Практическая работа по теме: «Техника и ее воздействие на бытие человека и общества»

 

Вариант 9.

Прочтите отрывок из работы известного немецкого экзистенциалиста Р. Коэна «Социальные последствия современного технического прогресса». Ответьте на вопросы, выполните задания после текста.

«Наука и техника – социальные явления. Подобно всяким социальным являниям, наука и техника возникают, развиваются, изменяются… Когда мы пытаемся понять, в чем состоит воздействие науки и техники на жизнь людей, мы должны одновременно идти по двум линиям: первая связана с некоторыми абстрактными и нестрогими рассуждениями (является ли техника Благом или Злом для человечества); вторая уводит нас к более самокритичному и скептичному диалектическому анализу (наука несет в себе и жизнь и смерть). Мы также должны признать историчность наших отношений к воздействию науки и техники на жизнь общества и человека, их детерминированность нашей собственной культурой: эти отношения будут различными в зависимости от того, в чьих руках будет находиться техника, на какой стадии технического развития производится та или иная оценка, кто делает эти оценки, каков уровень его культуры. Поэтому будет лучше воздержаться от поспешных обобщений или делать их крайне осторожно. Социальные воздействия технического развития определяются далеко не одной только техникой; верно то, что в разные исторические периоды техника по-разному определяла рамки человеческой жизни, но верно и то, что социальный контроль за развитием и использованием техники все же может осуществляться в достаточно широком диапозоне».

Вопросы и задания

1. Что, согласно Р. Коэну, сближает науку и технику?

2. Как исследователь относится к позитивному и негативному подходу в оценке анализа воздействия техники на бытие человека и общества? Свою точку зрения аргуменитруйте, при необходимости прибегните к цитатам из текста.

3. В чем состоит, по Коэну, сущность диалектического анализа воздействия техники и науки на бытие человека и общества? Что должен учитывать, как считает Коэн, исследователь, работающий в рамках данного подхода?

4. С каким социальным феноменом, по мысли Р. Коэна, связаны техника и наука?

5. Подвердите или опровергните тезис, согласно которому наука несет в себе и жизнь, и смерть.

6. Согласны ли вы с той методологией исследования анализа воздействия техники на бытие человека и общества, которую предложил Р. Коэн?

 

 

Практическая работа по теме: «Техника и ее воздействие на бытие человека и общества».

 

Вариант 10.

Прочтите отрывок из работы известного отечественного философа, видного представителя экзистенциализма и персонализма Н. Бердяева «Человек и техника». Ответьте на вопросы, выполните задания.

«Не будет преувеличением сказать, что вопрос о технике стал вопросом о судьбе человека и судьбе культуры. В век маловерия, в век ослабления не только старой религиозной веры, но и гуманистической веры девятнадцатого века единственной сильной верой современного цивилизованного человека остается вера в технику, в ее мощь и бесконечное развитие. Техника есть последняя любовь человека… Мы стоим перед основным парадоксом: без техники невозможна культура, с нею связано самое возникновение культуры, и окончательная победа техники в культуре, вступление в техническую эпоху влечет культуру к гибели. Техническая эпоха требует от человека фабрикации продуктов и притом в наибольшем количестве при наименьшей затрате сил. Человек делается орудием производства продуктов. Вещь становится выше человека… Техника овладевает огромными пространствами и огромными массами. Все делается мировым, все распространяется на всю человеческую массу в эпоху господства техники. Техника дает человеку чувство страшного могущества, и она есть порождение воли к могуществу и экспансии. Эта воля к экспансии, породившая европейский капитализм, вызывает неизбежно к исторической жизни народные массы. Технизация жизни разрушает красоту старой культуры, старого быта. Массовая техническая организация жизни уничтожает всякую индивидуализацию, всякое своеобразие и оригинальность, все делается безлично-массовым».

Вопросы и задания

1. Как Н. Бердяев оценивает технизацию бытия? Согласны ли вы с бердяевской оценкой воздействия техники на бытие человека и общества?

2. Взаимосвязаны ли между собой, согласно русскому философу, такие понятия как «техника», «человек», «культура»? Свой ответ обоснуйте, при необходимости прибегните к цитатам из текста.

3. Какие факторы, согласно Н. Бердяеву, способствовали тому, что техника стала последней любовью человека, его новой верой?

4. В чем, с точки зрения отечественного мыслителя, состоит опасность техники и технизации бытия?

5. Согласны ли вы с мнением философа, что вещь в условиях современной техногенной цивилизации стала выше человека? Свою точку зрения аргуменитруйте.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: