Алгоритм разработки проекта по сенсорике

Этот алгоритм состоит из трёх этапов:

1. Информационно-аналитический.

2. Творческий.

3. Заключительный.

Информационно-аналитический этап включает в себя подготовку плана сенсорных занятий для конкретной возрастной группы. Воспитатель должен:

  • приготовить игры, методические материалы, направленные на сенсорное развитие детей;
  • при необходимости пополнить сенсорную зону группы новым оборудованием;
  • проанализировать индивидуальные особенности и навыки каждого ребёнка.

По результатам проведения данного этапа воспитатель определяет цели сенсорных занятий, подготавливает необходимое для их осуществления оборудование, вводит корректировки в план занятий на основе индивидуальных особенностей членов группы.

Творческий этап предполагает:

  • создание сенсорного стенда в группе детского сада;
  • консультации и собрания родителей;
  • изготовление игр и методических материалов (что пересекается с предыдущим этапом).

На этом этапе осуществляется знакомство детей с новыми методическими материалами и проводятся сенсорные занятия.

Сенсорный стенд составляется воспитателем с учётом возрастной группы, целей и задач обучения и других факторов

Заключительный этап представляет собой подведение итогов проекта сенсорного развития в конкретной группе.

Картотека тем и игр

Игры для сенсорного развития разделены на несколько тем: величина, форма, цвет, развитие мелкой моторики и т. д.

Величина

К играм на развитие представления о величине предметов для первой и второй младших групп можно отнести:

1. «Большие и маленькие». Дети учатся чередовать крупные и мелкие предметы, собирая украшения для кукол из бусин разной величины.

2. «Какой мяч больше?». Ребёнок приносит по указанию воспитателя большие или маленькие мячи.

3. «Матрёшка». Дети знакомятся с этой игрушкой, учатся правильно её собирать.

4. «Вот такие палочки». Дети распределяют палочки на несколько групп по размеру.

Для средней группы подойдут следующие игры:

1. «Поручения». Дети учатся называть, различать между собой игрушки, определять их величину. Воспитатель предлагает напоить большую игрушечную собаку из большой миски, а маленькую из маленькой и наоборот. Можно давать самые разные поручения, связанные с размером игрушек.

2. «Куклы (или машинки — для мальчиков) заблудились». Предлагается распределить куклы (машинки) по подходящим для них по размеру домикам (гаражам).

3. «Дома дли игрушек». Дети распределяют квадраты по 3 ящикам по размеру, далее делают из кубиков одинакового размера дома для игрушек.

К старшей группе дети должны полностью усвоить такую характеристику предмета, как величина. Для этого возраста рекомендуются такие игры, как:

1. «Бусы к 8 марта». Дети учатся создавать бусы для своих мам и бабушек из бусинок одинакового размера. Совершенствуется и мелкая моторика.

2. «Фруктовый сад». Воспитатель предлагает воспитанникам выбрать из корзины фрукты, назвать их и распределить по размеру для фруктового салата.

3. «Монетки». Мишка идёт в магазин за мёдом и вареньем. Мёд стоит 3 большие и 5 маленьких монет, а варенье — 7 средних. Ребята должны помочь собрать Мишке нужное число монет.

Форма

Для развития умения определять форму предмета часто в сенсорных занятиях для младшей группы используются следующие игры:

1. «Какой это формы?». Она напоминает игру «Большие и маленькие». Но детям предлагаются уже не большие или маленькие, а круглый, овальные или квадратные бусины.

2. «Круг, квадрат». Дети группируют бумажные круги и квадраты по тарелкам соответствующей формы.

3. «Волшебная коробочка». Необходимо протолкнуть фигуры в коробку через отверстия, подходящие им по форме.

В средней группе задания уже значительно усложняются:

1. «Монетки». Задание дублирует указанное выше, но добавляются новые элементы. Мишка идёт в магазин за мёдом и вареньем. Мёд стоит 3 большие квадратные и 5 маленьких круглых монет, а варенье — 7 средних овальных. Ребята должны помочь собрать Мишке нужное число монет.

2. «Квадраты». Воспитанники продолжают знакомиться с фигурой квадрат, распределяют кубики по отверстиям круглой, овальной и квадратной форм.

3. «Весёлый паровозик». Составление паровоза из вагонов разной формы в соответствии с формой овощей, которые перевозятся в этих вагонах.

В старшей группе воспитателям рекомендуют следующие игры:

1. «Рисуем человечка». Дети рисуют или составляют из бумаги человека, используя только изученные ранее геометрические фигуры.

2. «Строим город». Воспитанники строят дома, магазины, больницы, детские сады волшебного города из фигур разной формы.

Цвет

Для младшей группы (первой и второй) подойдут следующие дидактические материалы:

1. «Забавные прищепки». Дети выбирают для ёжика иголки только одного цвета, который устанавливается воспитателем.

2. «Прокати и поймай шарик». Воспитатель кидает детям по очереди шарики нескольких цветов и даёт установку поймать только тот, цвет которого будет соответствовать названному.

3. «Подбери фон». Дети соединяют фигуры и фон из бумаги для них по цвету.

Часто применяются следующие игры для закрепления у детей с редней группы представлений о цветах:

1. «Ёлочки и грибочки». Красные грибочки и зелёные ёлочки детям предлагается разместить на двух панелях соответствующего цвета.

2. «Разноцветные бусы». Аналогична игре «Большие и маленькие». Только воспитатель предлагает детям составлять украшение из бусин нескольких цветов, чередуя их.

3. «Угостим медведя ягодой». Детям предлагается из всего лукошка выбрать только спелые красные ягоды для угощения медведю.

4. «Подбери чашки к блюдцам». Аналогична игре «Ёлочки и грибочки».

Для старшей группы подойдут:

1. «Съедобное — несъедобное». Дети распределяют фрукты на съедобные и несъедобные по цвету.

2. «Найди свой цвет». Дети ищут в комнате предметы того же цвета, что и их одежда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: