Практическая работа по теме: «Техника и ее воздействие на бытие человека и общества»

Вариант 15.

Прочтите отрывок из учебника С. Э. Крапивенского «Общий курс философии» и ответьте на вопросы, выполните задания после текста.

Техника является древнейшим социальным феноменом. И можно вполне понять Эрнста Каппа, который свою книгу, возвестившую о появлении философии техники (1877), препроводил эпиграфом: «Вся история человечества при тщательном рассмотрении сводится в конечном счете к истории изобретения все лучших условий труда». В первоначальном, древнегреческом варианте под техникой (от «тэхнэ») подразумевались искусство, умение, мастерство. Со временем понятие «техника» утратило такое беспредельно широкое значение и стало обозначать созданные людьми средства для осуществления процессов материального производства и обслуживания духовных, бытовых и других непроизводственных потребностей общества. С техники, пусть и примитивной, начался человек, развивая технику, он становится животным и общественным, и разумным. В своем техническом творчестве человек-изобретатель не просто копирует природу, а именно изобретает, то есть создает такие артефакты (искусственно сделанное), которые не имеют аналогов в природе; начиная с колеса и заканчивая лазером.

Эпоха зарождения техники была и эпохой оптимистического отношения к ней. Средневековье рассматривает технотворчество как дело богохульное, ибо все, что возвышает человека, уничижает бога. Оптимистическая вера в технику вновь восстанавливается в своих правах с наступлением эпохи Просвещения, и техника непременно присутствует во всех социальных утопиях в качестве материальной основы желаемого общества. Надлом долгосрочного технологического оптимизма даст о себе знать в книге О. Шпенглера «Закат Европы», где цивилизация с ее техническим прогрессом будет объявлена разрушающей стадией в развитии культуры. Правда, предупреждающие громы двух мировых войн были забыты в первые десятилетия НТП (50-70-ые гг.). Эйфория от ее успехов отодвинула на задний план все опасения и тревоги. Но затем эйфория сменяется пессимизмом, техника громогласно объявляется тем «злым демоном», который не подвластен человеку и неизбежно погубит его.

Вопросы и задания: 1. Найдите в тексте объективный и субъективный подходы в анализе сущности техники и выпишите эти определения в тетрадь, указав название подходов. 2. Согласны ли вы с техницистким взглядом на историю Э. Каппа? Ответ аргументируйте. 3. Как люди относились к технике в различные исторические эпохи? Почему взгляды людей так сильно менялись от одной эпохи к другой? Ответ на вопрос дайте развернутый. 4. Каково ваше отношение к технике: оптимистическое, пессимистическое или другое? Какое? Свой ответ обоснуйте. 5. Что вы узнали нового из текста?

 

Практическая работа по теме: «Техника и ее воздействие на бытие человека и общества».

Вариант 16.

Прочтите отрывок из учебника В.А. Канке «Основы философии» и ответьте на вопросы, выполните задания после текста.

   Значение техники в жизни человека постоянно возрастает. В связи с этим возникает вопрос о возможности замены человека техникой. Наиболее распространенная точка зрения признает заменимость техники в том случае, когда он сам выступает как техническое устройство. Например, внедрение новой печатной техники оставляет без работы наборщиков, грузчики не выдерживают конкуренции с погрузочно-разгрузочной техникой, а счетоводы с ПК.

В то же время техника не составляет человеку конкуренции там, где человек проявляет свои способности, а именно способность к выработке ценностей, целей действий в принципиально непредвиденных обстоятельствах. Машины не ставят цели, не добиваются исполнения намерений, они реализуют вложенные в них человеком программы.

Техника двадцатого века поставила человека перед выбором: либо ты – личность с развитыми способностями, использующая технику для достижения целей и реализации ценностей, либо ты функционируешь подобно техническому устройству. В этом случае рано или поздно ты будешь замещен техникой. Из сказанного можно сделать вывод: ни в коем случае нельзя допустить, чтобы техника лишила нас статуса человека. Что значит быть человеком в технической цивилизации? Самый интересный ответ на эти вопросы заключается в требовании быть человеком моральным. В конце 20 века требование быть моральным означает быть ответственным. Этика ответственности – это ключ к разрешению различного рода кризисов, связанных с бесконтрольным развитием техники. В этой связи и возникает потребность в особой этике, ориентированной на содержание технической деятельности человека.

Каков заслуживающий одобрения моральный облик техника, инженера? Он – рационалист, обладает набором технических навыков и умений, имеет склонность к изобретательской деятельности, настойчив, скрупулёзен, трудолюбив, предан своему делу, искренен, правдив, стремится к максимальной ответственности.

Вопросы и задания

1. Какую главную мысль пытается донести до нас В. А. Канке? Какие проблемы ставит современный отечественный философ? В каких случаях техника может заменить человека, а в каких – нет? Почему техника угрожает человеку? Что ему нужно сделать для того, чтобы техника его не заменила?

2. Почему, с точки зрения В. А. Канке, человек должен быть моральным? Что это значит? Каким должен быть техник и инженер с точки зрения техноэтики?

3. Соответствуете ли вы на данный момент требованиям техноэтики? Ответ на вопрос дайте развернуты.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: