Практическая работа по теме: «Техника и ее воздействие на бытие человека и общества»

 

Вариант 11.

Прочтите отрывок из работы М. Хайдеггера «Вопрос о технике». Ответьте на вопросы, выполните задания после текста.

«Вот, например, участок земли, эксплуатируемый для производства угля или руды. Земные недра выходят из потаенности в качестве карьера открытой добычи, почва – в качестве площадки рудного месторождения. Иным выглядит поле, которое обрабатывал прежний крестьянин, когда обрабатывать еще значило: заботится и ухаживать. Крестьянский труд – не эксплуатация поля. Посеяв зерно, он вверяет семена их собственным силам роста и оберегает их произростание. Тем временем обработка поля тоже оказалась втянутой в колею совсем иначе устроенного земледелия, на службу которого ставится природа. Производство сейчас – механизированная отрасль промышленности».

Вопросы и задания

1. Какую главную мысль пытается донести до нас немецкий философ?

2. Как М. Хайдеггер относится к технике: позитивно, негативно, нейтрально. Свой ответ обоснуйте.

3. Можно ли утверждать, что М. Хайдеггер обосновываетв тексте бережное отношение к природе? Ответ аргуменитруйте.

4. Действительно ли, как утверждает М. Хайдеггер, в современное время с помощью техники человек покоряет природу, вместо того, чтобы заботиться о ней и оберегать, как это было раньше? В подтверждении своей точки зрения приведите примеры.

5. Согласны ли вы с аргументацией немецкого философа? Почему?

 

 

Практическая работа по теме: «Техника и ее воздействие на бытие человека и общества».

 

Вариант 12.

Прочтите отрывки из текстов, ответьте на вопросы, выполните задания.

«Человек отныне не может совладать с миром, который есть создание его рук. Этот мир сильнее своего творца, он обособился от него. На первом месте – область техники. Машины, изобретенные с тем, чтобы служить человеку-работнику, сделали его своим рабом. Они задуманы всего-навсего как инструмент и как некий придаток человеческих рук, но человек сам стал их придатком и одной из мелких деталей» (М. Бубер).

«Техника окружает нас как сплошной кокон без просветов, делающий природу вторичной. Техника выступает как фактор порабощения человека» (Ж. Эллюль).

«Появление машины приводит к вырыванию человека из недр природы. Развитие техники ведет к истреблению духовности» (Н. Бердяев).

«Техника – это совокупность действий знающего человека, направленных на господство над природой. Техника радикально изменила повседневную жизнь человека, превратила всю планету в единую фабрику. Общество превращается в одну большую машину, организующую всю жизнь людей. Человек сам становится одним из видов сырья, подлежащего целенаправленной обработке. Теперь он – средство. Человек уже не может освободиться от воздействия созданной им техники» (К. Ясперс).

Вопросы и задания

1. Какие проблемы ставят философы? Какую мысль они пытаются до нас донести?

2. Как философы относятся к технике: негативно, позитивно, нейтрально? Свою точку зрения обоснуйте.

3. С кем из философов вы согласны, а с кем – нет? Чьи утверждения кажутся вам спорными? Свою точку зрения обоснуйте.

4. Кто из философов утверждает, что человек при помощи техники оторвался от природы? Свой ответ аргуменитруйте.

5. Какие философы полагают, что человек стал рабом техники? Ответ обоснуйте.

6. Кто из философов полагает, что технический прогресс сопровождается духовным регрессом? Подтвердите или опровергите его точку зрения.

7. Какое определение дает технике К. Ясперс? Согласны ли вы с его определением? Ответ аргуменитруйте.

 

 

Практическая работа по теме: «Техника и ее воздействие на бытие человека и общества».

Вариант 13.

Прочтите отрывок из статьи профессора Ю. Б. Магаршака «Декларация принципов технокультурной цивилизации» («Независимая газета», 26.04.2017 г).  Ответьте на вопросы после текста.

1. История человечества – это история культуры и история технологий, взаимозависимые и взаимно влияющие друг на друга.

2. Каждое фундаментальное техническое достижение, которым пользуется большинство людей каждой культуры и каждой эпохи, изменяет культуру.

Если бы не было изобретено книгопечатание, Лютер не смог бы стремительно распространить свои взгляды по всей Европе и протестантизм не возник. Если бы европейцы не изобрели огнестрельное оружие, завоевания Американского континента испанцами не было бы.

3. Культура каждой эпохи определяет технологии, без которой она не могла бы существовать. Обратное также верно: технологии, без которых та или иная культура не могла бы существовать, определяют культуру каждого народа и каждой страны.

4. Культура и технологии находятся в неразрывной связи.

5. Каждое открытие есть закрытие.

Изобретение огнестрельного оружия не только отменило стрелы и лук – оно уничтожило существовавшее тысячелетия уважение к врагу как к личности, схватка с которым при поединке была не обезличена, а происходила лицом к лицу.

Вопросы и задания:

1. Какие социально-философские концепции, раскрывающие факторы развития общества вам известны?

2. К какой социально-философской концепции можно отнести автора статьи? Свою точку зрения обоснуйте. Что, по мнению Ю. Б. Магаршака, оказывает влияние на культуру и историю общества?

3. Какие последствия изобретения огнестрельного оружия выделяет Ю. Б. Магаршак? Согласны ли вы с его точкой зрения? Свое мнение обоснуйте.

4. Что находится, с точки зрения Ю. Б. Магаршака, в неразрывной связи? Как обосновывает существование этой связи автор статьи? Свою точку зрения аргументируйте.

5. Что такое техницизм? Какую позицию занимаете вы в отношении данной социально-философской концепции?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: