Тема 2. Развитие органического мира

1. Какой путь эволюции (ароморфоз, идиоадаптация или дегенерация) должен быть характерен для существа, переходящего от активного к малоподвижному об­разу жизни?

2. Какие морфологические, анатомические и физиоло­гические изменения должны произойти у существ, которые в процессе эволюции стали паразитами, оби­тающими внутри организма-хозяина? Рассмотрите несколько возможных случаев.

3. Всегда ли в процессе эволюции усложнение органи­зации приносит дополнительные шансы в борьбе за существование? Аргументируйте свою точку зрения.

4. Согласны ли вы с утверждением, что эволюционный процесс преимущественно сопровождался усложне­нием форм жизни? Если да, то не противоречит ли приведенное выше утверждение нашим представле­ниям об общей дегенерации как об одном из путей эволюционного процесса? Поясните свой ответ.

5. Может ли ароморфоз способствовать проигрышу в борьбе за существование и в конечном итоге привес­ти к вымиранию? В случае согласия с этим утверж­дением проиллюстрируйте свой ответ конкретными примерами.

6. Существует ли логическая связь между разными чер­тами (характеристиками) биологического прогресса? Свои рассуждения начните с анализа ситуации, при которой в одной из популяций резко возросла чис­ленность особей. Каковы могут быть причины этого роста? К каким последствиям это может привести?

7. Предположим, что конкретный биологический вид существует в пределах очень обширного ареала. Мож­но ли с уверенностью утверждать, что он находится в состоянии биологического прогресса? Почему?

8. Всегда ли увеличение численности особей внутри вида или популяции будет приводить к расширению аре­ала? Аргументируйте свою точку зрения.

9. Во всех ли случаях увеличение численности особей данного вида приведет к повышению интенсивности видообразования?

10. Всегда ли расширение ареала будет сопровождаться повышением интенсивности видообразования?

11. Является ли биологический регресс или биологиче­ский прогресс данной группы организмов необрати­мым? Ответ проиллюстрируйте конкретными приме­рами.

12. Почему воздействие человека приводит одни виды к биологическому регрессу, а другие — к биологиче­скому прогрессу?

13. Предположим, численность конкретного вида живот­ных или растений велика. Можно ли утверждать, что данный вид находится в состоянии биологиче­ского прогресса? Почему? Какие дополнительные ис­следования необходимо провести, чтобы окончатель­но и правильно ответить на поставленный вопрос?

14. Численность конкретного вида животных невелика. Можно ли утверждать, что он находится в состоя­нии биологического регресса? Почему? Какие допол­нительные исследования необходимо провести?

15. Серая крыса находится в состоянии биологического прогресса. Как можно объяснить причины «расцве­та» этого вида грызунов?

16. В результате биологического регресса многие виды птиц оказались на грани полного исчезновения. Объясните возможные причины этого неоспоримого факта.                                                       .

17. Существуют разные гипотезы происхождения жиз­ни. Какой именно придерживаетесь вы лично? По­чему?

18. Возможно ли самопроизвольное зарождение жизни из неживой материи в современных условиях? По­ясните свою позицию.

19. Считаете ли вы убедительной гипотезу происхождения жизни А. И. Опарина? Обоснуйте свою точку зрения.

20. Предложите эксперимент, который опровергнул бы идею о возможности самопроизвольного зарождения микроорганизмов в питательной среде.

21. Является ли коацерватная капля примитивным живым организмом? Аргументируйте свою точку зрения.

22. Почему первые живые организмы могли быть гетеро­трофными?

23. С чем была связана необходимость появления автотрофных организмов? Ведь природа не любит изли­шеств.

24. Почему первые живые организмы были анаэроб­ными?

25. Какие перспективы эволюции жизни на планете по­явились в связи с возникновением автотрофных орга­низмов? Какие проблемы и трудности были преодо­лены?

26. Какие преимущества приносит появление полового процесса?

27. Какие преимущества появляются у многоклеточного организма по сравнению с одноклеточным?

28. Почему на нашей планете сохранились как однокле­точные, так и многоклеточные организмы? Ведь пос­ледние более прогрессивны и должны были бы вы­теснить одноклеточные, победить их в борьбе за существование?

29. Какие преимущества имеют аэробные организмы перед анаэробными? Рассмотрите ситуацию на кон­кретных примерах.

30. В чем заключается принципиальное отличие хемо­синтеза от фотосинтеза?

31. Какие организмы могли осуществлять процесс поч­вообразования на суше в протерозойскую эру?

32. Почему первые живые Организмы возникли именно в водной среде?

33. Какие факторы внешней среды могут повлиять на степень сохранности остатков животных и растений? В каких ситуациях вероятность сохранения остат­ков выше?

34. Какие общие тенденции имеет эволюция жизни на нашей планете?

35. О чем может говорить наличие ископаемых переход­ных форм? Приведите необходимые примеры.

36. Что такое «филогенетические ряды»? О чем говорит их наличие? Приведите необходимые примеры и про­комментируйте их.

37. Возможна ли, с вашей точки зрения, обратная эво­люция органического мира?

38. Какие трудности должны возникнуть у растений, осваивающих переход из водной в наземно-воздушную среду обитания? Как эти трудности могут быть преодолены?

39. Чем должно отличаться строение псилофитов от стро­ения водорослей? Почему?

40. В чем  заключается преимущество голосеменных растений перед папоротниками и мхами? К чему привело это преимущество в конце палеозойской эры?

41. Какие особенности строения позволили потомкам кистеперых рыб выйти на сушу?

42. Какие особенности древних земноводных не позво­лили им разорвать связь с водоемами и занять гос­подствующее положение на суше?

43. Чем могли питаться первые вышедшие на сушу по­звоночные животные — стегоцефалы?

44. Что могло заставить стегоцефалов покинуть водную среду и выйти на сушу?

45. Основываясь на сравнительно-анатомических данных, докажите, что пресмыкающиеся произошли от зем­новодных.,

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: