Практическая работа по теме: «Техника и ее воздействие на бытие человека и общества»

Вариант 13.

Прочтите отрывок из учебника А. С. Кармина, Г. Г. Бернацкого «Философия» и ответьте на вопросы, выполните задания после текста.

Главная опасность состоит в том, что развитие техники, которое должно быть не более чем средством общественного прогресса, грозит стать самоцелью. Освобождая человека от тяжелой, однообразной работы, техника вместе с тем требует от него труда по ее созданию, обслуживанию и ухода за ней. Чтобы избавиться от этого труда, человек вынужден создавать новую технику для его выполнения. Это ведет к тому, что сейчас 80-90% новой техники создается не для обслуживания человека, а для обслуживания техники. Таким образом, технический прогресс не столько сберегает человеческий труд, сколько изменяет его направленность: раньше человек работал на себя, теперь же техника заставляет человека работать на нее.

Техника служит человеку, но и человек служит технике. Она дает ему господство над природой, но зато его зависимость от нее все более возрастает. Так кто же человек – властелин техники или ее слуга?

В современной философии возникли два противоположных отношения к техническому прогрессу: 1) техницизм, сторонники которого настаивают на необходимости дальнейшего технического прогресса, уверены в благотворности его результатов для человечества и оптимистически смотрят в будущее, полагая, что негативные последствия технического прогресса сами собой ликвидируются на основе его новых достижений; 2) антитехницизм, в котором выражается разочарование в техническом прогрессе, подвергаются критике его достижения и развивается мысль, что человечество «заблудилось», пошло в своем развитии «не тем путем» и, следовательно, ему нужно вернуться назад, чтобы избрать другой, «нетехнологический» путь развития.

Особую тревогу вызывают экологические последствия НТП. В настоящее время мощь человека настолько возросла, что вносимые им в природу изменения достигли критического значения: природная среда стала необратимо разрушаться и делаться непригодной для существования человечества. Таким образом, сам человек создает угрозу своему существованию. Еще столетие назад В. Соловьев писал, что возможны три типа отношения человека к природе: 1) подчинение ей – в прошлом; 2) покорение и использование ее – с начала цивилизации; 3) утверждение ее идеального состояния – чем она должна стать в будущем с помощью человека. Решение современных экологических проблем лежит в переходе к указанному Соловьеву третьему типу.

Вопросы и задания: 1. В чем состоит главная опасность техники? Как техника превратилась в самоцель? 2. Какую роль выполняет человек по отношению к технике: роль властелина или слуги? Ответ аргументируйте. 3. Кто вы: техницист или антитехницист? Ответ обоснуйте. 4. Что вызывает особую тревогу у Кармина и Бернацкого? Разделяете ли вы их опасения? На основе какого принципа, согласно философам, можно решить экологическую проблему? Согласны ли вы с ними?

Практическая работа по теме: «Техника и ее воздействие на бытие человека и общества».

Вариант 14.

Прочтите отрывок из учебника С. Э. Крапивенского «Общий курс философии» и ответьте на вопросы, выполните задания после текста.

Технологический оптимизм и технологический пессимизм имеют одно общее философское основание – техницизм, при котором отношения между обществом и техникой предстают в превращенном виде, техника рассматривается как вершитель судеб человечества. В концепции техницизма преувеличивается и возводится в абсолют относительная самостоятельность техники. Такая относительная самостоятельность техники действительно существует. В чем же она проявляется?

Во-первых, в технике, наряду со свойствами, заданными человеком, присутствуют свойства, не входившие в программу изобретателя. Своим происхождением они обязаны либо первозданной природе, либо тем изменениям, которым человек их подверг.

Во-вторых, созданная и эксплуатируемая техника оказывает активное обратное воздействие на общество по принципу умноженного эффекта. Ярчайшими примерами в этом отношении являются автомобиль и телевидение. Возникнув для удовлетворения здоровых потребностей (автомобиль – как средство передвижения, телевизор – как средство информации), они в то же время воспроизводят в расширяющемся масштабе отрицательный эффект. На автомобиль начинает работать значительная часть экономики, порой даже в ущерб удовлетворению более насущной потребности (например, жилищных), автомобиль становится одной из главных причин ухудшения экологической ситуации и одним из важных криминогенных факторов (преступления, связанные с угоном автомобилей и убийства их владельцев, ДТП). Телевизор становится средством манипулирования массовым сознанием в политических, коммерческих и иных целях, отвлекает людей от чтения и делает их малограмотными, наносит ущерб психофизическому здоровью.

В-третьих, созданная многовековым творчеством человека техносфера может быть оптимизирована не на основе игнорирования техники и прекращения ее развития, а лишь в результате осуществления технических мероприятий.

И все же самостоятельность техники и технического развития остаются относительными в рамках определяющего воздействия экономической подсистемы общества и социума в целом. В конечном счете от того, как складываются общественные отношения, в том числе отношения людей по поводу их отношения к технике, зависит, в каких экономических, политических, нравственных целях будут использованы инновации.

Вопросы и задания: 1. Какую главную мысль пытается донести до нас С. Э. Крапивенский? Какую позицию в определении самостоятельности техники он занимает? 2. В чем суть техницизма? Какие его варианты выделяет волгоградский философ? Как он к нему относится? 3. Какой фактор, по его мнению, определяет развитие общества? 4. Что вы нового узнали и чему научились?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: