Проблема свободы.
Эта «вечная» проблема для многих филос. учений главная, равная смыслу и цели жизни. В чем-то сходно, в чем- то отлично ее решали (и решают) философы Востока и Запада.
Так, в индийской философии свобода - это освобождение от «колдовского обмана», майи, – чувственных удовольствий ради просветления, целомудрия, глубокой внутренней удовлетворенности.
Для греков, напротив, свобода означала действия в пределах допустимого фатумом, судьбой. В современной философии экзистенциализма ее выделил Ф.М. Достоевский вопросом Р. Раскольникова «Тварь ли я дрожащая, или право имею?». И дал ответ, который затем поддержали российские и французские философы: свобода - это ответственность человека за свои действия. Для Н. Бердяева – духовное освобождение личности есть цель новой, не объективированной материальными законами истории. Последние есть лишь условия, но не цели эволюции человечества. Но что же такое свобода?
Как отмечал амер. социолог П.Бергер: «Не существует методов фиксации свободы…есть лишь внутренняя субъективная убежденность…». С учетом истории философских взглядов, дополним, что свобода по-разному переживается и понимается (переживание интеллигентов в блокадном Ленинграде). Во многих странах созданы возможности для реализации субъектом своих замыслов. (Это и равенство всех перед законом, это и независимость частной жизни, и возможность выбора профессии, политический выбора и проч.) Однако и субъект, в свою очередь, должен стать личностью - уйти от индивидуализма и эгоизма. Так как в этом случае ощущение свободы будет убогим, а не одним из высших приоритетов, ведь эгоист «мыслит и себя и других только минутными дождевыми пузырями» (В.О.Ключевский). Со времен Конфуция относиться к «другому» и как уникальной личности, отвечать перед ним и перед собой за поступки – и есть путь к свободе.
|
|
2.4 Проблема смерти и бессмертия. Отношение человека к смерти так же изменяется, является функцией культурно-исторического развития человечества. Интересны по этому поводу размышления современного французского философа Ж. Бодрийяра. В книге «Символический обмен и смерть» он развивает идеи соотечественника А. Камю, который считал, что смысл жизни более всего становится ясным при сравнении с противоположностью, что вся человеческая история есть вытеснение смерти. Если в Средние века люди часто общались на эту тему, то сегодня разговоры о смерти считаются неприличными.
Даже места мертвым не находят- развеивают их останки в дыму крематориев. «Похоронную обрядность заменило последнее причастие к технике. Человек уходит от своих близких еще ранее, чем умирает. Собственно поэтому он и умирает» (Ж.Бодрийяр, Символический обмен и смерть. М., 2000.)Необходимо вернуть в культуру сбалансированность отношения «жизнь-смерть», ибо надежда на то, что меня это скоро не коснется, ничем не обоснована.
|
|
Русский религиозный философ Н. Федоров считал высказывание «человек есть существо, которое погребает» самым глубоким определением человека, которое когда-либо было сделано». В кн. «Философия общего дела», он выдвинул идею «патрофикации» − наука должна объединить усилия ради материального и духовного воскрешения предков. Неизвестно, в будущем сможет ли наука остановить биологическую смерть. Поэтому остается принять хоть и мало, но все, же утешительную установку древнекитайского мудреца Лао-цзы, который говорил: «Если человек умер, но не забыт – он бессмертен». Таким образом, «вечные» проблемы человека – свободы, смысле жизни, смерти и бессмертии − играют решающую роль в жизни людей. Каждая историческая эпоха и каждый человек дает на них свои ответы, но при этом не сдается в архив и опыт предшествующих поколений. Философия, наука находят новые решения этих проблем, наполняют их новыми смыслами. Открытость к общению, учет опыта истории позволяют скептически-мужественно переживать настоящее, без страха смотреть в глаза неопределенному будущему.
Выводы:
1. Человек един в пяти ипостасях: естественной/природной, духовной, социальной, родовой и космической. Словосочетание «природа человека» как раз и указывает на целостность всех этих аспектов.
2. Человек уникален и универсален. Как высшее из известных существ, он обладает свободной волей и способностью к творчеству. Эти возможности позволяют ему превращаться в существо универсальное, но не самодостаточное, а ответственное перед другими и природой за свои деяния.