Как и при решении других проблем фил. антропология опирается на историко-философские и научные знания о человеке

М.Шелер говорил: «Человек есть вершина живого плюс нечто новое. Греки называли это разумом, но если к разуму добавить веру, волю, доброту, любовь, фантазию, свободу, то это новое можно назвать дух, носителем и вместилищем которого является личность». Дух –свойство, отличное от естественно-природных, противоположен, например, естественной силе притяжения.

Как понимали духовность ранее и трактуют теперь?

В античной философии, у Платона, например, «человек - разумное животное» и только. Не случайно другой ученик Сократа, эпатажный Диоген со словами «Вот, Платон, твой человек!» бросил в Академию Платона ощипанную курицу.

В средневековой философии человек поднимается на вершину мира благодаря вере в Бога и откровению. И в Античную, и в Средневековую эпоху Ч. чувствовал себя органично сопричастным миру, жизни, непосредственно переживал это единство.

В эпоху Возрождения и в Новое время человек существо властное, предмет власти – «естественная» природа, Главные свойства человека: способность к научному познанию и деятельности («Знание- сила!»). Но властность представляет и главную опасность – одиночество, оторванность от мира и его разрушение (Мировые войны, Хиросима, терроризм…)

Философия современности осознает эту опасность, но испытывает затруднения в поиске выхода из ситуации. Так, постмодернистам человек представляется существом свободным и случайно заброшенным в хаосо подобный мир. Поэтому он – иррационален и неуверен. Лишь символически - в речи - он может реализовать свою подлинную свободу.

Неоклассические представления о человеке основаны на признании за ним способности постепенно, но не окончательно изменять себя, удовлетворять не только ближние, но и дальние потребности- идеалы и ценности – Красоты, Добра, Равенства, Уважения, Справедливости. Бл. Паскаль: «Человеческую натуру можно рассматривать двояко: исходя из конечной цели, и тогда человек возвышен и ни с чем не сравним, или исходя из обычных свойств, как рассматривают лошадь или собаку – по способности к бегу, например. И тогда человек низок и отвратителен».

Итак, человек есть существо духовное. Синонимом понятия «дух» является понятия «психическое» и «сознание».

Атрибутами сознания философия и психологи признают:

 - Самосознание (субъективность) - способность отличать, выделять Я, взглянуть на собственные мысли и чувства, «со стороны» и эмоционально его переживать. 

- Идеальный характер - недоступность наблюдению внешними органами чувств. Это позволяет людям опережать действия, планируя, проигрывая их в уме. Англ. философ К. Поппер заметил, что «люди заставляют умирать вместо себя гипотезы».

- Интенциональность направленность сознания. Это свойство в конце ХIХв. открыл австр. психолог Ф. Брентано. Оно означает, что сознание всегда есть сознание о чем-то, не бывает сознания ни о чем.

- Эксцентричность (австр. псих. Х. Плеснер), т.е. «вечная» неудовлетворенность человека своим бытием. Он есть «существо недостаточное» (А.Гелен). Еще ярче это высказал Ж. П. Сартр «Человек есть бесполезная страсть».Это качество мобилизует Ч. к деятельности. Защитными эмоциональными реакциями от стрессов являются специфически человеческие феномены психического - смех и плач. На них обратил внимание так же М. Шелер. Он считал, что ирония и юмор «позволяют человеку возвыситься над собственным существованием». А еще гораздо раньше Аристотель отмечал, что лишь на 40-ой день, когда ребенок начинает смеяться – он человек». Проявлением эксцентричности является и противоречивость.  Эту черту заметил арабский мыслитель и поэт О. Хайям:

     Ад и Рай в небесах, - Ад и рай - не круги во дворце мирозданья.

      Утверждают ханжи. Ад и Рай – это две половинки души.

      Я, в себя заглянув,         

      Убедился во лжи. 

Противоречивость проявляется во всем: в силе и слабости, в отзывчивости-холодности, в способности творить добро и зло, в изменчивости-устойчивости, рациональной расчетливости и эмоциональности, в эгоизме-альтруизме и проч.

- Человек - существо играющее. Эту его особенность человеческого подчеркнул голл. культуролог Й. Хейзинг. В 1938 г. вышла его книга «Homo ludens» (Человек играющий»), в которой автор обосновал одно из гл. свойств человека - все стороны своей жизни облекать в игровое поведение и объяснил это присущей человеку жаждой к творчеству. Однако, автор подчеркивал, что там, где дело касается морали - справедливости, жалости - вопрос «игра или серьезность» лишается смысла.

Совр. философия, постмодернизма, абсолютизирует игру, противопоставляя способность творить не только власти, расчету и бескультурью, но и этике и здравому смыслу.

- Помимо атрибутов сознания, различают уровни сознания:

а) бессознательное – неподотчетность сознания контролю субъекта;

б) сознание в узком смысле слова – то, о чем думает, воображает человек;

в) надсознательное или сверхсознательное. Оно имеет два значения: 1-е указывает на высшую ступень духовного подъема индивида, ранее в философии ее называли разум (Н.Кузанец). В таком состоянии людям иногда удается невозможное – воплотить в конечном бесконечное и вечное (пр-я искусства, науки). 2-е значение сверхзознания - наличие в сознании отдельного индивида социальных норм и правил - моральных, правовых - которые выполняют функцию контроля поведения индивида в обществе.

Человек как существо духовно-телесное. Психика человека неразрывно связана с материальными носителями – мозгом и нервной системой. Открытия в биологии, в физиологии, в генетике позволили сделать вывод о том, что человеческий организм обладает уникальными адаптивными возможностями. Хранителями и ретрансляторами наследственной информации живых организмов являются гены. Геном человека (полный хромосомный набор) содержит огромный объем информации. Каждая из 46 хромосом имеет длинную молекулу ДНК и содержит 20 млрд. битов информации. Возможности нервной системы и мозга человека еще шире: Число различных состояний, в которых может находиться мозг, намного превышает число электронов и протонов во вселенной, вместе взятых. Биологическое развитие Нomo продолжается.

- растут возможности мозга - стрессостойкость, скорость реакций;

- брахикефализация (расширение головы), возрастание случаев рождения людей со сферическим черепом;

- грациализация – утончение черепной коробки.

Механизм взаимодействия Я-сознания (эго) и мозга, психологии и физиологии ВНД сложен и пока наукой не выяснен. Это дело будущего (известно, например, что волевые усилия Эго на активизацию мозговой деятельности дает обратный результат, и наоборот, без контроля сознания мозг работает эффективнее т.д.)

Человек как существо социальное и культурное. По Аристотелю, человек – «политическое животное», жизнь которого невозможна вне полиса. Обществу субъект обязан и своим рождением, и развитием.В отличие от поведения животных, действия человека не заданы генетически и подчинены не только инстинктам– врожденным реакциям организма. Человека определяет, прежде всего, культура, которая транслируется и развивается за счет языка, обучения нормам и правилам творческой, целеполагающей и ценностно-ориентированной деятельности. Вне культуры и общества человек не реализуется не только как sapiens, но даже как Homo.Французские просветители, философы-классики и современники, вместе с социологами и психологами раскрыли механизм социализации, окультуривания, индивида - через воспитание, труд иязык. Но наряду с интеграционной составляющей сильна тенденция к обособленности (С.Лец: «Я самый умный, главный, красивый…И все это придумал я сам»). Преодолеть ее философы предлагают путем диалога, коммуникации, выражением которых являются понятия «интерсубъективность» и «личность». Интерсубъективность – такое состояние, когда индивид един с другими и при этом остается самим собой (Ю.Хабермас). Личность – человек, суть которого определяется его значимостью в обществе. «Чем больше общечеловеческого содержит в себе личность, тем большее право именоваться необыкновенной она заслуживает»,− писал датский философ С. Къеркегор.

2. Смысл человеческого бытия Проблема смысла жизни - самая важная и «в количественном» (поскольку волнует каждого) и «в качественном» отношении (ведь выбор смысла определяет главный вектор жизнедеятельности человека).Категорией «смысл жизни» выражается понимание человеком своего назначения в мире, то, ради чего стоит проживать свою жизнь.Существуют две мировоззренческих установки по поводу этой проблемы, пессимистическая и оптимистическая. Точку зрения пессимизма ясно выразил ветхозаветный пророк Экклезиаст: «Все есть суета и томление духа!». В Новое время А. Шопенгауэр мыслил мировую основу не как все мудрое и всеблагое Существо, а как слепой порыв, или волю. Вечная и ненасытная жажда удовлетворения - основная черта всякого воления. Но удовлетворение всегда кратковременно. Вся остальная наша жизнь есть состояние неудовлетворенности, недовольство и страдание. Бесконечная скука наполняет его существование. Следовательно, приемлемо лишь подавление желаний и потребностей. По мнению оптимиста Лейбница, этот мир есть лучший из миров, ведь он создан Богом, а Бог добр и мудр. Человеку надлежит лишь разузнать решения Бога и вести себя сообразно с ними. Но как быть, если в сердцах многих современников Бог умер? Верно, что человек, в отличие от других существа знает, что его жизнь неминуемо завершиться смертью. Но следует ли из этого вывод о бессмысленности жизни? Внутренне мало кто из людей согласен с таким резюме.Многие видят смысл жизни в счастье, Но счастье - это «вторичный», «сопутствующий продукт» достижения смысла. Оно переживается только в том случае, если прежде переживалось целое- осмысленность жизни. В таком ракурсе бледнеют некоторые признанные цели. Так, Аристотель подчеркивал абсурдность славы (почестей) и накопительства: славу определяют невежды, а деньги ведь средство, а не цель. Римский философ-стоик Л.А. Сенека сомневался в том, что сегодня для многих цель – над отождествлением смысла жизни со здоровьем и ее продолжительностью.  «Заботиться следует не о том, чтобы жить долго, а о том, чтобы жить достойно!». Можно воспользоваться и советами совр. австрийского психолога Виктора Франкла, прошедшего ужасы 4-х концлагерей в период ВОВ. В книге «Человек в поисках смысла» он выделяет три группы ценностей, влияющих на выбор человеком смысла жизни: ценности творчества, переживаний и отношений. Первая группа ценностей касается профессиональной деятельности, т.е. «сродного себе труда», по Г.Сковороде. 2 столетия тому назад И.В. Гете заметил: «Самый ничтожный человек может стать совершенным, если он движется в пределах своих способностей и навыков». Для этого нужно каждый день испытывать изумление новорожденного и что-то приобретать, что-то новое. Вторая группа ценностей относится к способностям человека чувствовать, переживать мир. Холодный рассудок не способен понять другого как высшего существа, а значит и себя самого. Третья группа, высшая, ибо она касается любых действий человека. Во всех своих поступках он должен мужественно отнестись и к факторам, которые ограничивают жизнь человека, а главное - уметь преодолевать, а не только скрывать свои пороки (которые есть у каждого). как говорил все тот же Гете:: «Над силой той, что естество связует, себя преодолевший –торжествует!». Обобщая сказанное, приведем высказывание польского афориста С.Леца: «Каково предназначение человека?«Быть им!» Но возникает еще один вопрос: что важнее цель или средства ее достижения? Думается, человечество должно уйти от постулата Н. Макиавелли: «Цель оправдывает средства!». Примером может служить английский покоритель Эвереста (8848м.) Бык Узерс, брошенный группой, обморозив конечности и часть лица, он все же дополз до стоянки и выжил, высказав свое мнение о товарищах в СМИ (если до него случаи бросать без помощи, оставлять умирать недошедших до вершины были правилом, то затем их стало меньше, т.е. ответственность, самоуважение, уважение к другому, в целом моральность выше цели. Это, и есть самое ценное, что заложено в человеке, и самое трудное для него.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: