Определение и классификация методов воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

 

Дети с нарушением интеллекта требуют особого к себе отношения, ведь приспособится к этому миру им удается с трудом. Особенно это касается детей, болезнь которых имеет тяжелую форму из-за сильного поражения клеток головного мозга. Причин этому может быть много - от генетической предрасположенности до черепно-мозговых травм, неблагоприятной беременности и родов.

У 85% детей в дошкольном возрасте умственная отсталость не сильно проявляет себя, так как имеет слабую степень и может списываться на индивидуальные особенности. Диагноз ставится только после поступления в школу, когда нарушения становятся явными и ребенок сталкивается с проблемами в обучении.

Дети с нарушением интеллекта нуждаются в специальном подходе и обучении профессионалами

Умственное отставание ребенка в развитии различается по степени интенсивности патологии:

- Легкая умственная отсталость проявляется неспособностью ребенка в полном объеме усвоить информацию, для обучения чему-то новому или формированию навыка ему может потребоваться больше времени, чем обычному малышу. Но такие дети охотно общаются со сверстниками, а во взрослом возрасте становятся полноценными участниками социума.

- Умеренная степень диагностируется в раннем возрасте, в период, когда должно происходить интенсивное формирование речевых и физических навыков. К 7 годам развитие таких детей соответствует уровню 2-3 лет у здорового ребенка. Такая степень часто бывает при диагнозе синдрома Дауна.

- Тяжелая степень проявляется в первые месяцы жизни. Сидеть, ползать, держать в руках предмет - всему этому дети учатся гораздо позже нормы. Развитие речи происходит очень медленно, и только к 10 годам ребенок сможет формулировать из слов связные предложения.

Есть еще глубокая степень умственной отсталости, которую диагностируют в грудном возрасте. Такая патология проявляется внешне - ребенок слаб физически и имеет выраженную асимметрию лица.

Оно зависит от степени выраженности отклонений. Дети с легкой формой патологии внешне ничем не отличаются от остальных, они могут общаться с ровесниками и взрослыми и сами за собой ухаживать. Такие ребята могут посещать обычную школу. Но с ними нужно дополнительно заниматься дома, так как они испытывают затруднения в усвоении нового материала.

Обучение детей с тяжелыми формами патологий лучше доверить профессионалам. Для них существуют специализированные школы с адаптированной программой. Ребенку с такими проблемами будет там спокойнее и комфортнее в группе с такими же детьми. Тогда как в обычной школе он рискует стать изгоем.

С глубокой степенью болезни все сложнее. Часто дети не могут адекватно оценивать происходящее, их невозможно приучить даже к личной гигиене, а некоторые ведут исключительно лежачий образ жизни. Здесь родителям предстоит сделать выбор. Один вариант - с их письменного согласия он отправляется в спецучреждение, где получает уход и медицинскую помощь. Не запрещено и домашнее содержание больного.

Воспитание дошкольников является большой задачей педагогической науки. Однако, для развития, обучения и воспитания растущего поколения необходимы знания не только о воспитании и обучении детей группы «норма», но и детей с различными психо-физическими нарушениями. Одним из основных видов нарушений в психическом развитии детей дошкольного возраста является интеллектуальное нарушение, а именно – умственная отсталость (олигофрения).

Существует различная трактовка данного понятия, но большинство из них сходятся в одном: умственная отсталость (олигофрения) – это врождённая или приобретённая в раннем возрасте задержка, либо неполное развитие психики, проявляющаяся нарушением интеллекта, вызванная патологией головного мозга и ведущая к социальной дезадаптации [2]. Умственная отсталость в первую очередь проявляется в отношении разума, эмоций, воли, речи и моторики.

Существует две распространенных классификации степеней умственной отсталости. Первая традиционная классификация включает в себя 3 степени умственной отсталости: дебильность (слабая степень), имбицильность (средняя степень) и идиотия (глубокая степень). Однако, поскольку данные термины стали играть негативный социальный оттенок, принята новая классификация, в которой выделяются 4 степени умственной отсталости: легкая, умеренная, тяжелая и глубокая умственная отсталость.

Легкая степень характеризуется отсутствием абстрактного мышления, наличием наглядно-образного мышления. Детям доступна определенная оценка контроля ситуации, ориентация в простых практических вопросах, присутствует фразовая речь. Обучение в школе затруднено, но дети обучаемы. В зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 9–12 лет. Многие взрослые будут в состоянии работать, поддерживать нормальные социальные отношения.

При умеренной степени умственной отсталости также присутствует только наглядно-образное мышление. Однако, доступно понимание и произношение элементарных фраз, овладение простейшими навыками самообслуживания, адекватными коммуникационными и учебными навыками. Взрослые будут нуждаться в разных видах поддержки в быту и на работе.

Тяжелая умственная отсталость уже не может отличаться развитием столь большой самостоятельности, речи, овладения учебными навыками. Вероятна необходимость постоянной поддержки.

Глубокая умственная отсталость характеризуется тяжелым ограничением самообслуживания, коммуникабельности и подвижности, а в тяжелой форме – почти полным отсутствием речи и мышления.

Дети с лёгкой степенью умственной отсталости являются основным контингентом специальных детских садов и специальных школ для умственно отсталых учеников. Дети со средней и глубоко выраженной отсталостью живут и воспитываются в семьях или помещаются в интернатные учреждения социальной защиты.

Цель олигофренопедагогики – отрасли дефектологии, изучающей проблемы воспитания и обучения умственно отсталых людей, является достижениедля умственно-отсталых людей максимально возможного уровня личностного развития, образования и готовности к самостоятельной взрослой жизни.При раннем выявлении у ребенка умственной отсталости и вовремя начатом и адекватно организованном обучении и воспитании педагоги, психологи и семья при совместной работе смогут достичь данных целей.

Мы можем охарактеризовать основные особенности воспитания и обучения детей с умственной отсталостью.

Для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для понимания важности того ли иного действия умственно отсталому дошкольнику требуется гораздо больше вариативных повторений, чем для нормально развивающегося ребёнка. При разговоре следует говорить медленно и четко с приветливой интонацией. Повышению контроля над своим телом, развитию четкости и синхронности движений, раскрепощению способствует физическое развитие умственно-отсталых детей. Музыкальное воспитание и развитие ритмических способностей детей через слушание музыки и связи музыки и танца также способствуют достижению цели олигофренопедагогики. С этим же связано эстетическое воспитание: восприятие красоты музыки, природы, мира, показ ценности красоты и умение замечать ее в окружающем ребенка мире. Формированию ментальных процессов, то есть умственному воспитанию, будет способствовать расширение объема представлений об окружающем через все органы чувств для наиболее полного представления и увлечения детей. Любой ребенок лучше воспринимает этот мир через яркие запоминающиеся образы и предметы, а ребенок с умственной отсталостью тем более. На основе простых примеров, переходя от легкого к сложному, происходит формирование навыков умственной деятельности, развитие речи. Игровая деятельность формируется посредством обучения, показа на собственном примере: манипуляции с предметами, тактильные игры, простые театрализованные игры и многое другое, что способно заинтересовать ребенка, что он сможет повторить сам. Естественно, важное место занимает трудовое воспитание: занятие ручным трудом, воспитание навыков самообслуживания. Простые объяснения, пример, множественные повторение, теплая эмоциональная оценка педагога постепенно помогут дошкольнику с умственной отсталостью в формировании и закреплении важнейших навыков. Достижение максимальной социальной адаптации связано так же с нравственным воспитанием, в которое входит усвоение основных норм поведения и ценностей, принятых в обществе, воспитание эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного и доброго отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых [1].

В связи с этим необходимо построение специальных (коррекционных) образовательных программ и соответствующее образование педагогов, работающих с умственно-отсталыми дошкольниками, грамотная организация образовательной среды. И, конечно же, терпение педагогов, эмпатия, гуманизм, внимательность, ответственность и понимание того, что дети с умственной отсталостью такие же дети, как и остальные, и так же нуждаются во внимании и общении.

Все виды деятельности играют свою особую роль в развитии ребенка. Важно, что при наличии у него отклонений в развитии, деятельность приобретает особый характер организации. Она становится ориентированной на раскрытие познавательных возможностей ребенка, преодоления его трудностей с восприятием, мышлением, речевыми функциями и памятью. Ребенок принимает участие в предметной деятельности, которая постепенно переходит в игровую. Интеллектуальные отклонения требуют непрерывного привлечения ребенка к игре, его обучению выполнять игровые действия, чтобы развить простейшие логические связи, сформировать математические представления и географические познания к моменту обучения в школе.

Немного позднее, ребенок переходит к изобразительной и конструктивной деятельности, которые относятся к продуктивным формам деятельности. это отлично развивает восприятие, формирует представления о предмете, закрепляет знания о нем, что в свою очередь активизирует познавательную активность ребенка и развивает его речь. Помимо этого, подготовка к усвоению школьных программ реализуется за счет участия ребенка в трудовой и учебной деятельности. Любая деятельность начинается с постановки ее цели. Необходимо определить какова цель деятельности ребенка и к каким результатам она должна в итоге привести. Дети учатся ставить цель и искать пути ее достижения, с использованием имеющихся у них средств и знания способов деятельности разных видов, с которой они уже знакомы.

Дети планируют свою деятельность, формируя ее последовательность, учатся контролировать себя и свою работу, а затем подводить итоги, давая оценку полученным результатам. Все эти параметры составляют общие интеллектуальные навыки человека. Если ребенок не владеет ими, то обучение в школе оказывается для него нереальным. Важную роль для развития интеллекта ребенка имеет создание благоприятной эмоциональной сферы. Ребенок должен чувствовать себя защищенным, радостным и удовлетворенным тем, что он делает. На это направлена деятельность педагогов в коррекционном учебном учреждении.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: