия рекомендуем использовать данные игры и игровые упражнения.




double arrow
Сейчас читают про: