Вывод. Живое существо, ставшее на путь парадоксального и знакового поведения вынуждено меняться в ходе коммуникации!!! Выживают лишь те, кто ориентируется на знаки. Адаптация к новым условиям резко меняет естественные процессы развития обезьян как биологического вида. Формируются новые типы движений – конечности, новые типы ощущений, новые действия и операции в психике. Возникает необходимость работать со знаками и орудиями, действовать совместно.
Это трансформирует биологическую субстанцию обезьяны в существо переходной формы (концепция Поршнева) - гоменид. Это уже не обезьяна, но и не человек, а особое меняющееся существо, претерпевающее метаморфозы. Судя по исследованиям к концу четвертичного периода адаптация существ переходной формы заканчивается. То есть их телесность – физиология, органы тела, внешний облик, действия органов чувств теперь полностью отвечают знаковому повелению. Первый человек был не человеком разумным, а человеком культурным.
Культура – это форма жизни (социальной), складывающаяся на субстрате жизни – существ переходный формы. В ней главным является семиотический процесс – коммуникации, обозначения, формах знакового поведения. Особенность этого процесса то, что он обеспечивает устойчивые типы поведения – деятельности и жизни.
|
|
Человек - это высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Человек — это и объект, и предмет изучения различных областей знания: социологии, психологии, физиологии, педагогики, медицины и др. Перерабатывая многообразные данные этих наук, философия даёт им определенное истолкование и осмысление, выявляя всеобщие свойства/особенности человека:
Ø Живое существо, обладающее Разумом;
Ø Способ существования – деятельность (животные - активность);
Ø Направленность деятельности – преобразование мира с целью удовлетворения своих потребностей.
Промежуточный вывод. Все рассмотренные теории происхождения человека имеют недостатки, но при этом в них есть рациональное зерно. Они по - новому позволяют взглянуть на человека и ответить на вопрос: «От кого все-таки произошел Человек?». Ответ. Тело человека произошло от обезьяны/промежуточного гоминида. Человек Разумный возник в результате потребности коммуникации, а значит культуры. Поэтому в философии можно говорить о Человеке конкретном, в каждой исторической эпохе – это Чело своего Века.
Вторая часть вопроса: «В чем сущность Человека?»
«В чем же сущность Человека?». Сущность Человека напрямую связана с его происхождением.
Во-первых, человек сохраняет свою загадку, инициируя множество версий. Хотя концепция эволюции человека от животного состояния до существа с претензией осуществить особое предназначение в мире кажется предпочтительней.
|
|
Во-вторых, вся история человечества прямо и косвенно свидетельствует, что человек существо пограничное. Он рожден природой. Своим становлением обязан обществу, развитием — только себе.
Человек — единственное существо, способное выйти за свои пределы, взглянуть на себя со стороны, осуществить самоанализ и отредактировать свое поведение. Он в состоянии оттолкнуться от реального сущего, спроектировать идеальное должное своего «Я» и осуществить этот проект в практике своей жизнедеятельности, заявив о себе как субъект и объект, режиссер и актер, архитектор и судья.
В-третьих, человек как некая целостность, открытая миру, включает такие компоненты:
- уровень природного (биологического);
- уровень духовного;
- уровень социального (общественного);
- уровень родового (общечеловеческого);
- уровень космического.
Природное начало представлено конкретным состоянием организма с присущими ему задатками.
Духовное начало представлено рефлексией - способностью к сознанию, соотнесению знания о себе и знания о мире.
Социальное начало определяется той системой общественных отношений, в которую включается человек.
Родовое начало обусловлено общечеловеческим генофондом и информационной памятью прошлых поколений.
Космическое начало представлено теми циклами и ритмами, которым следует Земля, Галактика, Вселенная и... человек.
Все пять начал в своем единстве и создают неповторимую индивидуальность человека, где переплавляются внутренние задатки и внешние факторы, где формируются его сущностные силы: воля, чувства, интеллект.
Как свидетельствует история, быть человеком никогда не было легко. Он подобен образу мифической птицы Феникс, которая сжигает себя, чтобы возродиться вновь из пепла, той же птицей и уже другой