Терновый венец и черная шляпа

 

Перекреститесь, люди православные. Вам предстоит прочесть феноменальный по своей наглости и своему кощунству фрагмент.

Израильский публицист Арье Барац предлагает «талмудически и каббалистически квалифицированно» прокомментировать Евангелие. Сделать с ним то, что «мудрецы» сделали с богооткровенным текстом Ветхого Завета (наслоение его комментариев со временем и привело к Талмуду). Мало того. Подобно тому, как иудеи называют Библию откровением неполным (есть еще якобы его тайная, устная часть, перенесенная на бумагу каббалистами), не закончено и Евангелие. Его необходимо дополнить: «…мне приходилось сетовать на то, что Евангелие не донесло чего‑то чрезвычайно важного и интересного, что оно не сохранило весьма существенную часть того предания, которое, по‑видимому, существовало у какой‑то ортодоксальной иудейской группы иудео‑христиан. Таким образом, вполне сознательное восстановление этого утраченного предания явилось бы задачей в высшей степени свойственной иудаизму и посильной ему…»

Личность цитируемого автора примечательная. Считая себя православным христианином, Арье Барац написал в 1984 году книгу под претенциозным названием «Единый завет». Он попытался обосновать возможность двойного прочтения Евангелия – христианского и иудейского, ровно как такие прочтения существуют относительно Торы – Ветхого Завета.

Барац пишет: «Именно отсутствие адекватной оценки личности Назаретского Учителя внутри иудаизма вынуждает тех (далеко не всегда малосведущих) евреев, которые признают его незаурядность, двигаться по хорошо проторенному пути крещения». Вот что его волновало! В итоге сей труд закономерно вернул еврея‑христианина в лоно иудаизма. Его статьи, которые мы цитируем, являются отрывками из новой книги «Лики Торы»…

Ход мыслей многих выкрестов, начиная испанскими марранами и заканчивая о. Александром Менем, нередко, мягко говоря, своеобразный. В своем исследовании «Талмуд и евреи» И.И. Лютостанский цитировал выдержки из речи раввина Энгера из Франкфурта, произнесенные более века назад: «Говорят, что множество евреев крестится. Это совсем не вредит нашему делу. Крещеные будут нашими пособниками и ступенями, по которым мы вступим на новооткрытые пути, еще неизвестные нам в настоящее время, ибо только что крестившиеся всегда нас держатся, и, несмотря на наружное крещение, их дух и образ мысли остаются все‑таки навсегда еврейскими…» Эта тактика описана еще в знаменитом письме князя евреев Константинополя своим соплеменникам во Франции: «относительно того, что король французский заставляет вас принимать крещение – принимайте его, раз вы не в силах поступать иначе, но при условии, чтобы закон Моисеев сохранился бы в сердцах ваших… относительно того, что христиане разрушают ваши синагоги – сделайте детей ваших канониками и причетниками, дабы они разрушали храмы христиан…»

И вот уже совсем современное высказывание православного священника: «Я настоящий и искренний пастырь для ваших овец. И ваш Мессия настоящий. Но это ваш Мессия. Он и рожден в яслях для скотов, в позоре родился и в позоре распялся, вам в пример, Ему и следуйте. И я не нарушаю, а помогаю вам следовать за Ним. А наш мессия придет, он не будет распинаться, он будет царствовать»[135].

Вот пример «иудейского толкования Евангелия», о котором мечтает Барац! Но, конечно, даже этому несчастному священнику до выводов автора «Единого завета» далеко. Барац пишет, что работа по перетолковыванию Священного Писания христиан «В значительной мере… уже проделана иерусалимским профессором Давидом Флуссером. Однако в его исследовании нет и намека на то, чтобы рассмотреть Человека из Назарета в качестве каббалиста, в качестве первого именно харизматического, а не раввинистического лидера. И это работа, которую еще предстоит осуществить».

Господи, помилуй! В ряду кощунств такого еще не было! Всевозможная оккультная публика уже неоднократно предлагала Иисусу Христу молоток первого масона, хламиду Белого Братства или тюрбан побывавшего на Востоке учителя‑мага, но тут мы видим нечто новое. Для главы Спасителя, чье чело и по сей день источает капли крови от терниев наших грехов, готовится черная широкополая шляпа хасидского цадика!

 

«Божественный секс» каббалистов

 

Приход Машиаха – вот главное, чего никогда не забывает каббалист. Сидит ли он в задумчивости на унитазе, обнял ли в субботнюю ночь снявшую парик худосочную жену – мысли все о том ке… Нет, я не ерничаю и не преувеличиваю. Просто отмечаю, что преисподнее любит копаться в исподнем.

Одна из каббалистических «премудростей», хохм, такова: «…чем больше духовно растет человек, тем с большей силой клипот (нечистое) соблазняет его. Как говорится в Талмуде, после падения Второго Храма настоящий вкус совокупления остался лишь у тех немногих в этом мире, кто начинает постигать духовные силы высших миров». Что ж, не случайно про «датишных», то есть про тех самых «религиозных», которые носят черные шляпы и трясут пейсами, в Израиле ходит немало скабрезных историй.

М Лайтман пишет о «божественном» происхождении всякого наслаждения: «…из всех существующих наслаждений нашему миру досталась лишь одна маленькая искорка, так называемый «Нэр дакик». Присутствие ее в материальных предметах дает нам удовольствие… Причем в течение жизни человек вынужден постоянно искать новые и новые объекты, надеясь получить все большие и большие удовольствия…

Каббалисты утверждают, что цель творения – доставлять радость и наслаждения созданиям». И дальше: «Лишь притягательная сила наслаждения руководит человеком и животным, и через нее происходит управление всем живым на всех стадиях и уровнях жизни».

«– Могут ли сексуальные излишества повредить духовному развитию?» – такой странноватый вопрос задает корреспондент одного из журналов Лайтману. Но рав не смущается: «Никак не могут повредить. Если человек духовно развивается и при этом его что‑то интересует в сексе, пускай это удовлетворяется…

– Может ли гомосексуалист заниматься каббалой?

– Может, почему нет?»

«Ценность поступка измеряется полученным от него удовольствием», – изрек маркиз де Сад и не был одинок в этом мнении. «Научные взгляды Фрейда являлись развитием идей каббалы в области психологии. По учению каббалистов, наслаждение не только основная категория жизни, но и ее. цель. Энергия наслаждения является воплощением всего сущего. Эти же кощунственные с позиции Христианства мысли Фрейд проводил в своей теории психоанализа: человек живет по принципу наслаждения, стремится удовлетворять свои желания, прежде всего сексуальные; вся культура человечества – сублимация неудовлетворенности сексуального желания, человеческого «либидо»». [60].

Несомненно, одним из каббалистических предтеч Фрейда был Франк[136]. Биография его примечательная. Родился в 1726 году на Украине. Был коммивояжером. Ездил в Турцию, где вступил в саббатианскую секту денме (оборотни). В книге Макса Даймонта «Евреи, Бог и история» читаем: «Достичь искупления через очищение от грехов, говорил он, может каждый; особенный же способ достичь искупления – это впасть в грех. Поэтому мистические сеансы Франка сопровождались сексуальными оргиями». Раввины наложили на него херем (проклятие – Ю.В.). Тогда он появился в Польше, где объявил себя воплощением Саббатая Цеви. (Вот и исповедуемая каббалистами реинкарнация в очередной раз пригодилась, как все удобно!) Разбогател, жил в графском замке. Находясь во вражде с местной еврейской общиной, обратился за поддержкой к католическому епископу.* Возник спор с талмудистами, в результате которого в Польше первый и в последний раз был сожжен Талмуд. Было из‑за чего! В пылу полемики последователи Франка доказывали, что священная книга раввинистов содержит понятные посвященным намеки на необходимость принесения кровавых человеческих жертв[137].

 

 

Яков Франк, лжемессия.

 

Франкисты крестились, а крестным отцом Франка стал сам король. «Многие из крещеных франкистов, происходившие из отличающихся ученостью еврейских семей, не утеряли свои знания в купели. Они достигли высоких государственных постов в Польше и России, и, возможно, именно от них произошли либеральные элементы в последующей истории двух стран…» Да, дело в том, что «восприемниками новообращенных были представители польской знати. Новые христиане принимали звания своих крестных отцов – и таким образом вступали в среду польского дворянства». [22]. Ловко, ничего не скажешь! А мы удивляемся, почему это «поляки», проживавшие в Российской империи и зачастую учившиеся в Петербурге, накопили к началу XX века такой революционный заряд! Дело, как видим не только в заносчивости природной шляхты.

«Франк умер в 1791 г. от апоплексического удара. Франкизм угас через несколько лет после его смерти. Традицию отца продолжала его очаровательная дочь Ева. На портрете мы видим ее в платье с глубоким декольте, обнажающим обширную грудь. Она сохранила дух франкизма, соединив схоластику Зохара и тайны спальни в прибыльную религию, позволившую ей жить в стиле ее отца. Но каббала не смогла помочь ей возвратить утраченную молодость. Она умерла в диккенсовской бедности. Ее едва помнили те, кто знал ее впрежниедни как «святую»». [19].

Итак, «искупление» не через покаяние, а через грех. Что ж, «дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство… ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное» (Гал 5, 19–20, 21, 27, 36). Уловка диавольская состоит в том, чтобы пороки вообще не считались у людей пороками. «С этой целью непотребствам стали приписывать свойства божественные, – что усыпляло совесть человека и подвизало его спокойно им предаваться…» [46].

Предположим, речь идет всего лишь о «вывихах» иудаизма. Лайтманто, рассуждая о наслаждении, говорит не только о плотском, но и о духовном. Человек, дескать, притягивает высший свет через изучение Зогара и ему подобных книг. Когда он не может понять, что описывает каббалист о своем духовном наслаждении, тогда у него и возникает желание…

Это как реклама. Лайтман умело интригует. Он пишет, что духовное наслаждение каббалиста в миллиарды раз превышает любое другое. Задача состоит в том, чтобы развить в человеке новый, шестой орган чувств, который раньше был в спящем состоянии. Это точка в сердце, которая наполняется высшим светом… Однако если присмотреться, то за светом увидишь в сердце не точку, а змея. Того, что соблазнял знанием. Того, что охранял пещеру с останками раби Шимона… Но в чем же его цель?

«Союз с Божеством, который достигается во время молитвы, во многом напоминает сексуальное единение, ибо, как мы уже видели, Каббала имеет глубокую сексуальную подоплеку. Знатоки Каббалы утверждают, что молитва – это союз с божественным присутствием, Шекиной, и что во время молитвы человек должен двигаться примерно так, как двое людей движутся во время плотской любви. Поэтому начало молитвы должно сопровождаться ритмичными покачиваниями тела». Вот она, мудрость каббалистическая! А вы спрашиваете, что они там качаются у Стены Плача?! Ответ таков: «Тайна Шехины – это тайна секса на божественном уровне». [18]. Более того, Арье Барац пишет: «В Мидраше (Берешит Раба) рассказывается, что после того, как мир был сотворен, Всевышний занят лишь тем, что сочетает брачные пары: «дочь такого‑то – такому‑то мужчине».

Шехина совокупляется с мужской ипостасью каббалистического бога по субботам. Эта же ночь наиболее благоприятна и для соития людей (не о гоях, конечно, речь). От одного из таких трансцендентных соединений двух пар – космической и земной – родится особый мальчик. Догадываетесь, какой?

Но – машиах призывается не только горячей молитвой благочестивого секса. Исаак Лурия, который, как известно, каждую ночь летал в поднебесье, получил там дополнительные сведения, как ускорить приход антихриста. Знаменитый ученик Лурии Хаим Выталь писал в трактате «Шаар Гакдамот»: «Тайна означенного дела в том, что с целью сочетания (спаривания, соития, соединения) Малого Лика и Его Супруги (Шехины. – Ю.В.), мы возносим (вверх) женские воды, двумя способами: во‑первых, молитвою… во‑вторых, убивая скорлупы (клипоты) и удаляя их прочь из этого мира… Так продолжается дело, пока все искры не исчезнут из скорлупы… И тогда придет Мессия, как известно». [92]. Клипоты – это неевреи. Запомните эту мысль об убийстве. К ее конкретному проявлению мы еще вернемся.

Целью всей ветхозаветной истории Израиля было рождение Девы, вместившей в себя Бога. По аналогу‑перевертышу, неоиудеи должны теперь вывести женщину другого сорта. Способную зачать в субботнюю ночь антихриста. Вместить существо, обуянное диаволом от чрева матери… По большому счету, и каждый из нас должен либо обожиться, либо осатанеть…

Да, тайнам «божественного секса» в каббале уделяется повышенное внимание. Еще бы, ведь будь ты хоть трижды набожным, твое религиозное рвение не имеет никакого смысла, если ты не соединяешься со своей женой. Только так Шехина дает мужчине каббалистическую благодать. Хасидские легенды без всякого осуждения повествуют об учениках, которые ночами подглядывали за своими учителями – что они там делают с женами. Так постигалась премудрость – хохма. Хорошо хоть в стене туалета не приходилось дырочку сверлить: о том, как надо себя вести в сортире, подробно написано мудрецами.

«Учили в Берайте: Десять вещей ведут к геморрою: листья камыша, виноградные листья, усики винограда, мясо моригим (Раши: Всякое не гладкое мясо животных, например, кожа на языке и т. п.), если его не посолить, рыбьи хребты, не выдержанная до конца соленая рыба, осадок вина, использование извести или глины для подтирания (после туалета), использование камня, которым пользовался другой (для той же цели. В те времена камнями пользовались вместо туалетной бумаги). (Шаббат 81а)».

Да, многие, многие премудрости каббалы связаны с нижними отделами человеческого организма. Вот еще некоторые из «преданий о здоровье», которые говорят о самом что ни на есть «естественном»: «Сказал рав Иегуда: Тому, кто долго делает следующие три дела, продлевают дни и годы жизни: долго молится, долго ест… и долго сидит в туалете (Раши: это полезно для здоровья). (Берахот 546)».

«Учили наши учителя: Тот, кто идет на официальный обед (Раши: там, где неудобно встать из‑за стола, чтобы отправиться в туалет), должен десять раз пройти по четыре локтя (Раши: ему следует останавливаться после каждого раза и проверять – не следует ли сходить в туалет)… После этого ему следует пойти в туалет, потом войти и сесть на свое место…) (Шаббат 82а). (34).

Что ж, унитаз – очень символичный трон ветхого человека, пытающегося покорить вселенную.

А ведь было же заповедано: «…отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины». (Еф. 4, 22–24).

 

Кабала Каббалы

 

Еще одно типовое рекламное интервью, взятое в фойе ДК АЗЛК: «Занимаюсь около полутора лет. Теперь я на все смотрю другими глазами. Однажды подруга сказала мне, что идет изучать каббалу. (Все они делают ударение на последнем слоге. – Ю.В.) Это слово показалось мне знакомым, словно я знала его всю жизнь…» Вот с этим нельзя не согласиться. Есть такое слово в русском языке!

Но сначала, много‑много веков назад, в эту кабалу попали европейские умники. Их воображение поразили трактаты о том, что все сущее создано посредством манипуляций еврейскими буквами. «Поскольку мир был сотворен Десятью Речениями (слова «И сказал Бог» повторяются в 1‑й главе Книги Бытия десять раз), а речения состоят из Букв, то Буквы рассматриваются как первоэлементы Творения». Согласно каббале, Бог произнес, и три стихии дыхания и говорения – воздух, вода, огонь – сопутствовали созидающей силе Его Слова. Эти элементы обозначаются первозданными буквами творения: алеф, мем, шин… Впечатляет?

В сознании «каббалистов‑христиан» еврейский алфавит влез на место Творца. Затуманенные грехом «герметики» не поняли того, о чем в Писании сказано явно: после пришествия Спасителя богоизбранничество языка‑народа перешло от евреев к христианам. А бывший возлюбленный Богом язык рассеялся искусительным алфавитом по миру. Словно кто‑то литеры в поднебесной типографии рассыпал.

Обольщенные европейцы начали покидать шатры предка своего Иафета. Они предпочли не к Богу‑Слово обращаться, а медитировать на буквы. Так эти знаки превратились в маленьких, корявых, покрытых шипами идолов. В такие объекты тут же и вселяются бесы. Поэтому неудивительно сугубо пантеистическое ощущение мистиков, что буквы иврита одушевлены. Баал Шем Тов учил: «Каждая без исключения буква содержит в себе миры и души, и стремление к Богу; восходя одна за другой, они соединяются друг с другом, и связываются воедино, и прикрепляются друг к другу, образуя слово. Итак, они и впрямь связаны с Божественной сущностью, и посему душа твоя заключена в них». [5]. Я бы сказал иначе: находится в плену.

«…христианские каббалисты утверждали, что Зогар представляет собой чистое, не искаженное измышлениями Талмуда изложение принципов иудаизма, которые совпадают с принципами истинного христианства. Эта точка зрения имела широкое хождение среди просвещенных христиан, и Зогар разрешали печатать даже в годы жестоких гонений на евреев, когда по всей Европе сжигали Талмуд». [94].

Погрызенные крысами и источенные червями древние свитки доказывали: переставляя буквы (и овладев специальным дыханием), можно, подобно Богу, продолжать творение и управлять всем сущим, «…каббалист произносил какую‑либо библейскую фразу вновь и вновь до тех пор, пока она не утрачивала смысл, а затем повторял эту «обессмысленную» фразу, выполняя дыхательные упражнения и ритуальные телодвижения и созерцая «перестанавливающиеся» сами собой буквы фразы». [5]. Это в прямом смысле бес‑смысленное «искусство» называлось гематрией. Абракадабры невразумительных заклинаний поползли именно из нее.

Заниматься гематрией каббалисты заставляют и своего Б‑га. «Хасиды рассказывают притчу о простом человеке, который обратился к Богу с такой речью: «Господи, Ты знаешь, что я неграмотен, что мне не под силу даже читать слова из Твоих священных книг. Я знаю и помню только алфавит. Поэтому я прочитаю тебе буквы алфавита, и Ты сам сложи из них слова моей молитвы». [5].

В каббале говорится, что величайшие ангелы плетут из еврейских молитв венки и возлагают их на главу Всевышнего. Поистине терновый венец из ивритских букв‑колючек!

Вот способ медитации, описанный еще в XI веке. «Техника «Измерение Тела» связана с… визионерскими странствиями по путям космической бороды – и представляет собой путешествие от стоп до темени космического тела Адама Кадмона, сопровождающееся перестановками Священных Имен (букв и чисел), связанных с теми проявлениями Божества, с которыми путешественник встречается на каждой из стадий медитации. Выполнять все эти визуализации не требовалось: обычно каббалист сосредотачивался на какой‑либо одной части тела на протяжении нескольких месяцев или лет». [5]. Вот, например, способ визуализации подошвы правой стопы: «Буквы для перестановок таковы:

Пе‑Реш‑Коф‑Мем‑Йод‑Алеф

Алеф‑Тау‑Реш‑Каф‑Тет‑Тет.

Числа для перестановок: 300 000 (прибавить Шин к каждой букве и повторить 1000 раз)». Представляете? Напоминает какой‑то горячечный бред. Метод как будто специально нацелен на то, чтобы свести человека с ума. Что ж, современные книги по каббале мягко намекают на такую возможность, о которой, впрочем, мы уже говорили. «Экстатические медитации на буквы, которые использовал Авраам Абулафия, нередко приводили к двойственным результатам. Техника, которую он преподавал своим ученикам, требовала воздержания от сна и пищи, а также длительных упражнений в перестановке букв, что влекло за собой негативные побочные эффекты». [5].

В тарабарщину заклинаний, конечно, никто не поверил бы, если бы не видел чудеса своими глазами. Бесы, обслуживавшие каббалистов, всегда старались не уронить репутацию баалшемов. И поражали воображение простофиль. В том числе – и в таких торжественных случаях, когда познать силу каббалы хотели высокопоставленные особы. Среди них был почитатель астрологии, алхимии и прочих колдовских тайн император Рудольф II. (35).

Знаменитый раввин рабби Лёв каких только представлений не давал в Пражском Граде! Превзошел самого Джона Ди, выступавшего там же! Вот после трапезы подвыпившие и объевшиеся гости рассаживаются в зале. Все ждут чуда. Гаснет свет. Появляется светящееся облачко. Постепенно из него формируется огромная фигура «Авраама». Он торжественно проходит через залу, борода развевается на неощущаемом присутствующими ветру. Следом проходят привидения «Исаака», «Иакова», его «сыновей»… Аристократы разинули рты. Создатель столь «благочестивого» зрелища рабби Лёв торжественно покидает дворец… Мы еще встретимся с ним.

 

 

«Полиграфия» аббата Тритемия.

 

Каббалистические фокусы заложили основы целой традиции европейского колдовства. (36). (Не случайно некромантия рабби Лева абсолютно идентична представлениям аббата Тритемия.) А представления еврейской мистики о мироздании породили фундаментальные принципы европейской науки. Бывший биофизик Лайтман не без гордости изрекает о каббале: «Науки нашего мира – это ее производные на низших ступенях».

Современные книжники рассуждают так: «Западная философия и наука, погибшие с греками и римлянами во 2 веке н. э., возродились в 16–17 веках. Философская и научная тьма (каков намек на христианство! – Ю.В.), протяженностью в пятнадцать веков, лежит между Эпиктетом и Марком Аврелием, с одной стороны, и Бэконом, Декартом, Лейбницем, Коперником, Кеплером, Галилеем и Ньютоном – с другой. Что‑то должно было вызвать это возрождение, но что же? Может быть, каббалистические метафизические рассуждения таких еврейских и христианских ученых, как ибн Латиф, Луллий, Пикоделла Мирандола, Рейхлин (1300–1600), и работы таких еврейских ученых, как бар Хия, Бонфис, Леви бен Гершом (1200–1500), заложили интеллектуальный фундамент возрождения философии и научной методологии в Западной Европе 17 в.?» [19]. Надо признать: на этот раз мы имеем дело не просто с пустой похвальбой. Образно говоря, «возрождение» духов античного мира начиналось именно так. Прозвучали абракадабры из букв еврейского алфавита, и нежити зашевелись. Более того, их вторжение стало восприниматься как нечто «естественное».

«Известно, что с XVII века в Европе была воспринята единственная политическая доктрина: «естественное право». Из статьи в статью, из трактата в трактат стало переходить и многократно повторяться слово «естественный» в разных сочетаниях: «естественный закон», «естественное право», «естественная религия», «естественная мораль»…

Один из столпов европейского просвещения, Мозес Мендельсон, направив всю свою энергию на ниспровержение Христианской Церкви, обличая и критикуя христианское вероучение, настаивая на том, что только «естественная религия» и «естественный разум». имеют право на существование, писал, что только иудейское вероучение основывается не на божественном откровении, а на естественном познании и что единственная цель иудейского откровения состоит в практических законах и житейских правилах». [54][138].

В каббале мир окончательно не создан Богом за семь дней, нет. Все сущее создавалось и продолжает создаваться за счет истечений, эманаций, которые исходят от «высшего принципа». От этой идеи и «проистекла» теория эволюции.

Представление об эманациях постепенно изгнали личного Бога из сознания европейцев. В кого же тогда верить? В собственные силы! Так крепла религия атеизма, наступление которой в душе одного поэта и привело его от веры «в Богородицын покров» к строкам:

 

Наша вера – в силе.

Наша правда – в нас

 

Знакомый лозунг‑обманка. «Все во имя человека, все на благо человека» возник все оттуда же. Лайтман подтверждает: «В Зоар… говорится: «все высшие и низшие миры заключены в человеке; все что создано и находится во всех мирах – создано для человека».

А.Ф Лосев писал о неоиудаизме: «Израиль хочет создать себе спасение своими собственными силами, поэтому израильская стихия и лежит в основе новоевропейской культуры. Возрождение, просвещение, революция – все это имеет под собою опыт сведения благодати, которая дается даром и по неизвестному определению, на естественные усилия человека, которые должны быть вознаграждены по справедливости и в которых нет ничего таинственного, но все телесно и чувственно‑реально… Большинство либералов, социалистов и анархистов даже совсем не знают и не догадываются, чью волю они творят»[139].

Современный еврейский историк М.Даймонт как бы обобщает сказанное о кабале каббалы: «Быть может, понадобятся еще несколько столетий, чтобы осознать, что духовные, морально‑этические и идеологические истоки западной цивилизации коренятся в иудаизме». Нет, столетий нам не надо. Ясно и так. Каббала морочила и продолжает морочить. Морочить и умереть – от одного корня. И мрак – тоже, хотя он иногда выдает себя за свет.

 

 

«Латерна магика»

 

Об одном своем знаменитом мудреце Агада пишет: «Про Ионатана бен Узиэля рассказывали, что, когда он вдохновлялся изучением Торы, птицы, пролетавшие над ним, сгорали от пламени его воодушевления». Жутковатая картина! Вы уже обратили внимание: каббалистические и вообще неоиудаистические тексты часто упоминают свет и огонь? Не спутайте их со светоносностью ангелов, которые являются православным подвижникам.

О Божественном свете преп. Макарий Египетский пишет: «Невещественный и божественный огнь освещает души и искушает их… Сей огнь действовал в апостолах, когда возглаголали огненными языками. Сей огнь облистал Павла гласом и просветил его ум, омрачил же у него чувство зрения, ибо не без плоти видел он силу онаго света. Сей огнь видел Моисей в купине. Сей огнь в виде огненной колесницы восхитил Илию с земли… И ангелы, и служебные духи причащаются светлости сего огня… Огнь сей прогоняет бесов, истребляет грех, он есть сила воскресения, действенность бессмертия, просвещение святых душ, утверждение умных сил».

Но как все‑таки отличить один свет от другого? Как не ошибиться?

Один из тех, кто этот опыт приобрел, был старец Силуан Афонский. Он предупреждал, дабы никто не спутал Свет Бога и свет люцифера: «если ты видишь свет и при этом ничего другого (т. е. ощутимой благодати), то это от «неприязни» и не должно его принимать». Солнце Правды радует и согревает, освещает верный путь. Иной же свет, пугающий и одновременно восхищающий адептов бесчисленных мистических учений, приводит к безумию и смерти.

Вот как являлась Сведенборгу сущность, которую он посчитал «Спасителем»: «Примерно между 12 и 2 часами по мне снова пробежала дрожь с ног до головы, причем слышался такой шум, как если бы столкнулось много ветров[140]. Это привело меня в сильное сотрясение и повергло ниц…»

Устраивая свои представления для духовно жаждущих, но незрелых, а то и просто больных людей, Люцифер любит световые эффекты. То рогатый режиссер выводит на сцену визионерского театра какие‑то светящиеся фигуры; то, как модернистские декорации, появляются сверкающие золотые шары; то лукавый осветитель включает «неземной» золотистый свет… Описания «контактеров» на удивление сходны – и древние, и современные[141].

«В году 1141 от Рождества Христова, мне было тогда от роду сорок два года и семь месяцев, опустился на меня с ясного неба огненный свет с молниями, – аббатиса Хильдегард диктует, а ее помощник Вольмер записывает. – Свет этот проник через мой мозг и пронзил мое сердце и грудь, как будто пламенем, которое, однако, не жгло, а только согревало, как солнце нагревает предмет, на который падают его лучи. И вдруг мне открылся смысл всех писаний псалтыря, Евангелия и всех католических книг Старого и Нового Заветов». Вольмер макает перо в чернила: «Лица, которые я вижу, приходят ко мне не во сне, не в сновидениях, не в состоянии помешательства, я воспринимаю их не физическими глазами и не где‑нибудь в потаенных местах, я принимаю их в состоянии бодрствования, не помраченного, но ясного разума, глазами и ушами моего внутреннего «я», на виду у всех и в любом месте, как пожелает того Господь…»

Аббатиса заканчивает диктовку и ласково треплет своего помощника по щеке.

Может быть, и правда после осияния светом ангелы являлись ей по благодати Божией? Однако обратим внимание на странные подробности, сообщаемой изданной в Германии «Энциклопедии символов»: «Прорицательница очень любила зеленый цвет, ей казалось, что зеленое правит миром…

 

О, благородная зелень.

Тебя дарит само солнце.

Ты сверкаешь в свете дня

И источаешь божественный блеск.

Тебя обнимают объятия

Божественных тайн.

Ты бросаешь алмазы под лучами

восходящего солнца».

 

Речь не о зелени листвы и трав. Зеленоватое сияние, сверкание, феерический блеск алмазов – все это прямо как в Изумрудном городе! Кто же вручил аббатисе зеленые очки?

«Эксперты утверждают, что видение всего в зеленом цвете – одно из явлений, сопровождающих потребление некоторых наркотиков растения паслен». И еще: «Она путешествовала в иные миры, и ей являлись люди, которым были открыты тайны макро‑ и микрокосмоса, она замечательно лечила людей лекарственными травами, она очень откровенно писала о сексуальных отношениях между мужчиной и женщиной и без колебаний принимала в своем монастыре мужчин».

Проходит более двух столетий, и над захоронением «святой» Хильдегард устраивается торжественная церемония. Наконец, могила открыта. Уже известный нам каббалист аббат Тритемий – тут как тут. Он торжественно вынимает из фоба истлевшую руку. Этот некромант не скрывает, что намерен использовать силу этой реликвии в специфических целях… И вот – памятная нам история при императорском дворе. Глаза жуткого «Гектора» пылают огнем… От Бога ли этот свет?

В то же самое время афонские монахи, сподвижники святителя Григория Паламы, составляют «Святогорский томос». Стремятся объяснить миру, что открывающийся православным подвижникам Свет Фаворский имеет природу, принципиально отличную от других видов прельстительного сияния. Вскоре станет окончательно ясно: две Церкви – Восточная и Западная – освещаются различным светом одна Фаворским, другая люциферическим. И еще через несколько веков один принявший католичество философ, холодно взирая на аскетическое стяжание святогорцами Нетварного Света, пожмет плечами: и надо же на это тратить жизнь! Это будет Владимир Соловьев, сидящий в первом ряду диавольской «латерна магики»[142].

 

«Роман с Богом»

 

Итак, Владимир Соловьев. Человек не без странностей. Мало того, что любил хватануть без меры шампанского, но еще, говоря современным языком, был токсикоманом. Нюхал скипидар[143]. Вошел в историю как религиозный философ, но в храм не ходил. Мережковский поражался: «Всю жизнь только и делал, что звал в церковь… а сам не шел… Да что это значит? Не объяснит ли критика? Но критика только широко раскрывает глаза от удивления, как добрая старая мама». Впрочем, что туг объяснять? Сам Соловьев в письме Величко писал: «Я прожил у Вас несколько недель великого поста, и мы с Вами правил поста не соблюдали и в церковь не ходили и ничего в этом дурного не было, так как все это не для нас писано, и всякий это понимает». Откровенно.

Самым ярким в судьбе философа был, конечно, его «роман» с являвшейся ему в «неземном свете» женственной сущностью, в которой он опознал Софию.

Соловьев считал, что прежде та же самая София приходила к Беме, Сведенборгу, Парацельсу и другим визионерам[144]. Одним из них был немецкий книгоиздатель Иохан Гихтель. «Он отказывался от любых сношений с женщинами под тем предлогом, что влюблен в Софию… София вознаградила Гихтеля: она явилась ему в ночь на Рождество 1673 г. Ослепительное небесное создание, она дала ему «неизъяснимые наслаждения». Гихтельжил с Софией счастливо; она внушила ему мысль найти и издать произведения Якоба Беме. Он с ней беседовал: «София могла говорить, но без слов, не производя вибрации воздуха, это не походило ни на один человеческий язык; тем не менее он понимал этот язык, как свой родной». Вскоре у Гихтеля появились ученики. Один ученый, Раадг, влюбился в Софию тоже. Он даже совершил над собой и своей женой «духовное обрезание», чтобы заслужить визит небесного существа. Образовалось «Общество тридцати», общество «верных любви».

 

 

                         Владимир Соловьев, Любовник "Софии".

 

Вся эта любовь… кончилась тем, что начались ревность и раздоры. Так и распалось «Общество тридцати». Тогда Гихтель выбрал себе в ученики одного негоцианта и «передал» ему в жены Софию. История рассказывает, что этот негоциант жил счастливо и, по словам одного известного философа, «имел многочисленное потомство духов» [49]. В общем, «София», как и всякий суккуб, пошла по рукам духовных простофиль. Ко всем тем, чьи «откровения» свихнули в масонство и духовидчество значительную часть европейского образованного сословия…[145]

Характерно, что среди «любовников» Софии Соловьев называет и Сведенборга. Будучи человеком неженатым, тот, судя по его дневнику 1743–44 годов, был постоянным (и отнюдь не бесстрастным) объектом атак суккубов. «Из этих описаний Сведенборг выступает как человек, нервная система которого была совершенно расстроена половыми излишествами, которые он сам называет своей «ночной главной страстью». Сны его полны женских образов, свое отношение к которым он изображает с такой подробностью и откровенностью, что Сведенборг, конечно, едва ли думал когда‑либо о том, что эта книга со временем может быть предана гласности. Но мало того, что его сны вращаются вокруг половых отношений, – и во время бодрствования его сознание находится во власти подобных же представлений, так что он не в состоянии работать…» [40][146].

«Небесный предмет нашей любви только один, всегда и для всех один и тот же – вечная Женственность Божия», – писал Соловьев.

О.Георгий Флоровский свидетельствовал, что сохранились и изучались «некоторые загадочные автографы Вл. Соловьева… – особого рода записи поэта‑философа, сделанные им автоматически в состоянии транса. Это состояние (как бы медиумическое) было свойственно Соловьеву по временам. Темою соловьевских записей является всеюнаже, «София»… Характер записей таков, что не приходится сомневаться в «демоничности» переживаний, сопутствующих духовному опыту поклонника Девы Радужных ворот».

Пользуясь каббалистическими словечками, Соловьев писал о ней: «Она есть решит [женское божество] вначале – плодотворная идея безусловного единства, единое могущество, долженствующее объединить все; она есть Малхут (Regnum, Царство)…» Загадочное слово Малтух и означает одну из эманаций Шехины[147].

При ближайшем рассмотрении оказалось, что соловьевская София, эта светящаяся красотка, очень похожа на Шехину. Более того, согласно рассуждениям Соловьева, София является даже более высоким существом, чем Христос (каким понимает Его философ).

«Это, – отмечает отец Георгий Флоровский, – какой‑то жуткий оккультный проект воссоединения человечества с Богом через разнополую любовь», а Розанов на основании этой «небесной» эротики «имел повод говорить, что у Соловьева был «роман с Богом»». [83].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: