Вопрос. Проблема свободы, смысла жизни, смысла смерти и бессмертия в философии

Проблема свободы.

Эта «вечная» проблема для многих филос. учений главная, равная смыслу и цели жизни. В чем-то сходно, в чем- то отлично ее решали (и решают) философы Востока и Запада.

Так, в индийской философии свобода - это освобождение от «колдовского обмана», майи, – чувственных удовольствий ради просветления, целомудрия, глубокой внутренней удовлетворенности.

Для греков, напротив, свобода означала действия в пределах допустимого фатумом, судьбой. В современной философии экзистенциализма ее выделил Ф.М. Достоевский вопросом Р. Раскольникова «Тварь ли я дрожащая, или право имею?». И дал ответ, который затем поддержали российские и французские философы: свобода - это ответственность человека за свои действия. Для Н. Бердяева – духовное освобождение личности есть цель новой, не объективированной материальными законами истории. Последние есть лишь условия, но не цели эволюции человечества. Но что же такое свобода?

Как отмечал амер. социолог П.Бергер: «Не существует методов фиксации свободы…есть лишь внутренняя субъективная убежденность…». С учетом истории философских взглядов, дополним, что свобода по-разному переживается и понимается (переживание интеллигентов в блокадном Ленинграде). Во многих странах созданы возможности для реализации субъектом своих замыслов. (Это и равенство всех перед законом, это и независимость частной жизни, и возможность выбора профессии, политический выбора и проч.) Однако и субъект, в свою очередь, должен стать личностью - уйти от индивидуализма и эгоизма. Так как в этом случае ощущение свободы будет убогим, а не одним из высших приоритетов, ведь эгоист «мыслит и себя и других только минутными дождевыми пузырями» (В.О.Ключевский). Со времен Конфуция относиться к «другому» и как уникальной личности, отвечать перед ним и перед собой за поступки – и есть путь к свободе.

2.4 Проблема смерти и бессмертия. Отношение человека к смерти так же изменяется, является функцией культурно-исторического развития человечества. Интересны по этому поводу размышления современного французского философа Ж. Бодрийяра. В книге «Символический обмен и смерть» он развивает идеи соотечественника А. Камю, который считал, что смысл жизни более всего становится ясным при сравнении с противоположностью, что вся человеческая история есть вытеснение смерти. Если в Средние века люди часто общались на эту тему, то сегодня разговоры о смерти считаются неприличными.

Даже места мертвым не находят- развеивают их останки в дыму крематориев. «Похоронную обрядность заменило последнее причастие к технике. Человек уходит от своих близких еще ранее, чем умирает. Собственно поэтому он и умирает» (Ж.Бодрийяр, Символический обмен и смерть. М., 2000.)Необходимо вернуть в культуру сбалансированность отношения «жизнь-смерть», ибо надежда на то, что меня это скоро не коснется, ничем не обоснована.

Русский религиозный философ Н. Федоров считал высказывание «человек есть существо, которое погребает» самым глубоким определением человека, которое когда-либо было сделано». В кн. «Философия общего дела», он выдвинул идею «патрофикации» − наука должна объединить усилия ради материального и духовного воскрешения предков. Неизвестно, в будущем сможет ли наука остановить биологическую смерть. Поэтому остается принять хоть и мало, но все, же утешительную установку древнекитайского мудреца Лао-цзы, который говорил: «Если человек умер, но не забыт – он бессмертен». Таким образом, «вечные» проблемы человека – свободы, смысле жизни, смерти и бессмертии − играют решающую роль в жизни людей. Каждая историческая эпоха и каждый человек дает на них свои ответы, но при этом не сдается в архив и опыт предшествующих поколений. Философия, наука находят новые решения этих проблем, наполняют их новыми смыслами. Открытость к общению, учет опыта истории позволяют скептически-мужественно переживать настоящее, без страха смотреть в глаза неопределенному будущему.

Выводы:

1. Человек един в пяти ипостасях: естественной/природной, духовной, социальной, родовой и космической. Словосочетание «природа человека» как раз и указывает на целостность всех этих аспектов.

2. Человек уникален и универсален. Как высшее из известных существ, он обладает свободной волей и способностью к творчеству. Эти возможности позволяют ему превращаться в существо универсальное, но не самодостаточное, а ответственное перед другими и природой за свои деяния.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: