Приемы захвата внимания аудитории

М.В. Ломоносов

Собрал всё самое лучшее от русских ораторов М.В. Ломоносов, книга которого «Краткое руководство к красноречию» (1748 г.) стала первым русским учебником ораторского искусства Разбирая проблему связи содержания и формы в ораторском искусстве, М. В. Ломоносов писал, что важнее содержание и подчеркивает л значимость важность доказательств. В то же время в книге уделяется внимание и средствам повышения эмоциональности речи.

Риторика в 19 - 20 веке.

В событиях 1917 года, гражданской войне, значительную роль играли ораторские способности политических деятелей и полководцев.

Во время Великой Отечественной войны простые и правильные слова о защите Родины, поднимали солдат в атаку и способствовали победе над фашизмом.

Современное ораторское искусство.

В наше время наблюдается значительный рост деловых выступлений, докладов и сообщений

Одним из выдающихся ораторов современности является Патриарх Кирилл, выступления которого, помогают найти людям ответы на самые важные вопросы в жизни, что очень важно в наше время (16).

 Даже всем моим ровесникам известны выступления Президента Российской Федерации, краткие, но точные и чёткие речи которого переписывают в газетах даже других стран.

 

 

Построение выступления

Выступление обязательно должно иметь структуру, состоящую из частей. Это необходимо для удобства оратора и слушателей. Оратору удобно переходить от темы к теме. Слушателям удобно слушать выступление, разбитое на части, которые произносятся в последовательности

Выступления обычно строятся по традиции из трёх частей: вступление, основная часть, заключение. Данная композиция традиционна, аудитория ждет именно такой композиции и ее ожидания не следует обманывать. Во вступлении обычно ставится проблема, сообщается основная мысль; в основной части приводятся аргументы и доказательства; в заключении подводятся итоги, повторяется главная мысль, содержится призыв к аудитории. Во вступлении различают зачин (цель — подготовить аудиторию к восприятию, заставить слушать, привлечь внимание) и завязку (цель — объяснить тезис, заинтриговать постановкой проблемы, показать актуальность обсуждения вопроса).

Основная часть содержит аргументацию тезиса.

Заключение может включать напоминание (цель — напомнить основной тезис, вернуться к исходной проблеме), обобщение (цель —сформулировать словами обобщающий вывод) и п р из ы в (цель — вызвать реакцию слушателей).

В аудитории необходимо вызвать в первую очередь произвольное внимание. Эту задачу выполняет вступление.

Вступление является обязательным элементом любого публичного выступления. Различают две части вступления: зачин и завязку. В хорошо подготовленной аудитории выступление может быть минимальным, состоять только из завязки, без зачина; в менее подготовленной аудитории вступительная часть должна быть более развернутой и включать зачин.

Зачин нужен для того, чтобы завладеть первичным вниманием аудитории. Он представляет собой краткий словесный подход к теме, причем он может быть не связан с темой выступления, а касаться условий, в которых происходит встреча со слушателями, степени их организованности, времени начала выступления, предыдущего выступления или выступлений.

Примеры зачина: Итак, вы уже прослушали ряд интересных и ярких выступлений моих одноклассников по теме... Я сам с удовольствием их послушал и теперь продолжу эти тему.

Завязка — это уже подход к теме выступления. В завязке надо тем или иным способом обозначить проблему, которую вы будете раскрывать, связать ее с интересами слушателей. Завязка должна захватить внимание слушателей.

Тема и доказательства

Оратор в публичном выступлении доказывает определенную точку зрения. Для этого приводит доказательства, объяснения, примеры, подтверждающие свои мысли. Главную мысль (текста или выступления), выраженную словами, главное утверждение оратора, которое он старается обосновать, доказать, называют тезис.

Доказательства, приводимые в поддержку этой мысли называют аргументы. Это различные случаи из жизни, примеры, объяснения.

От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому, что»

Аргументы должны быть убедительными, т. е. сильными, с которыми все соглашаются.

Иногда думают, что главное - найти как можно больше доказательств, аргументов. Но это не совсем так. Латинская пословица говорит: «Доказательства следует не считать, а взвешивать». Есть и такая: «Кто много доказывает, тот ничего не доказывает».

Самое главное - продумывать каждое доказательство: насколько оно убедительно для данной аудитории, насколько серьезно.

Оптимальным числом аргументов при доказательстве тезиса можно

считать три. Один аргумент - это просто факт, на два аргумента можно возразить, а на три аргумента это сделать сложнее. Четвертый аргумент слушатели часто воспринимают так что оратор их уговаривает.

Правило Гомера. Очередность приводимых аргументов влияет на их убедительность. Наиболее убедителен следующий порядок аргументов: сильный – средний – один самый сильный.

Правило Сократа. Для получения положительного решения по важному для Вас вопросу поставьте его на третье место. Добейтесь на первые два ответа «Да» и на третий ему будет проще ответить «Да».

Упражнение для учеников:

Подберите аргументы к приведенным ниже тезисам, используя приемы усиления аргументации.

• Спать надо не менее 9 часов.

• Надо всем уметь плавать.

• Кто быстро бегает, тот быстро соображает.

• Кто медленно ест, тот медленно работает.

Приемы захвата внимания аудитории

Практикой выработан целый ряд удачных приемов захвата внимания аудитории во вступительной части публичного выступления. Практически все из этих приемов легко может применить даже начинающий оратор.

1. Расскажите о себе, своем личном опыте, случае из вашей жизни о прочитанном вами.

2.Обратитесь к противоречиям между людьми, различиям во мнениях. Д. Карнеги принадлежит в связи с этим замечательное высказывание, которое должен помнить любой оратор: «Мир любит слушать о борьбе. Когда герои в кино начинают обниматься, все ищут пальто и шляпы».

3.Задайте риторический вопрос.

Если риторический вопрос (вопрос, не требующий ответа) задается эмоционально, а после него выдерживается пауза, то оратор в большинстве случаев оказывается в состоянии приковать к себе внимание аудитории.

Например: Нужны ли хищные животные в природе вообще?

4. Затроньте необычный факт, который показывает слушателям, что они еще не все знают. Например: Знаете ли вы, что рабство до сих пор существует в 17 странах мира?

5.Вспомните исторический эпизод. Например: «В XVIII веке при французском дворе был обычай»; и т.д.

Упражнения для учащихся: Придумать начало к выступлению по темам с помощью любого способа:

1. Растения - важнейшее звено в цепи питания.

2. Правила дорожного движения необходимы в современном мире.

Можно указать и на то как нельзя начинать выступления:

- Не говорите, что вы не умеете выступать.

- Не начинайте выступление с извинений.

- Не начинайте выступление с шутки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow