Принципы и методы воспитания детей с нарушениями интеллекта

 

Воспитание детей с нарушением интеллекта в некоторых случаях может вызывать трудности и вопросы, однако, если приложить максимум усилий, можно справиться с этой непростой задачей.

Первое, что вызывает трудности у деток с таким диагнозом, – это говорение. Им очень сложно научиться говорить, поэтому довольно часто им приходится пользоваться различными жестами, чтобы просто объяснить, чего им хочется или не хочется. Эта проблема значительно затрудняет их вербальную коммуникацию, не позволяет общаться со сверстниками.

Как уже говорилось, таким деткам бывает трудно найти друзей, поскольку они не всегда понимают, о чем говорят другие дети, чего пытаются от них добиться. Из-за этого они могут оставаться одиночками, не принимать участия в различных подвижных играх, поскольку в силу своих интеллектуальных возможностей просто не могут понять правил игры.

Большие трудности могут возникнуть и в процессе обучения. Ведь у деток нарушается не только способность воспроизведения информации, но и способность ее усвоения. У них не так хорошо развито мышление, они не могут усваивать весь тот материал, который дается в школе, как остальные детки. Поэтому довольно часто они переводятся на индивидуальное обучение, и учителя занимаются с ними по особой программе.

Детки, которым поставлен диагноз "умственная отсталость", вполне могут обучаться в общеобразовательной школе и усваивать весь поданный материал. Да, он будет усвоен не полностью и, возможно, не сразу, однако результаты обучения будут. Они могут легко устанавливать контакт со сверстниками, находить себе друзей в ученическом коллективе. Однако такую возможность имеют только те детки, у которых легкая умственная отсталость. Более серьезные типы отсталости имеют свои особенности.

 

Принципы воспитания - это положения, вытекающие из целей и природы воспитания. Это общие руководящие положения, требующие «последовательности действий, высокой степени обобщения». Общий характер позволяет руководствоваться принципом всегда и везде, профессионально правильно выстраивать тактику работы. «Принцип - мостик из теории в практику». Его реализация – воплощение теоретических основ [7].

Общность целей, задач, единство главных закономерностей формирования личностных качеств у детей с нормальным и нарушенным психическим развитием обусловливают действие тех же принципов воспитания, что и в общеобразовательной школе, однако при их реализации учитываются познавательные возможности и другие особенности психики детей с нарушениями интеллекта. В условиях специального образования и воспитания принципы могут быть реализованы, если воздействие на испытуемого осуществляется систематически, последовательно, целенаправленно и планомерно.

К общепедагогическим принципам относятся следующие принципы:

- связи воспитания с жизнью, практикой;

- общественной (гражданской) направленности воспитания;

- гуманизации воспитания;

- личностного подхода;

- комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса;

- педагогического руководства и самостоятельной деятельности, активности школьников;

- воспитания в коллективе и через коллектив;

- единства действий и требований школы, семьи и общественности [15].

Кроме этого, в соответствии с задачами развития умственно отсталого ребенка построение воспитательного процесса опирается на специфические принципы воспитания:

- раннего начала специального воспитания, его развивающего характера и превентивности;

- учета генетических факторов;

- коррекционно-компенсирующей направленности воспитательного процесса;

- социально-адаптирующей ориентации;

- оптимистической перспективности воспитательного процесса;

- индивидуального и дифференцированного подходов в процессе воспитания;

- уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью;

- принцип комплексного подхода и продуктивного анализа данных на учащегося.

- доступность воспитания, т. е. организация воспитательного процесса на уровне реальных возможностей школьников в ситуациях, приближенных к реальным;

- воспитание в труде, так как любая деятельность при условии ее специальной организации способствует формированию у воспитанников таких личностных качеств, как трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, умение доводить начатое дело до конца, взаимоуважение к другим членам группы и пр.;

- необходимость специального педагогического руководства в формировании личности, так как только педагог, знающий структуру нарушения (дефекта), может подобрать адекватное содержание, а также формы, методы и средства воспитания, обеспечивающие исправление или сглаживание дефектов развития ребенка;

- щадящий режим, предполагающий выполнение требований охранительного лечебно-педагогического режима, при котором труд чередуется с отдыхом, предусмотрены медицинские процедуры, и пр.;

- единства воспитания, обучения и оздоровления.

Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения. Метод - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме (это способ совместной деятельности учителя и учащихся, направленный на решение задач обучения, т.е. дидактических задач). Приём – это составная часть метода.

В современной педагогической практике используется большое количество методов обучения. При их отборе преподаватель сталкивается со значительными затруднениями. В этой связи возникает потребность в классификации, которая помогает выявить в методах обучения общее и особенное, существенное и случайное и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию. Единой классификации методов обучения не существует. Это связано с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, отдельные стороны процесса обучения. Рассмотрим наиболее распространенные классификации методов обучения [10].

Отдельные аспекты воспитания умственно отсталых детей рассматриваются в сурдопедагогике, в сурдопсихологии в частных спецметодиках. Однако общие вопросы (методология, законы, принципы, содержание и т. д.) воспитания детей с нарушениями интеллекта составляют предмет теории воспитания. В центре предмета науки воспитания стоит целостная личность такого ребенка. Она служит центральной точкой, связывающей воедино комплекс сведений о себе, о перечисленных выше науках.

Детки с умеренной и тяжелой отсталостью посещают специальные учебные заведения или же находятся на домашнем обучении.

Что касается первой категории детей, то они вполне нормально успевают в школе, но их успех во многом зависит от самого учителя, от его умения правильно построить урок и преподнести информацию. Воспитатель в детском саду и школьный учитель должны понимать, что этот ребенок требует особого внимания и подхода. Ни для кого не секрет, что дети все чувствуют, а особенно повышена чувствительность у деток с таким диагнозом.

Занимаясь в школьном коллективе, они должны видеть поддержку со стороны взрослого, который должен хвалить их за самые маленькие достижения. В противном случае ребенок поймет, что не может выполнять какие-либо задания, у него появится страх и ощущение беспомощности. Если учитель покажет свое негативное отношение к такому ребенку, то тот сразу поймет, что никому здесь не нужен, опустит руки и перестанет двигаться вперед. У него не будут получаться даже посильные ему задания.

Многие мамочки, услышав диагноз своего ребенка, стремятся полностью изолировать его от внешнего мира. Они боятся, что его станут дразнить или обижать, что он будет "забитым" и никому не нужным. В связи с этим даже дети с легкой умственной отсталостью часто остаются на домашнем обучении или в специализированной школе. Этого делать не стоит, если нет серьезных предпосылок.

Наоборот, нужно стараться социализировать кроху, отправить его в сад, затем в обычную школу. Так он научится общаться с людьми, поймет, что он такой же человек, как и все. Но здесь нужно быть осторожным и лучше пройти консультацию с психологом ПМПК. Ведь если малыш имеет серьезные отставания, то есть риск его изоляции в коллективе, тогда это повлечет за собой серьезные последствия для его психического состояния.

Итак, запомните, что обучение детей с нарушениями интеллекта в обычной школе возможно, но только после предварительного осмотра специалиста и консультации с ним.

Нельзя точно сказать, какие нужны программы для детей с нарушением интеллекта, поскольку здесь все определяется сугубо индивидуально. Однако можно дать общие советы и рекомендации по составлению таких программ.

Такие упражнения нужны для того, чтобы укреплялась кисть, развивалась моторика рук. В качестве вспомогательных материалов специалисты используют пластилин или глину, из которой вместе с ребенком они лепят какие-то фигурки. Также довольно часто на занятиях присутствует маленький резиновый мячик, который ребенок может активно сжимать. Для развития моторики можно предложить ребенку развязать различные узелки, прокалывать картон. Деткам очень нравится соединять точки, из которых потом получаются красивые рисунки, которые можно потом даже раскрасить. Также очень полезной на таких занятиях будет мозаика, можно придумать различные пальчиковые гимнастики.

Тоже очень важный момент в обучении ребенка с нарушением интеллекта. Он должен уметь определять право и лево не только у себя, но и у своего зеркального отражения, разных людей и предметов в жизни и на картинках. Нужно научить ребенка ориентироваться на плоскости. Для этого ему предлагается обычный лист бумаги, на котором он ставит различные отметки в зависимости от указания педагога: справа, вверху, слева, внизу. Здесь же тренируется память и абстрактное мышление. Можно предложить малышу запомнить картинку, а потом сложить ее из пазла по памяти.

Рисование полезно для развития абсолютно всех видов мышления. Также сюда включена лепка, конструирование различных моделей, изготовление аппликаций. Деятельность детей с нарушениями интеллекта здесь направлена на познание внешнего мира, они учатся изображать то, что видят, на бумаге, развивается их абстрактное мышление.

Занятия никогда не могут проходить молча, поскольку вместе с познавательной деятельностью ребенок должен осваивать речь, учиться формулировать свои высказывания, комментировать все то, что он делает. Если вы решили заняться коррекционной работой с таким малышом, то будьте готовы к тому, что занятия, которые вы готовите, должны быть рассчитаны на развитие всей личности со всех сторон, а не только на определенные навыки. Коррекционная работа с детьми с нарушениями интеллекта – это длительный и кропотливый труд. Успех здесь ожидает только того педагога, который действительно полностью отдается этому делу, а не просто видит способ заработать деньги.

В последние годы в нашей стране успешно развивается сеть дошкольных коррекционных учреждений, где воспитываются дети с отклонениями в развитии. Эти учреждения призваны обеспечить максимальное развитие детей и подготовить их к обучению в школе.

Мышление и речь детей с нарушением интеллекта оказывается при спонтанном развитии на чрезвычайно низком уровне. Вместе с тем опыт дошкольного воспитания этих детей, накопленный в нашей стране, свидетельствует об их значительных потенциальных возможностях, которые могут быть реализованы только в условиях особым образом организованного обучения.

Комплексное педагогическое воздействие позволяет в значительной степени сгладить отклонения в развитии, а так же предупредить возникновение вторичных дефектов, которые Л. С. Выготский характеризовал как социальные, возникающие в следствии неблагоприятных социально- педагогических условий.

Так, дошкольники с интеллектуальными нарушениями обнаруживают значительное отставание в овладении различными видами деятельности. Прежде всего следует отметить, что результате специального обучения кардинальные изменения претерпевает игра детей. Они овладевают сюжетно - ролевыми играми и оказываются способными не только воспроизводить предусмотренными программой игровые сюжеты, но и создавать новые игровые ситуации. У большинства детей формируются специфические игровые умения, они могут самостоятельно брать на себя роли и действовать в соответствии с ними. В своих играх дети могут использовать наряду с реальными предметами и игрушками сходные с ними заменители. Под влиянием обучения играм с правилами у них формируются предпосылки произвольного поведения.

Специальная работа по формированию изобразительной деятельности в большинстве случаев ведет к сюжетному рисованию и лепке в соответствии с изобразительно - игровым замыслом.

Значительно обогащается и расширяется тематика рисования и лепки, дети начинают использовать опыт, приобретенный ими в повседневной жизни и в сюжетно - ролевых играх.

Особо следует отметить возникновение у детей с интеллектуальными нарушениями эмоционального и словесного общения в ходе совместной деятельности. При этом речь начинает выполнять функцию общения.

К числу самых существенных достижений специального воспитания и обучения следует отнести значительное личностное развитие этих детей. В значительной степени подвергается коррекции поведение этих детей.

Важным результатом дошкольного воспитания и обучения является существенное преодоление склонности у некоторых детей к агрессивным вспышкам и негативному поведению. Они существенно реабилитируются также и в плане самообслуживания.

В многоплановой коррекционно - воспитательной работе с дошкольниками особое внимание уделяется вопросу своевременного и полноценного овладения ими различными видами детской деятельности. При спонтанном развитии дошкольники с интеллектуальными нарушениями фактически не овладевают специфическими видами детской деятельности.

Причины недоразвития игровой деятельности у детей с нарушением интеллекта уходят корнями в раннее детство, когда ребенок вступает в активное взаимодействие с окружающим его предметным миром. Уже в этот период у детей с ранним органическим поражением центральной нервной системы обнаруживаются отклонения в психическом развитии. Ребенок проявляет крайне низкий интерес к окружающему, долго не тянется к игрушкам, не приближает их к себе и не пытается ими манипулировать.

Общая психофизиологическая незрелость таких малышей в значительной степени обуславливает несформированность сенсорно - двигательных координаций, которые, в свою очередь составляют основу для возникновения предметной, в том числе и игровой деятельности ребенка.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: