Цель данного исследования заключается в том, чтобы выявить и изучить перфекционизм как предиктор внутренней и внешней академической мотивации у старшеклассников.
Для изучения перфекционизма была использован «Опросник перфекционизма» (Н.Г.Гаранян, А.Б. Холмогорова, в адаптации А.Д.Наследова, Л.Б.Киселевой) [23].
Для того, чтобы выявить различия в выраженности перфекционизма у юношей и девушек, необходимо провести проверку данных на нормальность распределения.
Всего в исследовании приняло участие 81 юноша и 66 девушек. Так как объем выборки большой (n=147), то для проверки на нормальность распределения эмпирических данных по показателю перфекционизм в выборках с учетом пола старшеклассников мы использовали метод оценки показателей асимметрии и эксцесса. Результаты проверки представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Результаты проверки на нормальность распределения показателя перфекционизм в выборках девушек и юношей
№ | Название показателя | Группа | Асимметрия | Эксцесс
| |||
1 | Высокие стандарты и притязания | юноши | -0,353 | -0,669 | |||
девушки | -0,111 | -0,870 | |||||
2 | Критическое отношение к себе и сомнения в собственных силах | юноши | 0,323 | -0,695 | |||
девушки | 0,332 | -0,457 | |||||
3 | Постоянное сравнение себя с другими при ориентации на самых успешных | юноши | 0,364 | -0,499 | |||
девушки | -0,008 | -0,299 |
Результаты, представленные в таблице 1, свидетельствуют о том, что на выборках юношей и девушек для всех исследуемых показателей эмпирические данные согласованы с гипотезой нормальности. Считается, что распределение с асимметрией и эксцессом, в диапазоне от – 1 до + 1 примерно соответствует нормальному виду.
Поскольку эмпирические данные по показателю перфекционизм согласуются с гипотезой нормальности в выборках с учетом пола, то для выявления статистически значимых различий в выраженности перфекционизма в этих выборках используем параметрический t‑критерий Стьюдента. Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Результаты t-теста выраженности перфекционизма в выборках юношей и девушек
№ | Показатель | Выборка | 95% доверительный интервал для разности средних | t | df | p | η2 | ||||
Юноши | Девушки | ||||||||||
(n = 81) | (n = 66) | ||||||||||
M | SD | M | SD | Нижняя граница | Верхняя граница | ||||||
1 | Высокие стандарты и притязания | 12,0 | 4,9 | 12,7 | 3,6 | -2,1 | 0,7 | -0,988 | 145 | 0,325 | 0,006 |
2 | Критическое отношение к себе и сомнения в собственных силах | 13,2 | 7,0 | 16,5 | 6,9 | -5,5 | -1,0 | -2,813 | 145 | 0,006 | 0,05 |
3 | Постоянное сравнение себя с другими при ориентации на самых успешных | 10,8 | 5,3 | 13,2 | 5,2 | -4,1 | -0,7 | -2,737 | 145 | 0,007 | 0,05 |
Выявлено статистически значимое различие в выраженности показателя критическое отношение к себе и сомнение в собственных силах у подвыборки юношей и (M =13,23, SD = 7,01, n= 81) и подвыборки девушек (M =16,47, SD = 6,90, n= 66) с вероятностью ошибки меньше 1%/5% (t = -2,813, df = 145, p = 0,006, 95% CI для разности средних от -5,5 до -1,0). Размер эффекта выявленного различия (η2 = 0,05) говорит о низкой выраженности различий.
|
|
Таким образом, нельзя утверждать, что девушки более критичны к себе и сомневаются в своих силах, чем юноши.
Так же выявлено различие в выраженности показателя постоянное сравнивание себя с другими при ориентации на самых успешных у подвыборки юношей и (M =10,79, SD = 5,27, n= 81) и подвыборки девушек (M =13,17, SD = 5,24, n= 66) с вероятностью ошибки меньше 1%/5% (t = -2,737, df = 145, p = 0,007, 95% CI для разности средних от -4,1 до -0,7). Размер эффекта выявленного различия (η2 = 0,05) говорит о низкой выраженности различий.
Данное различие не позволяет говорить о том, что девушки в большей степени сравнивают себя с другими успешными людьми, чем юноши.
Далее мы искали ответ на вопрос: «Существуют ли различия в показателях внутренней и внешней академической мотивации у старшеклассников в зависимости от пола?»
Для проверки на нормальность распределения эмпирических данных по показателю академическая мотивация в выборках с учетом пола старшеклассников мы использовали метод оценки показателей асимметрии и эксцесс. Результаты проверки представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Результаты проверки на нормальность распределения показателя академическая мотивация в выборке девушек и юношей
№ | Название показателя | Группа | Асимметрия | Эксцесс | ||
Внутренняя мотивация | 1 | Познавательная мотивация (пм) | юноши | -0,305 | -0,435 | |
девушки | -0,595 | -0,117 | ||||
2 | Мотивация достижения (мд) | юноши | -0,188 | -0,450 | ||
девушки | -0,276 | -0,614 | ||||
3 | Мотивация саморазвития (мср) | юноши | -0,592 | -0,208 | ||
девушки | -0,400 | 0,131 | ||||
Внешняя мотивация | 4 | Мотивация самоуважения (мсу) | юноши | 0,003 | -0,626 | |
девушки | -0,393 | -0,376 | ||||
5 | Интроецированная мотивация (им) | юноши | -0,522 | 0,906 | ||
девушки | -0,742 | 0,185 | ||||
6 | Мотивация уважения родителями (эм-п) | юноши | -0,136 | -0,670 | ||
девушки | -0,189 | -0,964 | ||||
7 | Экстернальная мотивация (эм-н) | юноши | -0,309 | -0,471 | ||
девушки | -0,219 | -0,667 | ||||
| 8 | Амотивация (ам) | юноши | 0,820 | -0,340 | |
девушки | 0,725 | -0,285 |
Данные, представленные в таблице 3, свидетельствуют о том, что на выборке девушек и юношей для всех исследуемых показателей эмпирические данные согласованы с гипотезой нормальности.
Поскольку эмпирические данные по показателю академическая мотивация согласуются с гипотезой нормальности в выборках с учетом пола, то для выявления статистически значимых различий в выраженности академической мотивации в этих выборках используем параметрический t‑критерий Стьюдента. Результаты представлены в таблице 4.