На тему
Перфекционизм как предиктор внутренней и внешней академической мотивации у старшеклассников
Выполнила студентка:
О.В. Яковлева
гр. ОАБ-37.03.01-34
Научный руководитель:
ст. преподаватель
кафедры социальной психологии
и конфликтологии
И.Ю. Леонова
Ижевск 2020
Содержание
Введение. 3
ГЛАВА 1 Особенности перфекционистских убеждений детей в период школьного обучения. 7
1.1 Теоретические модели изучения перфекционизма личности в отечественной и зарубежной психологии. 7
1.2 Виды и особенности перфекционизма. 11
1.3 Особенности перфекционизма детей разного возраста. 14
1.4 Понятие академической мотивации в психологической литературе. 17
Выводы по первой главе. 23
ГЛАВА 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи перфекционизма и учебной мотивации. 25
2.1 Процедура исследования. 25
2.2 Эмпирические методы исследования. 25
2.3 Результаты исследования. 26
Выводы по второй главе. 47
Заключение. 49
Список использованной литературы.. 51
Введение
|
|
Актуальность.
Проблема перфекционизма является актуальной в настоящее время. В современной психологии становится все больше исследований в данной области, однако на настоящий момент не существует единой точки зрения на данную проблему.
Детерминанты данного явления развиваются ещё в детском возрасте. Особенно школьная среда и в частности, юношеский возраст, являются плодотворной почвой для развития данной личностной черты и перехода нормального перфекционизма в патологический.
Учитывая психологические особенности юношеского возраста, особый интерес представляет исследование перфекционизма в период жизни, когда молодым людям свойственна постановка высоких, а иногда и завышенных целей, с одной стороны, и недостаточная личностная зрелость, с другой [24].
Кроме того, в данный возрастной период является актуальной проблема академической мотивации, так как происходят изменения в мотивационной сфере. По сравнению с подростковым возрастом у учащихся юношеского возраста повышается мотивация учебной деятельности, так как учение связывается с будущим, с профессией. Так же появляются новые доминирующие мотивы, такие как самоопределения, самосовершенствования и учебно-познавательные мотивы.
Данные мотивы подразумевают постоянную работу над собой, достижение поставленных целей, стремление получить высокие результаты в значимой деятельности. Это говорит о том, что академическая мотивация имеет определенную связь с перфекционизмом. Перфекционисты постоянно стремятся быть лучшими в учебе, получать только высокие оценки, то есть пытаются достичь высоких результатов [19].
|
|
В последние годы система образования столкнулась с проблемой перехода учащихся из 9 класса в 10 класс. Согласно результатам исследования в 10 класс переходит лишь 50% учащихся. Основной причиной данной проблемы можно считать низкую мотивацию. В 10 класс переходят в основном учащиеся, которым свойственно устанавливать высокие стандарты и цели. У старшеклассников отмечается высокий уровень внутренней мотивации, то есть они ориентированы на само содержание учебной деятельности.
Цель: перфекционизм как предиктор внутренней и внешней академической мотивации у старшеклассников.
В соответствии с поставленной целью были выдвинуты следующие задачи:
Теоретические задачи
- Провести анализ основных отечественных и зарубежных социально-психологических концепций перфекционизма. Описать особенности проявления перфекционизма у старшеклассников.
- Обобщить исследования по изучению особенностей академической мотивации у старшеклассников.
Эмпирические задачи
- Выявить различия выраженности перфекционизма у юношей и девушек;
- Выявить различия выраженности в показателях внутренней и внешней академической мотивации у юношей и девушек;
- Выявить взаимосвязь между перфекционизмом и внутренней и внешней академической мотивации у старшеклассников.
- Построить регрессионные модели между перфекционизмом и внутренней и внешней академической мотивации у старшеклассников.
Объект: перфекционизм личности.
Предмет: перфекционизм как предиктор внутренней и внешней академической мотивации у старшеклассников.
В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что перфекционизм является предиктором внутренней и внешней мотивации, а именно:
- чем выше стандарты и притязания у старшеклассников, тем более выражены такие виды мотивации как познавательная, достижения, самоуважения и уважения родителями;
- чем выше критическое отношение к себе и сомнение в собственных силах, тем ниже выражены мотивация достижения и саморазвития, но выше уровень амотивации;
- чем выше постоянное сравнивание себя с другими при ориентации на самых успешных, тем ниже такие виды мотивации как познавательная, достижения, саморазвития, но выше экстернальная мотивация и амотивация.
Теоретико-методологические подходы исследования перфекционизма представлены работами зарубежных ученых З. Фрейд, А. Адлер, К. Г. Юнг, К. Хорни, П. Хьюит, Г. Флетт, и отечественных психологов Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогорова, Т.Ю. Юдеева.
Теоретико-методологические подходы исследования мотивационной сферы представлены работами следующих ученых М. И. Алексеева, И. А. Зимняя, Е. П. Ильин, А. Д. Наследов.
Выборка: в исследовании приняло участие 147 человек; 81 юноша и 66 девушек, в возрасте от 15 до 18 лет.
Методы и методики исследования:
1. Теоретические методы (анализ научной проблемы);
2. Организационные методы (сравнительный анализ исследуемых групп);
3. Эмпирические методы:
- Опросник перфекционизма (Н.Г.Гаранян, А.Б. Холмогорова, в адаптации А.Д.Наследова, Л.Б.Киселевой) [22];
- Опросник шкалы академической мотивации (Т.О. Гордеева, О.А. Сычев, Е.Н. Осин) [9]);
4. Методы обработки данных (методы описательной статистики (метод оценки показателей асимметрии и эксцесса), параметрический t-критерий Стьюдента, корреляционный анализ, множественный регрессионный анализ).
Для статистической обработки данных был использован пакет прикладных программ SPSS 23.
Основные понятия: перфекционизм, внутренняя и внешняя академическая мотивация, старший школьный возраст.
ГЛАВА 1 Особенности перфекционистских убеждений детей в период школьного обучения