ГЛАВА 1 Особенности перфекционистских убеждений детей в период школьного обучения

На тему

Перфекционизм как предиктор внутренней и внешней академической мотивации у старшеклассников

 

Выполнила студентка:

О.В. Яковлева

гр. ОАБ-37.03.01-34

 

Научный руководитель:

ст. преподаватель

кафедры социальной психологии

и конфликтологии

И.Ю. Леонова

 

Ижевск 2020

Содержание

Введение. 3

ГЛАВА 1 Особенности перфекционистских убеждений детей в период школьного обучения. 7

1.1 Теоретические модели изучения перфекционизма личности в отечественной и зарубежной психологии. 7

1.2 Виды и особенности перфекционизма. 11

1.3 Особенности перфекционизма детей разного возраста. 14

1.4 Понятие академической мотивации в психологической литературе. 17

Выводы по первой главе. 23

ГЛАВА 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи перфекционизма и учебной мотивации. 25

2.1 Процедура исследования. 25

2.2 Эмпирические методы исследования. 25

2.3 Результаты исследования. 26

Выводы по второй главе. 47

Заключение. 49

Список использованной литературы.. 51



Введение  

Актуальность.

Проблема перфекционизма является актуальной в настоящее время. В современной психологии становится все больше исследований в данной области, однако на настоящий момент не существует единой точки зрения на данную проблему.

Детерминанты данного явления развиваются ещё в детском возрасте. Особенно школьная среда и в частности, юношеский возраст, являются плодотворной почвой для развития данной личностной черты и перехода нормального перфекционизма в патологический.

Учитывая психологические особенности юношеского возраста, особый интерес представляет исследование перфекционизма в период жизни, когда молодым людям свойственна постановка высоких, а иногда и завышенных целей, с одной стороны, и недостаточная личностная зрелость, с другой [24].

Кроме того, в данный возрастной период является актуальной проблема академической мотивации, так как происходят изменения в мотивационной сфере. По сравнению с подростковым возрастом у учащихся юношеского возраста повышается мотивация учебной деятельности, так как учение связывается с будущим, с профессией. Так же появляются новые доминирующие мотивы, такие как самоопределения, самосовершенствования и учебно-познавательные мотивы.

Данные мотивы подразумевают постоянную работу над собой, достижение поставленных целей, стремление получить высокие результаты в значимой деятельности. Это говорит о том, что академическая мотивация имеет определенную связь с перфекционизмом. Перфекционисты постоянно стремятся быть лучшими в учебе, получать только высокие оценки, то есть пытаются достичь высоких результатов [19].

В последние годы система образования столкнулась с проблемой перехода учащихся из 9 класса в 10 класс. Согласно результатам исследования в 10 класс переходит лишь 50% учащихся. Основной причиной данной проблемы можно считать низкую мотивацию. В 10 класс переходят в основном учащиеся, которым свойственно устанавливать высокие стандарты и цели. У старшеклассников отмечается высокий уровень внутренней мотивации, то есть они ориентированы на само содержание учебной деятельности.

Цель: перфекционизм как предиктор внутренней и внешней академической мотивации у старшеклассников.

В соответствии с поставленной целью были выдвинуты следующие задачи:

Теоретические задачи

- Провести анализ основных отечественных и зарубежных социально-психологических концепций перфекционизма. Описать особенности проявления перфекционизма у старшеклассников.

- Обобщить исследования по изучению особенностей академической мотивации у старшеклассников.

Эмпирические задачи

- Выявить различия выраженности перфекционизма у юношей и девушек;

- Выявить различия выраженности в показателях внутренней и внешней академической мотивации у юношей и девушек;

- Выявить взаимосвязь между перфекционизмом и внутренней и внешней академической мотивации у старшеклассников.

- Построить регрессионные модели между перфекционизмом и внутренней и внешней академической мотивации у старшеклассников.

Объект: перфекционизм личности.

Предмет: перфекционизм как предиктор внутренней и внешней академической мотивации у старшеклассников.

В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что перфекционизм является предиктором внутренней и внешней мотивации, а именно:

- чем выше стандарты и притязания у старшеклассников, тем более выражены такие виды мотивации как познавательная, достижения, самоуважения и уважения родителями;

- чем выше критическое отношение к себе и сомнение в собственных силах, тем ниже выражены мотивация достижения и саморазвития, но выше уровень амотивации;

- чем выше постоянное сравнивание себя с другими при ориентации на самых успешных, тем ниже такие виды мотивации как познавательная, достижения, саморазвития, но выше экстернальная мотивация и амотивация.

Теоретико-методологические подходы исследования перфекционизма представлены работами зарубежных ученых З. Фрейд, А. Адлер, К. Г. Юнг, К. Хорни, П. Хьюит, Г. Флетт, и отечественных психологов Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогорова, Т.Ю. Юдеева.

Теоретико-методологические подходы исследования мотивационной сферы представлены работами следующих ученых М. И. Алексеева, И. А. Зимняя, Е. П. Ильин, А. Д. Наследов.

Выборка: в исследовании приняло участие 147 человек; 81 юноша и 66 девушек, в возрасте от 15 до 18 лет.

Методы и методики исследования:

1. Теоретические методы (анализ научной проблемы);

2. Организационные методы (сравнительный анализ исследуемых групп);

3. Эмпирические методы:

- Опросник перфекционизма (Н.Г.Гаранян, А.Б. Холмогорова, в адаптации А.Д.Наследова, Л.Б.Киселевой) [22];

- Опросник шкалы академической мотивации (Т.О. Гордеева, О.А. Сычев, Е.Н. Осин) [9]);

4. Методы обработки данных (методы описательной статистики (метод оценки показателей асимметрии и эксцесса), параметрический t-критерий Стьюдента, корреляционный анализ, множественный регрессионный анализ).

Для статистической обработки данных был использован пакет прикладных программ SPSS 23.

Основные понятия: перфекционизм, внутренняя и внешняя академическая мотивация, старший школьный возраст.


 


ГЛАВА 1 Особенности перфекционистских убеждений детей в период школьного обучения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: