Структура урока истории

Под структурой урока понимается сочетание на уроке тех или иных звеньев процесса обучения, которые реализуются через те или иные формы учебной деятельности.

Структура урока истории может и должна быть разнообразной. «Структура урока хороша в том случае, если учитывает закономерности обучения, условия педагогического процесса в данном классе и позволяет удачно реализовать педагогический замысел учителя», – отмечено в «Методике обучения истории в средней школе» [4. С. 99]. Следовательно, не структура урока, взятая сама по себе, а ее соответствие педагогическим условиям и замыслу оказывает влияние на эффективность обучения.

Каждый урок истории имеет свою структуру. Традиционные его звенья (элементы): проверка знаний предыдущего учебного материала, логически связанного с содержанием данного урока; переход к новому материалу; изучение нового материала, закрепление; домашнее задание. Эти структурные элементы на многих уроках почти все реализуются.

Бывают необходимы и уроки с преобладанием того или иного звена процесса обучения так же, как и уроки, в структуре которых отсутствуют некоторые звенья.

Структурные элементы урока подвижны: проверка знаний (опрос учащихся) может происходить до объяснения нового материала, в процессе объяснения или вовсе не осуществляться на данном уроке. Однако в условиях специальной (коррекционной) школы необходимо проверять знания учащихся до объяснения нового исторического материала, т, к. содержание каждого последующего урока лучше усваивается учениками с нарушением интеллекта при отчетливом понимании предыдущего материала. Поэтому почти все уроки истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида целесообразно начинать с опроса.

Закрепление материала может происходить как в процессе изучения нового, так и в конце урока, после его изучения. Более сложный и объемный исторический материал будет лучше усваиваться учащимися с нарушением интеллекта, если он расчленяется учителем на части (вопросы) и после объяснения каждой из них осуществляется закрепление. Такой способ изучения нового дает учителю возможность увидеть пробелы в исторических знаниях школьников и своевременно провести коррекционную работу.

Урок может быть и полностью посвящен повторению или обобщению ранее пройденного материала. Программа по истории для специальной (коррекционной) школы VIII вида нацеливает учителя на проведение таких уроков в пределах изучения тематического раздела, а также после изучения каждой темы отдельно, материал которой должен быть обобщен и систематизирован, в конце учебного года и в начале следующего года обучения истории.

Независимо от типа урока и особенностей его организации (обычный урок в классе, урок–экскурсия, киноурок, урок-игра), различают три основные части урока:

1. подготовительная часть может состоять из организационного момента, проверки домашнего задания, предварительной беседы, подводящей к новой теме на основе связи нового материала с пройденным;

2. основная часть включает сообщение темы, изложение нового материала учителем или чтение учебника, разбор материала, его закрепление и выработку необходимых умений и навыков учащихся;

3. заключительная (оценочная) часть позволяет сделать вывод о проделанной работе на уроке, дать подробный инструктаж по выполнению домашнего задания, оценить деятельность учащихся и организованно закончить урок.

Такова структура урока истории, имеющего все звенья процесса обучения. В основе данной структуры лежат усвоения исторических знаний учащимися как общеобразовательной, так и специальной (коррекционной) школ:

а) восприятие материала;

б) его осмысление;

в) закрепление;

г) применение сформированных знаний, умений и навыков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: