Чаще всего в современной литературе термин «логистика закупок» подменяют термином логистика снабжения. Однако, это принципиальная ошибка, вытекающая из различия понятий снабжения и закупок.
Закупочная логистика - это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.
Подсистема закупок является значимым элементом микрологистической системы и организует вход материального потока в логистическую систему. Управление материальными потоками на данном этапе имеет известную специфику, что объясняет необходимость выделения закупочной логистики в отдельный раздел изучаемой дисциплины.
Любое предприятие, как производственное, так и торговое, в котором обрабатываются материальные потоки, имеет в своем составе службу, осуществляющую закупку, доставку и временное хранение предметов труда (служба снабжения): сырья, полуфабрикатов, изделий народного потребления.
Служба снабжения представлена несколькими уровнями и одновременно является:
|
|
- элементом, обеспечивающим связи и реализацию целей макрологистической системы, в которую входит предприятие (1 уровень);
- элементом микрологистической системы, т. е. одним из подразделений предприятия, обеспечивающим реализацию целей этого предприятия (2 уровень);
- самостоятельной системой, имеющей элементы, структуру и самостоятельные цели (3 уровень);
Цели функционирования службы снабжения на каждом из выделенных уровней.
1. Как элемент макрологистической системы служба снабжения устанавливает хозяйственные связи с поставщиками, согласовывая технико-технологические, экономические и методологические вопросы, связанные с поставкой товаров. Работая в контакте со службами сбыта поставщика транспортными организациями, служба снабжения обеспечивает «ввязывание» предприятия в макрологистическую систему. Идея логистики — получение дополнительной прибыли от согласованности действий всех участников, требует, чтобы персонал службы снабжения добивался реализации целей собственного предприятия не как изолированного объекта, а как звена всей логистической системы.
Логистическая интеграция с поставщиками достигается за счет комплекса мер экономического, технологического, технического и методологического характера. В основе интеграции должна лежать ориентация на хорошие партнерские отношения, на готовность сделать первый шаг.
Отношения с поставщиками должны строиться на следующих принципах:
1) обращаться с поставщиками, так же как и с клиентами фирмы;
2) не забывать, на деле, демонстрировать общность интересов;
|
|
3) знакомить поставщика со своими задачами и быть в курсе его деловых операций;
4) проявлять готовность помочь в случае возникновения проблем у поставщика;
5) соблюдать принятые на себя обязательства;
6) учитывать в деловой практике интересы поставщика;
2. Служба снабжения является элементом организовавшего ее предприятия. Она должна органически вписываться в микологическую систему, которая обеспечивает прохождение материального потока в цепи снабжение-производство-сбыт.
Цепь снабжение-производство - сбыт должна строиться на основе современной концепции маркетинга, т.е. вначале должна разрабатываться стратегия сбыта, затем, исходя из нее, стратегия развития производства и уже затем - стратегия снабжения производства.
Логистика развивает маркетинговый подход к предпринимательской деятельности, нарабатывает методы, позволяющие реализовать концепцию маркетинга, существенно дополняет и расширяет саму концепцию.
3. Эффективность функционирования службы снабжения, возможность реализации перечисленных целей, как на уровне предприятия, так и на уровне макрологистики, в существенной степени зависит от системной организации самой службы снабжения.