Практическая работа по теме: «Техника и ее воздействие на бытие человека и общества»

Вариант 16.

Прочтите отрывок из учебного пособия А.А. Сычева «Основы философии» и ответьте на вопросы, выполните задания после текста.

Ряд учений двадцатого – начала двадцать первого веков усматривают ведущую роль техники в развитии общества. Например, канадский философ Херберт Маршал Маклюэн говорит о решающем воздействии коммуникационных технологий на развитие общества. Устная речь формирует традиционное общество; изобретение И. Гуттенбергом печатного станка активизировало массовое производство и создало индустриальное общество. Внедрение компьютера ведет к появлению «сверхинтеллекта» и формированию современного информационного общества.

Маклюэн полагал, что социальная организация в наибольшей степени зависит от способа и типа коммуникаций. Племенная цивилизация основана на устной коммуникации, задающей мифологизм восприятия, слитность мировосприятия, веру в авторитет. Второй тип цивилизации – «культура зрения» - порожден изобретением алфавита и книгопечатного станка. Культура зрения санкционирует массовость, стандартизацию, механицизм. Наконец, наступающая «электорнная цивилизация» упраздняет любые коммуникационные барьеры: время и пространство сжимаются, люди становятся ближе друг к другу. Будущее видиться Маклюэну в виде «глобальной деревни», лишенной территориальных и национальных границ.

Работы Маклюэна говорят о мире человеческого единства, предлагая теоретическое обоснование идей и представлений, которые становятся все более популярными в последние десятилетия. Это идеи о планете как об общем доме человечества и представления о будущем общества как о единой планетарной цивилизации, где процессы интеграции доминируют над процессами разобщения.

Вопросы и задания

1. Что, по мнению Х.М. Маклюэна, играет ведущую роль в развитии общества? Ответ дайте развернутый.

2. Какие виды коммуникаций выделяет канадский философ?

3. На основе прочитанного текста составьте таблицу «Виды обществ (цивилизаций) и их характерные черты». Подумайте, сколько колонок нужно для составления таблицы, как их назвать.

4. Какую основную мысль пытается донести Маклюэн?

5. Какие методы научного познания вы применяли, когда отвечали на вопросы и выполняли задания?

6. Что вы узнали нового из текста и чему научились в процессе выполнения практической работы?

Практическая работа по теме: «Техника и ее воздействие на бытие человека и общества».

Вариант 17.

Прочтите отрывок из учебного пособия А.А. Сычева «Основы философии» и ответьте на вопросы, выполните задания после текста.

Понятие «техника» восходит к греческому «технэ», первоначально обозначавшему «искусство, мастерство». Однако с развитием общества и прогрессом научного знания значение этого понятия распространилось на предметный мир. В понятие «техника» были включены орудия, машины, механизмы: артефакты, значительно расширившие возможности человека.

Современная философия понимает технику предельно широко – совокупность средств и орудий деятельности, приемов и умений, необходимых для производства и обслуживания.

М. Хайдеггер писал: «К тому, что есть техника, относится изготовление и применение орудий, инструментов и машин, относится само изготовленное и применяемое, относится потребность и цель, которым все это служит. Совокупность подобных орудий и есть техника. Она сама по себе есть некое орудие, по латински – «инструментум».

Эволюция средств деятельности происходила в такой последовательности: природно-орудийная стадия, например, использование камня как скребка или оружия; орудийно-артефактная стадия – появление искусственных орудий (например, лопаты, плуга, колеса); машинная стадия – создание станков и производственных машин, парового двигателя и двигателя внутреннего сгорания; стадия автоматов и роботехники – создание сложных управляющих систем и механизмов с широким диапазоном действий; информационная стадия – создание сложных компьютеров и информационных компьютерных сетей.

Вопросы и задания:

1. Что понимается под техникой в современной философии? Приведите примеры субъективного и объективного подходов в толковании техники. Какому подходу придерживается современная философия?

2. С точки зрения какого подхода М. Хайдеггер дает определение понятию «техника»: объективного или субъективного? Свое мнение обоснуйте.

3. На основе прочитанного текста составьте таблицу «Основные этапы развития техники». Название колонок придумайте сами. На основе составленной таблицы сформулируйте вывод о сущности технического прогресса.

4. Что вы узнали нового, чему научились, выполняя вопросы и задания практической работы?

 




double arrow
Сейчас читают про: