Volvo. Начальник транспортного подразделения фирмы VolovoРун Свенсон отметил, что логистика «инструмента рационального использования средств» превратилась в стратегическое оружие «использование логистики в общей стратегии компании – это необходимое условие повышения конкурентоспособности на международной арене». Хотя Volvo — это сравнительно небольшая компания, многие из ее автомобилей сделаны по заказу в соответствии со спецификациями клиентов. Предоставляемые заказчику варианты выбора позволяют изготовить пять тысяч различных версий и модификаций автомобилей. Менеджеры по обслуживанию клиентов североамериканского отделения Volvo собирают заказы от дилеров и передают их электронной почтой на завод в Готенберге (Швеция).
На этом заводе менеджеры - логисты компании Volvo координируют работу двух тысяч поставщиков по всему миру, поставляющих около полутора тонн исходных материалов на каждый автомобиль. Все детали и комплектующие поступают по системе ЛТ в соответствии с производственным графиком завода, который определяется заказами клиентов. По окончании производства менеджеры-логисты отправляют готовые автомобили более чем ста транспортным агентствам, которые отвечают за доставку автомобилей в различные точки распределительной системы компании Volvo.
|
|
Сейчас время от получения заказа клиента в Северной Америке до доставки готового автомобиля составляет примерно 5 недель. Компания Volvo начала использовать высокоскоростные трансатлантические суда компании FastShip Atlantic (Александрия, штат Виржиния). Автомобили грузятся в контейнеры и переправляются на этих судах. По причине высокой скорости доставки стоимость транспортировки довольно высока. Но, как говорит г-н Свенсон, «сегодня потери на процентах могут составлять 25 долларов в день на один автомобиль, пока его транспортируют... Если вы сократите трансатлантический транзит с 12 дней до четырех, то на процентах сэкономите столько, сколько в среднем платите при обычном способе транспортировки». А на территории США компания Volvo использует комбинированные средства транспортировки (поезда и грузовики). Представители компании считают, что, хотя это смахивает на хвастовство, сокращение времени выполнения заказа позволяет поднять обслуживание клиентов на более высокий уровень. — «Мы не собираемся рассказывать своим клиентам, что будущее — за логистикой, — говорит г-н Свенсон. — Мы говорим им только, что если они закажут этот тип автомобиля у нас, то получат его точно в назначенный день».
Black & Decker. В 1993 году в отделении Household Products Group компании Black & Decker обнаружили, что их логистическая система совершенно не работает. Эта компания имела запасы продукции на 152 дня, в то время как для их производства требовалось всего 2 дня. Таким образом, накопление запасов готовой продукции вышло из-под контроля. Компания решила пересмотреть все аспекты менеджмента, включая связи с поставщиками, клиентами и сторонними фирмами, предоставляющими логистические услуги, с целью снижения затрат и повышения уровня обслуживания клиентов.
|
|
Компания проанализировала свою систему децентрализованного принятия решений в логистике и пришла к выводу о необходимости централизовать все функции логистики и одновременно внутри фирмы повысить роль группы менеджеров, занимающихся управлением цепью поставок. «Чтобы заставить эту систему работать эффективно, нам нужно было четко организовать сеть поставок, — сказал Майкл Диесо, директор отдела управления цепью поставок Black & Decker. — В прежние годы элементы управления цепью поставок были разбросаны по всей организации и, в сущности, терялись в куче других дел». Работа компании была реорганизована вокруг стратегического направления — управление цепью поставок, и все традиционные функции логистики, такие как прогнозирование, управление запасами, планирование и составление графика производства, обслуживание клиентов, выполнение заказов и выписывание счетов, были отданы под единое управление. Таким образом, каждый аспект функционирования системы был проверен и пересмотрен.
Неудивительно, что критическому пересмотру подверглось и прогнозирование продаж. «Нам нужно было вывести на новый уровень планирование и прогнозирование, которые традиционно были частью нашей маркетинговой политики, — сказал Джон Рилей, менеджер по производству и учету товаров. — Раньше прогнозы были разными как по форме, так и по содержанию. Каждый, кто занимался планированием, делал это по-своему и выдавал собственный прогноз о спросе на тот или иной товар. К тому времени, когда прогнозирование коснулось производства, выяснилось, что компания Black & Decker часто выпускает то, что не нужно, и наоборот, не выпускает то, что необходимо». Компания стала теснее сотрудничать с партнерами в сфере оптовой и розничной торговли, чтобы усовершенствовать свою систему прогнозирования, и одновременно перешла от жесткой системы производства к более гибкой: «Идея заключалась в том, чтобы перейти от производства больших объемов товаров к производству по заказу», — сказал Дж. Рилей.
Результаты реорганизации оказались впечатляющими. За последние два года компания Black & Decker сэкономила 150 миллионов долларов затрат на логистику, урезала уровни запасов на две трети и повысила скорость выполнения заказов на 50%.
Nike (Европа). Фирма Beaverton, орегонское отделение компании Nike, построила свою разветвленную европейскую систему распределения в период роста продаж в 1980-х годах. В каждой стране была одна или несколько фирм-дистрибьюторов обуви Nike, и каждый из этих дистрибьюторов действовал как независимая бизнес-единица, выполняя функции продажи, рекламирования и распределения. В 1992 году, когда объемы продаж в Европе выросли до 1 миллиарда долларов, анализ распределительной системы выявил ее неэффективность. Модели обуви, популярные в Германии, часто плохо продавались и залеживались на складах во Франции. В результате компания Nike ежегодно теряла десятки миллионов долларов на хранении запаса товаров. Менеджеры компании игнорировали возможность перемещения избыточного запаса товаров, даже, несмотря на то, что эта обувь была в дефиците в соседней стране.
И тогда высшее руководство компании Nike приняло решение централизовать всю европейскую систему распределения обуви. Используя преимущество экономической интеграции европейского рынка, компания Nike построила огромный центр распределения в Лакдаале (Бельгия), недалеко от портов Антверпена и Роттердама. Руководство компании пришло к выводу, что лучше больше платить за транспортировку (поскольку теперь склады товаров находились дальше от европейских рынков сбыта), чем вкладывать огромные средства в большие запасы товаров. В конце концов, обувь — это не громоздкий товар, имеющий высокую стоимость, и транспортные расходы составляют сравнительно небольшой процент общих затрат. «…Увеличение транспортных расходов легко можно компенсировать за счет снижения затрат на хранение запаса товаров. Практика показывает, что при объединении двух складов в один, общий запас товаров уменьшается примерно на 30%», — говорит Мартин Эщфорд, консультант компании Nike. Компании Nike удалось добиться огромной экономии средств за счет того, что они объединили 25 складов в один.
|
|
Компания Nike улучшила управление перевозками и констатировала, что покупатели очень довольны наличием обуви на рынке и отсутствием дефицита. «Все получилось так, как мы ожидали. Мы можем доставлять товары из Лакдаала в большинство стран Европейского Союза в течение одного дня с помощью грузового автотранспорта», — сказал представитель компании Nike.
Duracell. Общий спрос на миниатюрные батарейки поистине огромен: по приблизительным оценкам, требуется свыше 20 миллиардов батареек в год. Причем этот рынок дезинтегрирован, раздроблен, и лидерство на нем удерживают несколько мировых фирм-производителей. Американская фирма Duracell — одна из таких компаний.
Успех Duracellво многом объясняется ее стратегией логистики. «Логистика для нас — это нечто большее, чем транспорт и перевозки, — сказал Вильям Тинсли, вице - президент отдела логистики. — Она включает также продвижение товара на рынке. В компании Duracellрассматривают управление цепью поставок как стратегию бизнеса, в противоположность тому, чтобы заниматься отдельными элементами этого процесса внутри функциональной структуры». Компания Duracellпроизводит батарейки в нескольких точках земного шара. В США батарейки распространяются с пяти частных складов, находящихся в разных уголках страны. «Наши склады — это, в сущности, центры заказов для наших клиентов, — говорит В. Тинсли. — Каждый клиент передает информацию о заказе в центральный «электронный почтовый ящик» по электронной почте. Затем, в зависимости от географического положения, эти заказы распределяются по складам, где их принимают для немедленной отгрузки товара».
|
|
Компания Duracell создала два новых центра распределения для удовлетворения требований особо крупных клиентов, таких как Wal-Mart. «Имея дело с такими крупными клиентами, как Mai-Mart,мы точно выполняем их заказы, упаковывая, распределяя и доставляя продукцию, чтобы удовлетворить их потребности», — говорит г-н Тинсли. В планах компании — продолжать расширять возможности своей «гибкой стратегии распределения», одновременно завоевывая новые рынки в Китае и Индии.
Благодаря развитию информационных технологий связи между отделениями компании, разбросанными по всему миру, стали более тесными. И Duracellпродолжает совершенствовать свою информационную систему, вкладывая в это большие средства. «Наши информационные системы в Duracellвзаимодействуют одна с другой, хотя программное обеспечение и платформы в различных отделениях компании могут быть совершенно разными. Но мы идем к тому, чтобы иметь общую для всех платформу и интегрировать работу программного обеспечения».
Компания Fritz. Хорошо известная как международная экспедиторская компания грузоперевозок, эта расположенная в Сан-Франциско компания, похоже, растет во всех измерениях. Персонал компании насчитывает свыше 3 тысяч человек, она обслуживает 20 тысяч клиентов, имеет 121 офис по всему миру и имеет партнерские соглашения с 500 фирмами из разных стран. Это одна из немногих фирм, предоставляющих услуги в сфере логистики, которая действительно работает в масштабах всего земного шара.
Fritz Air Freight— это международная компания воздушных грузоперевозок. Грузоперевозчики собирают небольшие партии грузов из нескольких различных источников и объединяют их в более крупные, единые партии. Fritz Air Freightможет предоставлять своим клиентам информацию о состоянии их груза в режиме реального времени. Они также оформляют всю необходимую документацию и предоставляют банковские услуги.
Многие ведущие американские компании пользуются услугами компании Fritz. Например, сотрудники Fritzв Мемфисе (США) оформляют всю документацию по ввозу десятков тысяч посылок, которые на самолетах компании FedExпопадают в Америку из Европы каждый вечер. В Анкоридже сотрудники Fritzвыполняют аналогичную работу для посылок, которые FedExполучает из Азии. Для ускорения роста - оживания этих посылок используется трехсторонняя система электронного обмена данных, связывающая FedEx, Fritzи таможни США.
Fritz — это давно существующая компания морских грузоперевозок. Под ее крылом находится компания Fritz Transportation International, NVOCC(Non-Vessel-Operating Common Carrier — Перевозчик, не владеющий тоннажем). Компании типа NVOCCне имеют собственных судов; они берут внаем место на корабле или ангары для контейнеров на рейсовых судах, а затем продают эти места компаниям-грузоотправителям. В компании Fritzесть команда логистов, которые консультируют клиентов, помогая им решать транспортные проблемы.
Компания Fritzпредлагает также складские услуги по всему миру, услуги по доставке товаров, услуги таможенного брокера. Fritz — это самый крупный таможенный брокер в Соединенных Штатах Америки. Многие ведущие фирмы заключили контракты с Fritzна предоставление услуг в сфере международной логистики.