ТЕМА 14. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ И НАДЗОРА ПО ОХРАНЕ ПРИРОДЫ.
1.Общие сведения о системе государственного управления охраной окружающей среды.
2.Функции и задачи органов надзора по охране природы.
Природоохранное просвещение.
1.Общие сведения о системе государственного управления охраной окружающей среды.
Органы управления и надзора в области охраны природы играют важную роль в реализации основ природоохранного законодательства России. С конца 80-х годов в России началась реформа системы управления охраной природы. Начался переход от структур, для которых охрана была второстепенной задачей в процессе хозяйственной деятельности.
В 2000 году функции управления и надзора за охраной природы были переданы Министерству природных ресурсов. Его основные задачи:
координация природоохранной деятельности министерств и ведомств;
совершенствование механизмов управления охраной окружающей среды;
утверждение нормативов и правил охраны природы;
- осуществление государственного контроля;
|
|
- проведение государственной экологической экспертизы производств, выдача» разрешений на все виды природопользования;
разработка государственных экологических программ.
2 .Функции и задачи органов надзора по охране природы.
В контакте с Министерством работают специальные агентства и надзорные орган России.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей благополучия человека -обеспечивает санитарно-эпидемиологическое благополучия населения; его функции - профилактика заболеваний и контроль за соблюдение природоохранных мероприятий.
МЧС РФ (Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайны, ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий) - его функции: ликвидации последствий стихийных бедствий; организация работ в области защиты населения при чрезвычайных ситуациях.
Роскомгидромет (Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторинг окружающей среды) - не имеет надзорной функции, но собирает данные о погоде загрязнении среды, о состоянии радиационного фона.
Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости - обеспечивает целевое использование земель; надзор за тем, чтобы собственники земли применяли природоохранные технологии, не допускали ухудшение экологической обстановки на своей территории.
Федеральное агентство по рыболовству - охрана и воспроизводство рыбных запасов.
Федеральная агентство лесного хозяйства - обеспечивает сохранность лесного фонда и ведение лесного хозяйства.
Федеральное агентство по недропользованию - управляет фондом недр.
Ростехпадзор (Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору) обеспечивает безопасность труда в добывающей и перерабатывающей промышленности, при обращении с токсичными веществами. Он согласует лицензии на все виды деятельности, связанные с использованием недр. Он обеспечивает контроль в сфере ядерной и радиационной безопасности; контроль в сфере промышленной и радиационной безопасности.
|
|
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования - контроль и надзор за состоянием и использованием недр, лесов, водных объектов и объектов животного мира; - проводит государственную экологическую экспертизу проектов хозяйственной деятельности, которая способна оказывать негативное воздействие на охрану и использование природных ресурсов; - осуществляет государственный контроль за исполнением требований природоохранного законодательства.
Природоохранное просвещение.
Уровень экологического сознания человека определяется степенью понимания роли экологических факторов в жизни общества.
Различное природопользование немыслимо без экологических знаний.
Экологическая подготовка современного человека состоит в развитии следующих компонентов:
овладение научной системой знаний в области экологии. Четкое теоретическое осознание причин и следствий загрязнения окружающей среды, отрицательных воздействий разных факторов на здоровье;
гуманистическое мироощущение, любовь к природе, что является компонентом совершенствования духовного мира человека;
волевой фактор, без которого невозможна реализация знаний в практических целях в быту и на производстве.
Необходимость экологического образования и воспитания состоит в следующем:
способствует сохранению среды обитания человека в условиях непростых экологических ситуациях;
без экологического образования невозможно формирование гармонично развитой личности с гуманистическим мировоззрением природы.
Лекция 16. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ
ЭКОЛОГИИ
План лекции:
Международно-правовые принципы охраны природы
Объекты международного сотрудничества
Международные организации и конференции
Межгосударственное сотрудничество России
Высокий уровень загрязнения атмосферы, воды и почвы вредными для живых организмов отходами производства и потребления, ускорение роста нерационального использования природных ресурсов и энергии, интенсивное использование всех подсистем географической среды; ухудшение экологических систем и ландшафтов, гибель некоторых уникальных территориальных природных комплексов, сокращение, а в некоторых случаях уничтожение популяций отдельных видов растений и животных приобрели глобальный характер. Поэтому решение проблем природопользования не может ограничиваться территорией того или иного государства. Необходимо объединение усилий всего международного сообщества. Этому служит международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.
Одно из важнейших направлений международного сотрудничества – международно-правовая охрана окружающей среды, которая должна опираться на общепризнанные нормы международного права. Основные правовые принципы были выбраны совместными усилиями членов международного сообщества (государства, международные организации и конференции). Они изложены во многих документа, основными из которых являются: решения генеральной Ассамблеи ООН (1962, 1968, 1980 годы), решения Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде (1972 год), Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 год), Всемирной Хартии природы (1986 год), решения Международной конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 год) и др. В обобщенном виде эти принципы можно сформулировать следующим образом:
|
|
- приоритетность экологических прав человека;
- суверенитет государств на природные ресурсы своей территории;
- недопустимость экологического благополучия одной страны за счет нанесения экологического вреда другой;
- экологический контроль на всех уровнях;
- свободный международный обмен экологической информацией;
- взаимопомощь государств в чрезвычайных обстоятельствах;
- разрешение эколого-правовых споров мирными средствами.
Таблица 6 Основные международные организации по охране природной среды
Название, год возникновения | Сфера деятельности |
ЮНЕП – программа ООН по окружающей среде, 1972 | Руководство межправительственными программами, проблемы здоровья человека, охрана земель, вод, недр, лесов, животного и растительного мира, генетика. |
ЮНЕСКО, 1948 | Учет и организация охраны ценных природных объектов, отнесенных к всемирному наследию, экологическое образование, просвещение, культура, программа «Человек и биосфера». |
МСОП– международный союз охраны природных ресурсов, 1948 | Сохранение естественных экосистем, редких и исчезающих видов животных и растений, организация заповедников, ведение Международной Красной книги. |
ФАО –Всемирная продовольственная организация, 1945 | Проблемы сельскохозяйственных и продовольственных ресурсов, использование лесов, земель, охрана биологических ресурсов Мирового океана, охрана и воспроизводство животных, являющихся объектом охоты и промысла. |
ВОЗ –Всемирная организация здравоохранения, 1946 | Охрана здоровья человека в аспекте его взаимодействия с окружающей средой, санитарно-эпидемиологический мониторинг, санитарно-гигиеническая экспертиза качества окружающей природной среды. |
МАГАТЭ –Международное агентство по атомной энергетике,1957 | Разработка правил строительства и эксплуатации АЭС, установление норм радиационной безопасности, оценка воздействия радиации на окружающую природную среду. |
ВМО –Всемирная метеорологическая организация, 1947 | Глобальный мониторинг состояния окружающей среды, изучение воздействия человека на погоду и климат планеты в целом. |
ИМО –Международная морская организация, 1948 | Разработка международных конвенций об охране морей от загрязнения, изучение и охрана морских биологических ресурсов. В состав ИМО входит комитет защиты морской среды. |
Названные принципы содержатся и в Соглашении стран СНГ о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей среды, подписанном в Москве в феврале 1992 года. Для координации экологической деятельности стран СНГ создан Межгосударственный экологический совет. Основан также международный экологический фонд стран СНГ в Минске.
|
|