В области закупочной логистики решаются различные задачи.
1. Определение потребности в материальных ресурсах
В процессе определения потребности в материальных ресурсах необходимо идентифицировать внутрифирменных потребителей материальных ресурсов. Затем рассчитывается потребность в материальных ресурсах. Далее разрабатываются планы – графики и спецификации на каждую позицию номенклатуры и (или) номенклатурные группы.
2. Исследование рынка закупок
Решение данной задачи начинается с анализа поведения рынка поставщиков. Далее следует предварительная оценка всех возможных источников закупаемых материальных ресурсов, а также анализ рисков, связанных с выходом на конкретный рынок.
3. Выбор поставщиков
Включает:
- поиск информации о поставщиках,
- создание банка данных о поставщиках,
- поиск оптимального поставщика,
- оценка результатов работы с выбранными поставщиками.
4. Осуществление закупок
Реализация данной задачи начинается с проведения переговоров, которые должны завершиться оформлением договорных отношений, т.е. заключение контракта.
|
|
Осуществление закупок включает в себя:
- выбор метода закупок,
- разработку условий поставки и оплаты,
- организацию транспортировки материальных ресурсов.
При этом составляются графики поставки, осуществляется экспедирование, возможно, организуются таможенные процедуры.
Завершаются закупки организацией приемного контроля.
5. Контроль поставок
Представляет собой учет количества рекламаций и брака. Включает в себя отслеживание сроков поставки, отслеживание сроков оформления заказов, сроков транспортировки, а также контроль состояния запасов материальных ресурсов.
6. Подготовка бюджета закупок
При этом определяют следующие виды затрат:
- затраты на выполнение заказа по основным видам ресурсов,
- затраты на транспортировку, экспедирование и страхование,
- затраты на грузопереработку,
- затраты по контролю за соблюдением условий договора поставки,
- затраты на приемку и проверку материальных ресурсов.
7. Координация и системная взаимосвязь закупок с производством, сбытом, складированием, транспортированием, а также с поставщиками.
Задача решается посредством организации системной взаимосвязи закупок с производством и сбытом, а также тесных связей с поставщиками в области планирования, экономики, техники, и технологии.
Вопрос 19. Методы логистики закупок
В логистике закупок существует два основных метода:
- система поставок «Точно в срок» (ТВС);
- метод быстрого реагирования.
Система поставок «Точно в срок» (ТВС)
|
|
Система поставок «Точно в срок» - это философия и в то же время технические приёмы.
Система основана на том, что в звено логистической системы не должно поступать никаких материалов, пока в этом звене не возникнет острой необходимости в этих материалах.
Сущность системы заключается в том, что на любом участке цепи определяется спросом, предъявленном в конце её. Ответом на спрос является соответствующий ему материальный поток. Снизился спрос – течение замедлилось, увеличился – соответственно усилилась скорость потока (противоположная система – накапливание запасов в ожидании спроса).
Система поставок «Точно в срок» - это система производства и поставки, комплектующих или товаров к месту производственного потребления или к моменту продажи в торговом предприятии в требуемом количестве и в нужное время.
Применение системы ТВС позволяет резко сократить запасы, как производственные, так и товарные, а также сокращает потребность в складских мощностях, персонале.
К положительным результатам использования ТВС следует отнести:
1. исключение ряда операций из технологической цепи поставок;
2. сокращение текущих запасов, т.к. предметы труда поступают либо в цех, либо в торговый зал;
3. сокращение страховых запасов за счет увеличения надежности поставок;
4. сокращение запасов в пути за счет сокращения времени доставки;
5. улучшение качества товара (посредством сертификации);
6. увеличение надежности поставок за счет совместной заинтересованности.
При использовании данного метода могут возникнуть некоторые затруднения, которые обусловлены:
1. требованием потребителя к качеству;
2. сокращением степени диверсификации;
3. удаленностью потребителя;
4. расписанием поставок;
5. размером партии и периодичностью поставок.
Метод быстрого реагирования
Данный метод был разработан в результате развития философии «точно в срок».
Метод быстрого реагирования – это метод планирования и регулирования поставок товаров на предприятия розничной торговли и в распределительные центры, в основе которого лежит логистическое взаимодействие между торговым предприятием, его поставщиками и транспортом.
Сущность метода заключается в быстрой реакции логистической системы.
Метод основан на использовании трех технологий и новой концепции бизнеса.
1 технология. Автоматическая идентификация штриховых товарных кодов. Позволяет быстро и эффективно собрать точную и детальную информацию о том, что на данный момент продается.
2 технология. Электронный обмен данными. Это интернет и комплекс стандартов, которые позволяют предприятиям быстро и эффективно обмениваться большими объемами информации.
3 технология. Автоматическая идентификация грузовых единиц (например, транспортировочных контейнеров).
Новая концепция бизнеса – это дух партнерства и сотрудничества между организациями участвующими в товародвижении. При этом важную роль играет согласованность участников процесса.