Лекция-гипертекст в опорном конспекте выделены 6 структурных компонентов, названия к ним из таблицы убирается (ученики должны сами сформулировать микротемы гипертекста)

Условия обновления литературного процесса:

· резкое расхождение между реальным богатством жизненных впечатлений и ограничением пресловутыми постановлениями литературного процесса;

· накопление положительного опыта, углубление реалистических традиций;

· приход в литературу поколения фронтовиков;

· камерно-лирический характер «окопной правды» В.П. Некрасова - без патетики, «вполголоса» о «стыдливом, скрытом иронией» патриотизме рядовых работяг войны (повесть «В окопах Сталинграда», 1946г.);

· лирическая проза К.Г. Паустовского, во весь голос утверждавшая тесное соседство и взаимопроникновение человека и природы («Повесть о лесах», «Золотая роза», 1955г.);

· в 1953 смерть Сталина, начало эпохи «оттепели» (1953-1964 гг., название она получила из литературы: Стихотворение Н. Заболоцкого «Оттепель» и повесть И. Эренбурга «Оттепель»), благодаря которой:

ü происходит освобождение от догм, от нормативных «правил» подхода к действительности, диктата разрешенной полуправды;

ü определяющим для всей эпохи, наступившей вместе с «оттепелью», стало слово «память»;

ü происходит художественное осмысление (по-новому или впервые) «военной», «лагерной» и «деревенской» тем;

ü восстановлены ценности традиции и преемственности в искусстве

 

Особенности развития русской прозы в 50-90-ые годы

1 этап «оттепели » (1953-1954 гг.): В. Померанцев, Ф Абрамов: доверять своему выстраданному опыту, говорить правду о войне и человеке. Актуальность жанра художественно-публицистического, проблемного очерка для освещения живых проблем.

2 этап «оттепели » (1955-1960 гг): «Освобожденный» художник изображает мир, каким его чувствует. Произведения В. Дудинцева «Не хлебом единым», А. Яшина «Рычаги», «Босиком по земле», В. Тендрякова «Падение Ивана Чупрова», «Ненастье» и др. станут истоками публицистической ветви «деревенской» прозы.

3 этап «оттепели » (1961-1964 гг.): Связан с появлением романа фронтовика Ю. Бондарева «Тишина», пьесами В. Розова, романом в защиту пленных солдат «Пропавшие без вести» Злобина, ранними произведениями В. Аксенова, с повестью, достоверно описывающей лагерь, «Один день из жизни Ивана Денисовича» А. Солженицына.

Послеоттепельное двадцатилетие (1965-1985 гг.): Названные в истории страны «годами застоя», в литературе ознаменовались активным процессом обновления – высвобождения, в котором выделяются два направления: патриотическое, национально-ориентированное, развивающее критический реализм: В. Белов, В. Распутин, В. Чивилихин, И. Тальков, В. Вампилов и др., - и «западническое», индивидуалистическое, ориентированное на философию и поэтику модернизма и постмодернизма: В. Ерофеев, А. Битов, В. Войнович и др. Быстро развивается диссидентская литература, резко критикующая настоящее, запрещенная к печати на родине.

Гласность (1986-1990-ые гг.): За небольшой период страна пере­жила несколько переломных в историческом плане мо­ментов — перестройку и ее крах, распад СССР, измене­ние социально-политической ориентации, идеологиче­ских и нравственных координат. Открылась читателям «возвращенная» литература — произведе­ния, написанные в разные годы в Советском Союзе, но (по причинам чаще всего идеологического характера) не публи­ковавшиеся. Литература характеризуется угасанием социалистического реализма, дальнейшим развитием критического реализма, модернизма в различных модификациях и постмодернизма, эстетическим плюрализмом.

 

Главные достижения русской литературы второй половины XX века:

Впервые после 20-х годов, под влиянием свободы:

1. Родились новые литературные течения: «деревенская» проза; «военная» проза; «интеллектуальная» (городская) проза; авторская песня; студийный театр.

2. Создана историческая романистика (В. Пикуль «У последней черты», В. Чивилихин «Память», Д. Балашов романы об истории Древней Руси).

3. Появились работы В. Солоухина о русской религиозной идее в искусстве: «Письма из Русского музея», «Черные доски».

4. Появилась историко-революционная романистика А. Солженицына: «Красное колесо».

5. Произошел взлет научной фантастики, расцвет социальной антиутопии И. Ефремова («Лезвие бритвы», «Час быка»), братьев Стругацких («Улитка на склоне», «Гадкие лебеди», Пикник на обочине», «Жук на муравейнике»)

6. Развенчание «единого метода советской литературы» – социалистического реализма.

 

«Военная» проза

Новое:

· Писатели-фронтовики – взводные и лейтенанты: В. Богомолов «Иван», В. Быков «Сотников», Е. Носов, В. Кондратьев «Сашка», Б. Васильев «А зори здесь тихие», В. Астафьев «Прокляты и убиты» и другие.

· Создан особый вид острогражданской памяти – ответственность;

· Малые эпические формы сохраняют остроту переживаний;

· Поставлены вопросы о цене человеческой жизни, стойкости человека;

· Единая позиция: ничто и никто не должны быть забыты;

· Очные ставки добра и зла, нравственного величия и малодушия придают прозе лирико-философский характер;

· Историческая правда – через призму двух-трех характеров, через оценку «окопным» ситуациям;

· Бой на пяди земли, чаще всего в обороне или в окружении передает сверхнапряжение человеческих сил;

· Характер героев текуч, многогранен: суров и чувствителен; не терпит малодушия и сострадателен к слабым;

· Любой знак мирной жизни обретает особый смысл;

· Мотив любви, описание природы создают контраст между жизнью и смертью.

 

«Лагерная» проза – открытие «оттепели»

Публикации только после ХХ съезда КПСС, на котором был развенчан культ личности Сталина: рассказ А. Солженицына «Один день из жизни Ивана Денисовича» и «Архипелаг ГУЛАГ», «Колымские рассказы» В. Шаламов, повесть «Верный Руслан» Г. Владимова, повесть «Зона» С. Довлатова и другие;

А. Солженицын: будничный, спокойный рассказ об одном дне заключенного – от подъема до отбоя – рисует лагерную жизнь во всей полноте; образ праведника, воплощение народного инстинкта нравственного самосохранения среди стихии обезличивания людей, для него бесспорна и спасительна ценность честного труда; в условиях лагеря очевидна истинная сущность человека;

В Шаламов: «…лагерь – школа отрицательная, даже часу не надо человеку быть в лагере»; жестокая правда В. Шаламова лишена гнева – уже нет сил возмущаться, чувства умерли; понятия в «лагерном» мире перевернуты; нет определения для безвинного человека, пережившего многолетнюю лагерную пытку, доведенного до скотского состояния.

Документальное свидетельство огромной силы, философское осмысление целой эпохи как «погружения во тьму» (Олег Волков), как «факультета ненужных вещей» (Юрия Домбровского».

   

«Деревенская» проза

· Многие «деревенщики» - выходцы из села (Б. Можаев, В. Белов, В. Распутин, В Шукшин);

· Жанры делового очерка или лирического дневника стали истоком нового течения (В. Овечкин);

· Предельно полное уважение фактов народной жизни (В. Тендрякова, Г. Троепольского, С. Залыгина);

· Переход от «колхозной» прозы к прозе исповедальной, тревога по поводу разрыва связей между человеком и природой, жанр сказа, живое народное сл ово (Ю. Казаков);

· Герой от земли живет обычной и вместе с тем притягательно поэтичной крестьянской жизнью;

· Чистый, но хрупкий душевный деревенский мир оказывается за чертой милосердия, человеческого внимания; он «выживает»;

· «Осью», основой деревенского «лада» является дом, старое дерево посредине села;

· Уничтожить особую система взаимоотношений с землей, крестьянскую память, (Ф. Абрамов, В. Распутин) – уничтожить нравственную опору человека;

· Чувство «малой родины», верность христианским традициям противостоятофициозной идеологии, власти денег, пристрастию к водке;

· Параллельно развиваются мотив праведничества и активной борьбы со вседозволенностью «архаровцев» (В. Распутина «Прощание с Матерой», «Последний срок», «Пожар»; А. Солженицына «Матренин двор»);

· Внутренняя тональность жизни одного человека, в родном доме, а не на дороге определяет тональность жизни страны в целом;

· Чудики или маргиналы (В.Шукшин) живут бок о бок, в одной деревне, даже в одной семье: за смеховым началом рассказов Шукшина угадывается скрытая мука от сознания отсутствия в жизни современников духовного;

· Писатели-«почвенники» утверждали, что основу личности составляет не идеология, а память – то, что накоплено за годы жизни, что уникально и отличает одного человека от другого.

 
Вопросы на воспроизведение информации:

Проблемные вопросы на понимание:

   

 

     

 


 


ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: