Рассмотрим основные концепции/взгляды и теории происхождения человека

Лекция №8

По учебной дисциплине «Философия»

Тема: «Философская антропология»

 

План

Философия о происхождении и сущности человека.

Биосоциальная природа человека.

Проблема свободы, смысла жизни, смысла смерти и бессмертия в философии.

Цель лекции: рассмотреть основные концепции происхождения человека, выявить сущность его биосоциальной природы и осмыслить философские варианты мировоззренческих установок в решении проблем свободы и смысла жизни человека.

Основные понятия темы: философскаяантропология, антропоцентризм, вера, воля, дух, жизнь, личность, разум, смыл жизни, человек.

Философия о происхождении и сущности человека.

Становление философской антропологии

В круге «вечных» философских проблем самая главная - о сущности и предназначении человека. К ней обращаются все: и гении, и простые люди. Они открывают все новые грани человеческого, удивляясь, восхищаясь и возмущаясь ими.

Термин "антропология" появился в 1501 г. Впервые его употребил Лейпцигский магистр философии Магнус Хундт. Позднее, в ХIХ в. возникла наука антропология, которая изучает прошлое человека.

Философию интересуют родовые свойства человека. Она стремится показать, каким есть, каким может и каким должен быть человек. Эти проблемы становятся предметом специальных исследований вначале ХХ ст. в работах основателей философ антропологии М.Шелера и А.Гелена. Основные проблемы философии человека:

1) раскрыть родовые свойства Человека,

2) определить смысл жизни Человека,

3) решать проблемы смерти и бессмертия, счастья, свободы и др.

Предшественниками нового направления можно считать многих философов. Среди них выделим: француза Блеза Паскаля (мысли о сущности чел.), И. Канта («категорический императив»), Г. Гегеля и К. Маркса (размышления о социальной обусловленности человека), Л. Фейербаха (идея Любви к Другому как основа веры), Г. Сковороду (учении е о сродном труде).

Причины и условия появления человека пока полностью не установлены, но антропологами выявлено, что человек современного типа появился на Земле примерно 400 -100 тыс. лет тому назад, намного позднее первых гоминид, австралопитеков, время существования которых 5-1 млн. лет т.н.

Со стороны зоологической классификации человек относится к отряду приматов, к семейству гоминидов, роду Ноmo, виду Homo sapiens, подвиду Homo sapiens sapiens, что означает: человек, знающий, что он знает - Homo alphabetikus (человек грамотный)

Рассмотрим основные концепции/взгляды и теории происхождения человека.

В современной науке существуют четыре концепции происхождения человека.

1. Дарвиновская концепция происхождения человека – концепция естественного отбора. Богатейший эмпирический материал, накопленный к тому времени в географии, археологии, палеонтологии, физиологии, систематике и т.п., позволил Дарвину сделать вывод о длительной эволюции живой природы.

Свою концепцию Дарвин изложил в работе «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859 г.). Книга Ч. Дарвина имела феноменальный успех, ее первый тираж (1250 экз.) был продан уже в первый день. В книге речь шла об объяснении возникновения живых существ без апелляции к идее Бога. Ч – это биологический вид.

Дарвинская теория опирается на сравнительно-анатомические данные (сходство облика человека и обезьяны – атавизмы), изменчивость человека в пределах различных человеческих рас, факты эмбриологии, палеонтологические находки переходных форм от обезьяны к человеку – австралопитек - Австралия, питекантроп-Африка, синантроп - Китай.

Помимо естественного отбора необходимо привлечь теорию полового отбора, что согласуется с данными современной генной теории. Геном Ч. Более чем на 98% совпадает с геномом шимпанзе. Но вот какое-то небольшое изменение привело к новому качеству, подобно тому как всего 1 градус отделяет воду от льда. Быстрое распространение знаний, стереотипное взаимоуподобление мнений всех членов сообщества, закрепление определённых базовых социально-этических норм создали сущностно новую форму жизни, то, что мы называем культурой. Одновременно, давление естественного отбора вызвало увеличение полушарий мозга.

Недостаток. Самое уязвимое место теории - отождествление человека с внешним анатомическим обликом его предков. Эта теория не может объяснить, как формировались сознание и разум человека, без которых Человек не будет Человеком.

Религиозная точка зрения - креационизм (жизнь была создана Творцом). Начинается с опровержения дарвиновской теории. Она утверждает, что человек создан Богом, по его образу и подобию, то есть изначально наделен сознанием и Разумом. Однако, творцы Библии не объяснили, как согласовать их точку зрения с фактами науки, палеонтологическими находками, со здравым смыслом.

2. Трудовая концепция происхождения Человека – Теория Ф. Энгельса. «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Суть теории. Выделил факторы, способствующие превращению обезьяны в человека: труд – преобразование естественной природы, общественные инстинкты и искусственная среда. Однако, перечисленные Энгельсом факторы использовались им для того, чтобы объяснить изменения анатомических или физиологических особенностей (хватательных конечностей из которых получились руки, зрения и слух, и наконец - мозга). Но, хотя сознание и разум человека предполагают наличие мозга, но в чистом виде к мозгу они не сводятся. Энгельсу не удалось объяснить главное – как возник человек? происхождение человека? Он показал под влиянием каких факторов могли измениться некоторые анатомические и физиологические свойства человекообразных обезьян, но только ли этих факторов достаточно? Кроме того, неясно: то ли сознание развилось в результате труда и изготовления орудий, то ли появление сознания обусловило переход от эпизодического использования естественных предметов – орудий к изготовлению настоящих орудий.

3. Космическая версия. Она отвергает теорию Ч. Дарвина и Ф. Энгельса. Ученые отстаивают гипотезу ПАНСПЕРМИИ, по которой жизнь занесена на Землю с других планет. Одним из первых идею о космическом (внеземном) происхождении жизни высказал немецкий ученый Г. Рихтер в 1865 г. Согласно представлениям Томсона и Гельмгольца, споры бактерий и других организмов могли быть занесены на Землю с метеоритами. Лабораторные исследования подтверждают высокую устойчивость живых организмов к неблагоприятным воздействиям, в частности - к низким температурам. Например, споры и семена растений не погибали даже при длительном выдерживании в жидком кислороде или азоте.

Современные приверженцы концепции панспермии (в числе которых — лауреат Нобелевской премии английский биофизик Ф. Крик) считают, что жизнь на Землю занесена случайно или преднамеренно космическими пришельцами. К гипотезе панспермии примыкает точка зрения астрономов Ч. Викрамасингха (Шри-Ланка) и Ф. Хойла (Великобритания). Они считают, что в космическом пространстве, в основном - в газовых и пылевых облаках, в большом количестве присутствуют микроорганизмы, где они, по мнению ученых и образуются. Далее эти микроорганизмы захватываются кометами, которые затем, проходя вблизи планет, «сеют зародыши жизни». Предположим, что разумная жизнь появилась на других планетах, но там-то она как возникла???

Если предыдущие концепции базировались на знании естественных наук, то современная революционная культурно-логическая или культурно-историческая концепция происхождения Человека базируется только на гуманитарном знании.

4 Современная концепция происхождения Человека – культурно-логическая или культурно-историческая. Это концепция о скачкообразном происхождении человека известного американского социолога ХХ ст. Льюиса Мемфорда. Не отрицая роли труда, ученый полагал, что главными признаками, выделившими человека из мира животных, является не постепенное совершенствование в труде, а случайный переход гоминид к символическому общению при помощи языка, а также социальная организация и эстетические замыслы. Ранее А. Гелен отмечал, что человек – существо недостаточное биологически. Эту недостаточность человек благодаря культуре обратил в преимущество. Р оссийский мыслитель Вс. Вильчек так же считал, что: «человека и общество создал не прогресс, а "конструктивный регресс" в эволюции одной из биологических линий, то есть частичный регресс, оказывающийся в определенных условиях новой конструктивной возможностью бытия. Подобно паразиту, использующему чужой организм, примат-деградант начал жить в симбиозе с животным-тотемом, использовать чужую программу, а тем сам нашел возможность существования по программе, носителем которой является не только молекула ДНК, а образ. Переход от жизни по естественной программе ("по меркам вида") к жизни "по образу и подобию" - это и есть процесс происхождения человека. Образ, являющийся компенсацией отчуждения, - это "ген", первоэлемент культуры; в самом принципе жизни по образу виртуально существуют начала, впоследствии дифференцирующиеся и развивающиеся в технологию, религию, науку, искусство, право, мораль, политику и тому подобное». (Алгоритмы истории)

Например. Перенесемся для этого мысленно в те доисторические эпохи, когда сообщества обезьян, которых мы называем человекообразными, попали в какие-то необычайные, экстремальные для выживания условия (например, им пришлось спуститься с деревьев, искать пищу на открытых пространствах, защищаться от хищных зверей, более широко, чем обычно, использовать палки и камни). Можно предположить, что в этих условиях выживали лишь те сообщества, которые начали осуществлять "парадоксальное поведение". Чтобы пояснить, что это такое, обратимся к рассказу Э. Сетона-Томпсона "Тито" о маленькой смелой самке койота. За Тито гнались борзые. "Через минуту собаки должны были настичь ее и разорвать. Но вдруг Тито остановилась, повернулась и пошла навстречу собакам, приветливо помахивая хвостом. Борзые особенные собаки!! Они готовы догнать и растерзать всякого, кто бежит от них. Но тот, кто не убегает и спокойно глядит им в глаза, сразу перестает быть для них врагом. Так случилось и теперь. Разогнавшись, борзые промчались мимо Тито, но сейчас же вернулись смущенные. Борзые отказывались нападать на зверя, который вилял хвостом и не желал убегать".

Представим себе теперь такую ситуацию. Сообщество человекообразных обезьян столкнулось с хищниками – тиграми, львами, пещерными медведями. Вожак обезьян замечает, что бежать некуда: справа и слева отвесные скалы, позади буйволы. И вот он, подобно Тито, на миг как бы "помешался": вместо того чтобы подать сигнал (крик) тревоги и бегства, издает прямо противоположный – "все спокойно, не двигаемся". И что странно, хищники, пораженные необычным поведением стаи обезьян, ретировались, ушли в поисках более "нормальной" пищи. Разберем эту ситуацию парадоксального поведения.

Парадоксальная ситуация породила парадоксальное поведение. В нормальном, обычном поведении сигналы являются частью (элементом) события. Сигнал тревоги вовсе не означает саму тревогу, это именно первая часть сложного поведения (события) животного.

В парадоксальном же поведении в психике обезьян происходит сшибка двух событий: с одной стороны, они видят реальную опасность, с другой – вынуждены следовать сигналу вожака, сообщающему, что опасности нет. В подобных парадоксальных ситуациях, которые были в те времена массовыми, обычными, животное должно как бы "выйти из себя", представить привычное событие в форме другого, часто противоположного.

В результате сигнал перестает восприниматься как часть события, он соотносится теперь с новым поведением (ситуацией, предметом), сохраняя, однако, связь со старыми. Дистанция, напряженность между этими тремя элементами (сигналом, новой ситуацией и старыми ситуациями) в конце концов разрешается так, что появляется знак.

То есть, теперь члены сообщества следят, какой сигнал издаст вожак, его знак влечет за собой представление определенной новой ситуации. В коммуникации действительность удваивается. Один раз она сообщается вожаком, издающим сигнал, другой раз – реализуется в конкретном означенном поведении. При условии признания научных концепций Чарльза Дарвина, Фридриха Энгельса, космической концепции М. Бахтина, Выготского, Вернадского концепция Льюиса Мемфорда предполагает такой анализ человека, когда его сущность задается как принципиально соотнесенная с анализом сущности культуры. Архаический человек – античный, средневековый, человек Нового времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: