1. Какой путь эволюции (ароморфоз, идиоадаптация или дегенерация) должен быть характерен для существа, переходящего от активного к малоподвижному образу жизни?
2. Какие морфологические, анатомические и физиологические изменения должны произойти у существ, которые в процессе эволюции стали паразитами, обитающими внутри организма-хозяина? Рассмотрите несколько возможных случаев.
3. Всегда ли в процессе эволюции усложнение организации приносит дополнительные шансы в борьбе за существование? Аргументируйте свою точку зрения.
4. Согласны ли вы с утверждением, что эволюционный процесс преимущественно сопровождался усложнением форм жизни? Если да, то не противоречит ли приведенное выше утверждение нашим представлениям об общей дегенерации как об одном из путей эволюционного процесса? Поясните свой ответ.
5. Может ли ароморфоз способствовать проигрышу в борьбе за существование и в конечном итоге привести к вымиранию? В случае согласия с этим утверждением проиллюстрируйте свой ответ конкретными примерами.
|
|
6. Существует ли логическая связь между разными чертами (характеристиками) биологического прогресса? Свои рассуждения начните с анализа ситуации, при которой в одной из популяций резко возросла численность особей. Каковы могут быть причины этого роста? К каким последствиям это может привести?
7. Предположим, что конкретный биологический вид существует в пределах очень обширного ареала. Можно ли с уверенностью утверждать, что он находится в состоянии биологического прогресса? Почему?
8. Всегда ли увеличение численности особей внутри вида или популяции будет приводить к расширению ареала? Аргументируйте свою точку зрения.
9. Во всех ли случаях увеличение численности особей данного вида приведет к повышению интенсивности видообразования?
10. Всегда ли расширение ареала будет сопровождаться повышением интенсивности видообразования?
11. Является ли биологический регресс или биологический прогресс данной группы организмов необратимым? Ответ проиллюстрируйте конкретными примерами.
12. Почему воздействие человека приводит одни виды к биологическому регрессу, а другие — к биологическому прогрессу?
13. Предположим, численность конкретного вида животных или растений велика. Можно ли утверждать, что данный вид находится в состоянии биологического прогресса? Почему? Какие дополнительные исследования необходимо провести, чтобы окончательно и правильно ответить на поставленный вопрос?
14. Численность конкретного вида животных невелика. Можно ли утверждать, что он находится в состоянии биологического регресса? Почему? Какие дополнительные исследования необходимо провести?
|
|
15. Серая крыса находится в состоянии биологического прогресса. Как можно объяснить причины «расцвета» этого вида грызунов?
16. В результате биологического регресса многие виды птиц оказались на грани полного исчезновения. Объясните возможные причины этого неоспоримого факта. .
17. Существуют разные гипотезы происхождения жизни. Какой именно придерживаетесь вы лично? Почему?
18. Возможно ли самопроизвольное зарождение жизни из неживой материи в современных условиях? Поясните свою позицию.
19. Считаете ли вы убедительной гипотезу происхождения жизни А. И. Опарина? Обоснуйте свою точку зрения.
20. Предложите эксперимент, который опровергнул бы идею о возможности самопроизвольного зарождения микроорганизмов в питательной среде.
21. Является ли коацерватная капля примитивным живым организмом? Аргументируйте свою точку зрения.
22. Почему первые живые организмы могли быть гетеротрофными?
23. С чем была связана необходимость появления автотрофных организмов? Ведь природа не любит излишеств.
24. Почему первые живые организмы были анаэробными?
25. Какие перспективы эволюции жизни на планете появились в связи с возникновением автотрофных организмов? Какие проблемы и трудности были преодолены?
26. Какие преимущества приносит появление полового процесса?
27. Какие преимущества появляются у многоклеточного организма по сравнению с одноклеточным?
28. Почему на нашей планете сохранились как одноклеточные, так и многоклеточные организмы? Ведь последние более прогрессивны и должны были бы вытеснить одноклеточные, победить их в борьбе за существование?
29. Какие преимущества имеют аэробные организмы перед анаэробными? Рассмотрите ситуацию на конкретных примерах.
30. В чем заключается принципиальное отличие хемосинтеза от фотосинтеза?
31. Какие организмы могли осуществлять процесс почвообразования на суше в протерозойскую эру?
32. Почему первые живые Организмы возникли именно в водной среде?
33. Какие факторы внешней среды могут повлиять на степень сохранности остатков животных и растений? В каких ситуациях вероятность сохранения остатков выше?
34. Какие общие тенденции имеет эволюция жизни на нашей планете?
35. О чем может говорить наличие ископаемых переходных форм? Приведите необходимые примеры.
36. Что такое «филогенетические ряды»? О чем говорит их наличие? Приведите необходимые примеры и прокомментируйте их.
37. Возможна ли, с вашей точки зрения, обратная эволюция органического мира?
38. Какие трудности должны возникнуть у растений, осваивающих переход из водной в наземно-воздушную среду обитания? Как эти трудности могут быть преодолены?
39. Чем должно отличаться строение псилофитов от строения водорослей? Почему?
40. В чем заключается преимущество голосеменных растений перед папоротниками и мхами? К чему привело это преимущество в конце палеозойской эры?
41. Какие особенности строения позволили потомкам кистеперых рыб выйти на сушу?
42. Какие особенности древних земноводных не позволили им разорвать связь с водоемами и занять господствующее положение на суше?
43. Чем могли питаться первые вышедшие на сушу позвоночные животные — стегоцефалы?
44. Что могло заставить стегоцефалов покинуть водную среду и выйти на сушу?
45. Основываясь на сравнительно-анатомических данных, докажите, что пресмыкающиеся произошли от земноводных.,