№ | Вопросы | В славянском поселке | В древнем Киеве | В древней Москве |
1 | Занятия | Земледелие, скотоводство огород, охота, рыболовство, бортничество, ремесло | Те же занятия и еще торговля и садоводство | Те же занятия населения |
2 | Орудия земледелия | Борона суковатка, соха (вручную, на лошадях) | Соха, плуг (на лошадях, волах) | Соха, плуг (на лошадях, волах) |
3 | Способы обработки | Подсечное земледелие | Двуполье | Трехполье |
Отвечая на записанные вопросы, ученики под руководством учителя заполняют таблицу. Затем учитель спрашивает: «Что было общего в занятиях славян, жителей древнего Киева и древней Москвы? Какие изменения произошли в труде людей с VIII по XIV вв.?» Текст таблицы позволяет учащимся сделать вывод об этих изменениях.
Кроме рассмотренных трех основных типов уроков в практике преподавания истории в специальной (коррекционной) школе встречаются и такие, как вводный урок к теме или курсу, цель которого – развивать интерес к изучаемому материалу, предмету, а также формировать необходимые умения и навыки учащихся. Заключительный урок (по небольшой теме), на котором повторяется материал нескольких уроков, дается новый материал и подводится общий итог (например, по теме «Отечественная война 1812 года»). Урок контроля и учета знаний (в рамках большой темы для предупреждения и устранения пробелов знаний) и др.
|
|
Методические рекомендации по подготовке и проведению уроков истории, которые могут быть полезны и для учителя специальной (коррекционной) школы, даны в книге Н.Г. Дайри «Современные требования к уроку истории» [2] и в статье В.А. Лапшина «Урок истории во вспомогательной школе» [3].
Таким образом, «каждый тип урока в комплексе осуществляет цели и задачи изучения истории как учебного предмета, но в то же время способствует и наиболее интенсивному решению той или иной стороны процесса обучения, открывает в одних случаях возможность сообщить большую по объему, насыщенную эмоциональным или теоретическим содержанием информацию за счет сокращения или полного отказа от других структурных элементов урока, в других – отдается предпочтение тому типу урока, объем и характер учебной информации которого позволяет учителю организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся» [5. С. 232]. Учитель истории в специальной (коррекционной) школе должен рационально применять различные типы уроков в конкретных условиях обучения.
Литература
1. Вагин А.Л. Методика преподавания истории в средней школе. М., 1968.
2. Дайри Н.Г. Современные требования к уроку истории. М., 1978.
3. Лапшин В.Л. Урок истории во вспомогательной школе // Коррекционно-развивающая работа в процессе обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта: Сб. / Под ред. Б.П. Пузанова. М., 1993. С. 96–105.
|
|
4. Методика обучения истории в средней школе. Пособие для учителей. В 2-х ч. С. 2. Отв. ред. Н.Г. Дайри. М., 1978.
5. Методика преподавания истории в средней школе: Учебное пособие для студентов пед. институтов / Под ред. С.А. Ежова и др. М., 1986.
6. Этапы подготовки к уроку истории во вспомогательной школе: Методические рекомендации для студентов и учителей / Сост. Ю.Ф. Кузнецов. Свердловск, 1984.