Вариант 16.
Прочтите отрывок из учебного пособия А.А. Сычева «Основы философии» и ответьте на вопросы, выполните задания после текста.
Ряд учений двадцатого – начала двадцать первого веков усматривают ведущую роль техники в развитии общества. Например, канадский философ Херберт Маршал Маклюэн говорит о решающем воздействии коммуникационных технологий на развитие общества. Устная речь формирует традиционное общество; изобретение И. Гуттенбергом печатного станка активизировало массовое производство и создало индустриальное общество. Внедрение компьютера ведет к появлению «сверхинтеллекта» и формированию современного информационного общества.
Маклюэн полагал, что социальная организация в наибольшей степени зависит от способа и типа коммуникаций. Племенная цивилизация основана на устной коммуникации, задающей мифологизм восприятия, слитность мировосприятия, веру в авторитет. Второй тип цивилизации – «культура зрения» - порожден изобретением алфавита и книгопечатного станка. Культура зрения санкционирует массовость, стандартизацию, механицизм. Наконец, наступающая «электорнная цивилизация» упраздняет любые коммуникационные барьеры: время и пространство сжимаются, люди становятся ближе друг к другу. Будущее видиться Маклюэну в виде «глобальной деревни», лишенной территориальных и национальных границ.
Работы Маклюэна говорят о мире человеческого единства, предлагая теоретическое обоснование идей и представлений, которые становятся все более популярными в последние десятилетия. Это идеи о планете как об общем доме человечества и представления о будущем общества как о единой планетарной цивилизации, где процессы интеграции доминируют над процессами разобщения.
Вопросы и задания
1. Что, по мнению Х.М. Маклюэна, играет ведущую роль в развитии общества? Ответ дайте развернутый.
2. Какие виды коммуникаций выделяет канадский философ?
3. На основе прочитанного текста составьте таблицу «Виды обществ (цивилизаций) и их характерные черты». Подумайте, сколько колонок нужно для составления таблицы, как их назвать.
4. Какую основную мысль пытается донести Маклюэн?
5. Какие методы научного познания вы применяли, когда отвечали на вопросы и выполняли задания?
6. Что вы узнали нового из текста и чему научились в процессе выполнения практической работы?
Практическая работа по теме: «Техника и ее воздействие на бытие человека и общества».
Вариант 17.
Прочтите отрывок из учебного пособия А.А. Сычева «Основы философии» и ответьте на вопросы, выполните задания после текста.
Понятие «техника» восходит к греческому «технэ», первоначально обозначавшему «искусство, мастерство». Однако с развитием общества и прогрессом научного знания значение этого понятия распространилось на предметный мир. В понятие «техника» были включены орудия, машины, механизмы: артефакты, значительно расширившие возможности человека.
Современная философия понимает технику предельно широко – совокупность средств и орудий деятельности, приемов и умений, необходимых для производства и обслуживания.
М. Хайдеггер писал: «К тому, что есть техника, относится изготовление и применение орудий, инструментов и машин, относится само изготовленное и применяемое, относится потребность и цель, которым все это служит. Совокупность подобных орудий и есть техника. Она сама по себе есть некое орудие, по латински – «инструментум».
Эволюция средств деятельности происходила в такой последовательности: природно-орудийная стадия, например, использование камня как скребка или оружия; орудийно-артефактная стадия – появление искусственных орудий (например, лопаты, плуга, колеса); машинная стадия – создание станков и производственных машин, парового двигателя и двигателя внутреннего сгорания; стадия автоматов и роботехники – создание сложных управляющих систем и механизмов с широким диапазоном действий; информационная стадия – создание сложных компьютеров и информационных компьютерных сетей.
Вопросы и задания:
1. Что понимается под техникой в современной философии? Приведите примеры субъективного и объективного подходов в толковании техники. Какому подходу придерживается современная философия?
2. С точки зрения какого подхода М. Хайдеггер дает определение понятию «техника»: объективного или субъективного? Свое мнение обоснуйте.
3. На основе прочитанного текста составьте таблицу «Основные этапы развития техники». Название колонок придумайте сами. На основе составленной таблицы сформулируйте вывод о сущности технического прогресса.
4. Что вы узнали нового, чему научились, выполняя вопросы и задания практической работы?






