1. О чем может свидетельствовать принципиальное сходство химического состава и строения клеток растительного и животного организма?
2. О чем может свидетельствовать наличие различий в строении и, функционировании клеток растений и животных? ,
3. Предположим, что Т. Шванн и М. Шлейден не смогли сформулировать основные положения клеточной теории. Как это отразилось бы на развитии биологической науки? Дайте аргументированный ответ.
4. Как будет влиять понижение температуры окружающей среды на интенсивность обмена веществ у теплокровного и холоднокровного животного? Докажите свою точку зрения, приведите необходимые примеры.
5. Рассмотрите схему, характеризующую обмен веществ и энергии у растительного организма. Какие внешние условия необходимо создать, чтобы активизировать процесс фотосинтеза у растений?
6. Известно, что в спальне не должно быть слишком много растений, так как при этом ухудшается кислородный режим в помещении. Известно также, что растения при фотосинтезе выделяют кислород, обогащая им окружающий воздух. Не кажутся ли вам эти факты противоречащими друг другу? Почему?
7. Глюкоза хорошо растворима в воде, а крахмал — практически нерастворим. В какие периоды жизни растения (и в связи с какой ситуацией) будет активизироваться процесс превращения крахмала в глюкозу?
8. Известно, что в пищеварительном тракте человека животная пища переваривается быстрее, чем растительная. Как это можно объяснить?
9. Предположим, что у клетки появился поверхностный аппарат, полностью изолирующий ее содержимое от внешней среды. Какие преимущества и какие трудности при этом возникли бы? К каким последствиям для самой клетки привело бы это событие?
10. Далеко не все белки после денатурации способны снова приобрести утраченную ранее структуру. Как это можно объяснить? Дайте аргументированный ответ.
11. Чем можно объяснить тот факт, что гиалоплазма наземных позвоночных животных по своему солевому составу близка к морской воде?
12. В чем заключается неразрывное единство процессов ассимиляции и диссимиляции, протекающих во внутриклеточной среде?
13. Есть мнение, что автотрофное питание более выгодно, чем гетеротрофное. На чем может быть основано это мнение? Если эта точка зрения является истиной, то почему же все ныне живущие организмы не являются автотрофными?
14. Почему биосинтез белка происходит в цитоплазме, а не в ядре, где находится необходимая для этого ДНК?
15. Почему молекула ДНК не транспортируется из ядра в цитоплазму, к месту синтеза белка? Ведь в этом случае не нужна была бы молекула-посредник — информационная РНК!
16. Существует удивительное разнообразие видов белков. Объясните причины этого разнообразия. Дайте аргументированный ответ и приведите необходимые примеры.
17. По одной молекуле информационной РНК, пришедшей из ядра клетки, друг за другом движется несколько рибосом. Одинаковый ли аминокислотный состав будут иметь в конечном итоге синтезируемые ими белковые молекулы? Одинаковой ли будет последовательность аминокислот в этих молекулах? Почему вы так думаете?
18. В какой -ситуации может возникнуть особая потребность в белке у клетки? Что означает фраза, «биосинтез белка в клетке активизировался»? Что конкретно при этом должно произойти в клетке?
19. Рибосома закончила процесс сборка белковой молекулы в соответствии с информацией, заключенной в одной из молекул информационной РНК. Затем она начала синтез белка по новой молекуле и-РНК» только что пришедшей в цитоплазму из ядра. Будет ли новая молекула белка такой же по составу, количеству и последовательности аминокислотных звеньев, как и предыдущая белковая молекула, только что синтезированная данной рибосомой? Проанализируйте ситуацию и дайте обоснованный ответ. Достаточно ли данных в условии задания, чтобы однозначно ответить на поставленный вопрос? Почему вы так думаете?
20. Всем ли клеткам наличие плазматической мембраны придает стабильную форму? Почему? Приведите необходимые примеры.
21. Какие функции не смогла бы выполнять плазматическая мембрана, если бы в ее состав не входили белки?
22. Почему одни клеточные органоиды имеют мембранное строение, а другие — нет?
23. Известно, что гиалоплазма осуществляет взаимосвязь между разными органоидами клетки. Что конкретно следует понимать под этой фразой? Каким образом может осуществляться эта взаимосвязь? Приведите необходимые конкретные примеры.
24. Представьте, что в клетках организма прекратилось образование лизосом. К каким последствиям и почему это могло бы привести?
25. Что может произойти, если повредится мембрана одновременно у нескольких лизосом и их содержимое окажется в гиалоплазме клетки? Почему вы так думаете?
26. Почему именно в семенах, плодах и клубнях растений накапливается большое количество включений в виде углеводов и жиров?
27. Два одинаковых по размерам фрагмента эндоплазматической сети в конкретный промежуток времени синтезируют разное количество органических веществ. С чем могут быть связаны эти различия? Проанализируйте разные ситуации и дайте обоснованный ответ.
28. Почему внутренняя мембрана митохондрий имеет выросты (кристы)? Что изменилось бы в работе митохондрий, если бы крист не было?
29. С одинаковой ли скоростью протекает синтез углеводов в растительной клетке в разные моменты ее жизни? Почему вы так думаете? Приведите необходимые примеры. \
30. Как можно объяснить тот факт, что митохондрий и пластиды обладают собственной ДНК, а другие органоиды клетки ее не имеют?
31. Почему лежащий долгое время на свету клубень картофеля зеленеет?
32. Чем можно объяснить изменение окраски листьев деревьев в осеннее время?
33. Какое биологическое значение имеют складки мембраны внутри хлоропластов? Почему нельзя обойтись без них?
34. Почему рибосомальная РНК синтезируется в ядре, а митохондриальная — в митохондриях?
• Краткие ответы на наиболее трудные вопросы к теме 6
1. Принципиальное сходство строения и химического состава клеток растений и животных указывает на общность их происхождения, вероятно, от одноклеточных водных организмов.
2. Животные и растения далеко отошли друг от друга в процессе эволюции, которая, как известно, сопровождается дивергенцией. У них разные типы питания (автотрофный и гетеротрофный), различные способы защиты от неблагоприятных воздействий внешней среды и т. д. Естественно, все это должно было отразиться на строении их клеток.
3. Вероятно, положения клеточной теории были бы сформулированы в более поздние сроки каким-либо другим ученым, так как развитие научной мысли рано или поздно должно было бы привести исследователей к этому важнейшему биологическому обобщению. Однако были бы потеряны годы или даже десятилетия. Поэтому заслуги Т. Шванна и М. Шлейдена перед наукой очень велики.
6. В ночное время растения осуществляют процесс фотосинтеза (а значит — не выделяют в воздух кислород), но продолжают дышать, поглощая кислород и выводя из клеток своего организма углекислый газ. Ночью растение обогащает воздух углекислым газом, поэтому в спальне не должно быть слишком много растений.
В дневное же время дыхание (а значит — поглощение кислорода и выделение углекислого газа) продолжается, но при этом/активно осуществляется и фотосинтез, сопровождающийся противоположным газовым эффектом. При фотосинтезе потребляется гораздо больше углекислого газа, чем его выделяется при дыхании; выделяется значительно больше кислорода, чем его поглощается при дыхании. Из этого следует, что днем кислородный режим в комнате с растениями улучшается.
Из всего вышесказанного очевидно, что приведенные в условии задачи факты абсолютно не противоречат друг другу.
7. Процесс превращения крахмала в глюкозу может' активизироваться, например, в период прорастания семени или начала весеннего сокодвижения у растений. Хорошо растворяемую в воде глюкозу удобно транспортировать в те части растения, где увеличивается потребность в энергозатратах. В виде крахмала энергия, наоборот, запасается растением и может сохраняться в таком виде длительный срок (например, значительную часть осеннего и весь зимний сезон года).
8. Растительная клетка, кроме плазматической мембраны, имеет еще и наружную целлюлозную оболочку, защищающую ее от воздействия факторов внешней среды. Эта оболочка труднее (и более длительный срок) разрушается с помощью пищеварительных ферментов, чем плазматическая мембрана животной клетки. Поэтому животная пища переваривается быстрее, чем растительная.
10. При денатурации у белков наблюдается разрушение четвертичной, третичной, а нередко — и вторичной структур. Молекулы белков приобретают облик цепочек (тонких нитей, состоящих из последовательно соединенных друг с другом аминокислотных звеньев). Если эти нити достаточно длинны, то есть состоят из большого числа аминокислотных остатков, они могут переплетаться друг с другом (подобно непричесанным волосам человека). После окончания периода воздействия на белок фактора, вызвавшего денатурацию, должна наступить их ренатурация, то есть восстановление молекулами полипептида утраченных структур. Однако, если нити, состоящие из аминокислотных звеньев, сильно переплетены, ренатурация невозможна. Каждая молекула не в состоянии свернуться в спираль, так как «перепутана» с другими такими же молекулами. Следовательно, белки этого вида не способны восстанавливать свою вторичную, третичную и четвертичную структуры после их разрушения под воздействием, скажем, температуры.
Один из подобных примеров общеизвестен. Это — белок куриного яйца, который не способен к ренатурации после воздействия температурного фактора. В противном случае нам бы не удавалось по утрам приготовить себе яичницу: снимаемое со сковородки жареное яйцо моментально превращалось бы снова в сырое. Видимо, это было бы прекрасным поводом для опоздания в школу на уроки.
12. У растений в процессе ассимиляции (пластического обмена) клетка синтезирует органические вещества и запасает энергию. В процессе диссимиляции (энергетического обмена) созданное до этого органическое вещество расщепляется, а энергия освобождается и частично используется для жизненно важных процессов. Следовательно, в данном случае ассимиляция является условием диссимиляции.
У животных органические вещества, поступающие с пищей, подвергаются процессам диссимиляции. Выделившаяся энергия, в частности, используется для синтеза АТФ и других органических веществ, специфичных для этого вида животных. Следовательно, в данном случае диссимиляция является условием ассимиляции.
В клетках и растений, и животных молекулы АТФ то синтезируются (с поглощением энергии), то расщепляются (с выделением свободной энергии), и эти превращения являются необходимым условием внутриклеточного обмена веществ. Следовательно, процессы ассимиляции (пластического обмена) и диссимиляции (энергетического обмена) находятся в неразрывном единстве и составляют две стороны внутриклеточного метаболизма.
13. Автотрофный способ питания не требует активного выслеживания или преследования добычи, особых приемов нападения на жертву или ее умерщвления
х (как это бывает у хищников), миграций в поисках более богатых пастбищ (как это бывает у растительноядных животных), особых анатомо-морфологических приспособлений, позволяющих закрепиться в пищеварительном тракте «хозяина» и препятствующих перевариванию с помощью его ферментов (как это бывает у паразитов). Поэтому возникает иллюзия того, что автотрофное питание всегда более выгодно для организма, нежели гетеротрофное. Однако, автотрофы также испытывают определенные трудности. Например, фотосинтез не может эффективно осуществляться в условиях низкой освещенности. Гетеротрофное же питание, как известно, возможно и в темноте, если ночное животное найдет кормовые объекты (что, учитывая его высокую приспособленность к данной ситуации, вполне реально). Отметим также, что фотосинтез характерен для растений, а они, как правило, не способны активно перемещаться в наиболее освещенные места, чтобы активизировать процесс автотрофного питания. Поэтому для многих из них в условиях жесточайшей борьбы за свет вышеназванная проблема оказывается весьма серьезной.
В целом же можно заключить, что каждый способ питания имеет свои достоинства и недостатки. Поэтому нельзя говорить о ярко выраженном превосходстве одного из них над другим. Кроме того, наличие автотрофных организмов является условием жизни для питающихся ими гетеротрофных существ. Разложение же тел гетеротрофов приводит к освобождению неорганических веществ, потребляемых автотрофными организмами. Поэтому очевидно, что все живущие на планете существа в принципе не могут быть автотрофными (точно так же, как и только гетеротрофными).
14. Возможны следующие рассуждения учителя или учащихся. Белки «работают» преимущественно в цитоплазме клетки, где они выполняют множество функций. Кроме того, если бы белок синтезировался только в ядре, вероятно, возникла бы проблема его транспортировки через мелкие поры ядерной оболочки. Напомним, что белковые молекулы являются полимерами, состоящими из большого количества аминокислотных звеньев, и способны образовывать четыре пространственные структуры.
15. В данном случае возможны следующие рассуждения учителя и учащихся. ДНК является «золотым фондом клетки» — носителем ее наследственной информации, которая должна максимально надежно защищаться от внешних воздействий. Иначе весьма вероятны мутации, подавляющее большинство которых при определенных условиях понижает жизнеспособность организма.
Когда ДНК находится в ядре, например, животной клетки, она относительно защищена от внешней среды:
а) плазматической мембраной;
б) толстым слоем цитоплазмы;
в) ядерной оболочкой;
г) слоем ядерного сока.
Если бы ДНК находилась непосредственно в цитоплазме, то она была бы защищена:
а) плазматической мембраной;
б) тонким слоем цитоплазмы.
Таким образом, в первом случае наблюдается четыре уровня защиты, а во втором — только два. Значит, молекулы ДНК не должны выводиться из ядра в цитоплазму, чтобы не подвергаться повышенной опасности быть измененными под действием внешних факторов (например, ультрафиолетового излучения). Кроме того, выведение полимерной двухцепочечной молекулы ДНК через мелкие поры ядра в цитоплазму могло бы быть весьма затруднительным.
13, 14,15. Ответы на эти вопросы носят гипотетический характер и могут иметь неоднозначную трактовку со стороны специалистов. Однако, значение этих вопросов и ответов на них в любом случае достаточно велико для процесса развития творческого мышления школьников. Поэтому такие вопросы желательно использовать в работе со старшеклассниками.
18. Особая потребность у клетки в белке может возникнуть, например, при подготовке к делению, так как белковые молекулы нужны для образования нитей веретена деления, построения перегородки между клетками, образования новых ядерных оболочек и т. д.
Активизация процесса биосинтеза белка означает следующее:
а) в ядре клетки синтезируется большее, чем обычно, количество молекул информационной РНК;
б) с большего числа генов «переписывается» информация на строящиеся молекулы информационной РНК;
в) большее число молекул информационной РНК транспортируется из ядра клетки в цитоплазму;
г) большее количество молекул информационной РНК одновременно «обслуживается» рибосомами;
д) в биосинтезе белков задействовано большее, чем обычно, число рибосом;
е) большее количество молекул транспортной РНК переносит аминокислоты к месту синтеза белка;
ж) к рибосомам подносится большее, чем обычно, число аминокислот;
з) в процессе биосинтеза участвует большее, чем обычно, количество молекул ферментов;
и) в единицу времени распадается большее, чем обычно, число молекул АТФ;
к) поглощается большее, чем обычно, количество энергии.
19. Данных, приведенных в условии задачи, недостаточно для того, чтобы однозначно ответить на поставленный вопрос.
Бели новая молекула информационной РНК, только что подошедшая к рибосоме, имеет такие же последовательность и количество нуклеотидов, как и предыдущая молекула информационной РНК, то рибосомой будет синтезирован такой же белок, как и в предыдущем случае.
Если последовательность нуклеотидов и длина молекулы новой и-РНК будут иной (а это значит, что она «переписала» на себя информацию с другого гена), то рибосомой будет синтезирован уже новый белок (с иным составом, количеством и последовательностью аминокислотных звеньев).
26. Известно, что жиры и углеводы являются потенциальными источниками энергии, которая необходима растению для осуществления различных жизненно важных процессов (например, размножения, роста и развития). Вероятно, поэтому в органах и частях растения, связанных с выполнением функций полового или бесполого размножения, накапливается большое количество этих веществ. Это позволяет запасти в удобной для клетки форме энергию, которая понадобится в дальнейшем для роста и развития молодого организма.
Органические вещества, отложенные в семенах и плодах, обеспечат нормальное развитие проростка на самых первых этапах данного процесса. Углеводы и жиры, накопленные корневищем, клубнем, луковицей, будут использованы растением в дальнейшем при вегетативном размножении. 27. Можно предположить, например, что на этих участках эндоплазматической сети находится разное число рибосом, или к ним в один и тот же промежуток времени подносится неодинаковое количество аминокислот (с помощью молекул транспортной РНК). Возможны и другие причины.
29. Скорость синтеза органических веществ в клетке постоянно меняется в зависимости от ситуации.
Утром и днем процесс фотосинтеза, как правило, осуществляется активнее, чем вечером (по причине разной степени освещенности поверхности листовой. пластинки растения). В солнечный день синтез углеводов идет быстрее, чем в пасмурную погоду. Летом образование углеводов в процессе фотосинтеза происходит обычно быстрее, чем осенью. В клетке также работает система саморегуляции биосинтеза белка. При этом учитывается потребность клетки в этом органическом соединении на данный момент и т. д.
30. В соответствии с одной из весьма популярных в научном мире гипотез, давние предшественники современных пластид и митохондрий в историческом прошлом были самостоятельно живущими одноклеточными прокариотическими организмами, имеющими собственную генетическую информацию и, естественно, способными размножаться. Однако в дальнейшем они проникли в более крупную эукариотическую клетку (или были поглощены ею, но не переварены) и стали выполнять в ней функции органоидов. При этом митохондрии и пластиды сохранили имевшиеся у них до этого собственные нуклеиновые кислоты, обеспечивающие их относительную независимость от ядра клетки, проявляющуюся, в частности, в способности к самостоятельному делению.
34. Рибосомная РНК синтезируется в ядре клетки, так как именно там, в ДНК хромосом «записана» генетическая информация о ее составе и строении.
Митохондриальная РНК синтезируется в самих этих органоидах, потому что они обладают, собственной генетической информацией, в том числе — о составе и строении этой нуклеиновой кислот,ы. Причины такой автономности митохондрий были рассмотрены нами в ответе на вопрос 30.