Результаты исследования

Цель данного исследования заключается в том, чтобы выявить и изучить перфекционизм как предиктор внутренней и внешней академической мотивации у старшеклассников.

Для изучения перфекционизма была использован «Опросник перфекционизма» (Н.Г.Гаранян, А.Б. Холмогорова, в адаптации А.Д.Наследова, Л.Б.Киселевой) [23].

Для того, чтобы выявить различия в выраженности перфекционизма у юношей и девушек, необходимо провести проверку данных на нормальность распределения.

Всего в исследовании приняло участие 81 юноша и 66 девушек. Так как объем выборки большой (n=147), то для проверки на нормальность распределения эмпирических данных по показателю перфекционизм в выборках с учетом пола старшеклассников мы использовали метод оценки показателей асимметрии и эксцесса. Результаты проверки представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Результаты проверки на нормальность распределения показателя перфекционизм в выборках девушек и юношей

Название показателя

Группа

Асимметрия

Эксцесс

1

Высокие стандарты и притязания

юноши

-0,353

-0,669

девушки

-0,111

-0,870

2

Критическое отношение к себе и сомнения в собственных силах

юноши

0,323

-0,695

девушки

0,332

-0,457

3

Постоянное сравнение себя с другими при ориентации на самых успешных

юноши

0,364

-0,499

девушки

-0,008

-0,299

 

Результаты, представленные в таблице 1, свидетельствуют о том, что на выборках юношей и девушек для всех исследуемых показателей эмпирические данные согласованы с гипотезой нормальности. Считается, что распределение с асимметрией и эксцессом, в диапазоне от – 1 до + 1 примерно соответствует нормальному виду.

Поскольку эмпирические данные по показателю перфекционизм согласуются с гипотезой нормальности в выборках с учетом пола, то для выявления статистически значимых различий в выраженности перфекционизма в этих выборках используем параметрический t‑критерий Стьюдента. Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Результаты t-теста выраженности перфекционизма в выборках юношей и девушек

Показатель

Выборка

95% доверительный интервал для разности средних

t

df

p

η2

Юноши

Девушки

(n = 81)

(n = 66)

M SD M SD Нижняя граница Верхняя граница

1

Высокие стандарты и притязания

12,0

4,9

12,7

3,6

-2,1

0,7

-0,988

145

0,325

0,006

2

Критическое отношение к себе и сомнения в собственных силах

13,2

7,0

16,5

6,9

-5,5

-1,0

-2,813

145

0,006

0,05

3

Постоянное сравнение себя с другими при ориентации на самых успешных

10,8

5,3

13,2

5,2

-4,1

-0,7

-2,737

145

0,007

0,05

 

Выявлено статистически значимое различие в выраженности показателя критическое отношение к себе и сомнение в собственных силах у подвыборки юношей и (M =13,23, SD = 7,01, n= 81) и подвыборки девушек (M =16,47, SD = 6,90, n= 66) с вероятностью ошибки меньше 1%/5% (t = -2,813, df = 145, p = 0,006, 95% CI для разности средних от -5,5 до -1,0). Размер эффекта выявленного различия (η2 = 0,05) говорит о низкой выраженности различий.

Таким образом, нельзя утверждать, что девушки более критичны к себе и сомневаются в своих силах, чем юноши.

Так же выявлено различие в выраженности показателя постоянное сравнивание себя с другими при ориентации на самых успешных у подвыборки юношей и (M =10,79, SD = 5,27, n= 81) и подвыборки девушек (M =13,17, SD = 5,24, n= 66) с вероятностью ошибки меньше 1%/5% (t = -2,737, df = 145, p = 0,007, 95% CI для разности средних от -4,1 до -0,7). Размер эффекта выявленного различия (η2 = 0,05) говорит о низкой выраженности различий.

Данное различие не позволяет говорить о том, что девушки в большей степени сравнивают себя с другими успешными людьми, чем юноши.

Далее мы искали ответ на вопрос: «Существуют ли различия в показателях внутренней и внешней академической мотивации у старшеклассников в зависимости от пола?»

Для проверки на нормальность распределения эмпирических данных по показателю академическая мотивация в выборках с учетом пола старшеклассников мы использовали метод оценки показателей асимметрии и эксцесс. Результаты проверки представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Результаты проверки на нормальность распределения показателя академическая мотивация в выборке девушек и юношей

Название показателя

Группа

Асимметрия

Эксцесс

Внутренняя мотивация

1

Познавательная мотивация (пм)

юноши

-0,305

-0,435

девушки

-0,595

-0,117

2

Мотивация достижения (мд)

юноши

-0,188

-0,450

девушки

-0,276

-0,614

3

Мотивация саморазвития (мср)

юноши

-0,592

-0,208

девушки

-0,400

0,131

Внешняя мотивация 

4

Мотивация самоуважения (мсу)

юноши

0,003

-0,626

девушки

-0,393

-0,376

5

Интроецированная мотивация (им)

юноши

-0,522

0,906

девушки

-0,742

0,185

6

Мотивация уважения родителями (эм-п)

юноши

-0,136

-0,670

девушки

-0,189

-0,964

7

Экстернальная мотивация (эм-н)

юноши

-0,309

-0,471

девушки

-0,219

-0,667

 

8

Амотивация (ам)

юноши

0,820

-0,340

девушки

0,725

-0,285

Данные, представленные в таблице 3, свидетельствуют о том, что на выборке девушек и юношей для всех исследуемых показателей эмпирические данные согласованы с гипотезой нормальности.

Поскольку эмпирические данные по показателю академическая мотивация согласуются с гипотезой нормальности в выборках с учетом пола, то для выявления статистически значимых различий в выраженности академической мотивации в этих выборках используем параметрический t‑критерий Стьюдента. Результаты представлены в таблице 4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: