Приемы поддержания внимания

1. Задайте вопросы слушателям.

Вопросы к слушающим могут пробудить внимание слушателей. Эти вопросы должны быть простыми для ответа. Желательно чтобы слушатели могла ответить просто да или нет.

2. Организуйте спор.

«Если вы замечаете, что внимание аудитории падает, заведите дискуссию» (О. Эрнст). Скажите то что вызовет спор, а затем объясните почему. Внимание слушателей будет обеспечено.

3. Обратитесь к отдельным слушателям.

Задайте вопрос одному из слушателей: «Вы не согласны? Вы, я вижу, придерживаетесь другого мнения?». Такой вопрос поднимет внимание остальных слушателей.

4.О. Эрнсту принадлежит очень верное наблюдение: «Вторая половина речи кажется слушателям вдвое длиннее первой». Поэтому вторую половину выступления лучше делать более интересной, разнообразной и легко воспринимаемой.

Варианты концовок

Заключение должно быть продолжением предыдущего изложения.

Лучше не говорить: А теперь я сделаю заключение или Теперь я перехожу к завершающей части своей лекции, концовка должна быть очевидной для слушателя, без специальных вводных слов.

В заключении нужно напомнить главную мысль выступления и объяснить, что с ней надо делать. В заключение должно быть понятно зачем нужна слушателям полученная информация.

Можно предложить следующие варианты концовок.

1.Цитата, крылатое изречение, поговорка, народная мудрость. Такая концовка хорошо запоминается. Например: Правильно говорит русская поговорка «Терпение и труд все перетрут». Таким образом, все зависит от нас.

2.Обобщающий вывод. Всем слушателям должно быть понятно, что это вывод- основная мысль выступления: Итак...Вывод формулируется кратко. Он выражается простыми словами. После вывода не надо ничего добавлять и дополнять.

3.Обращение к слушателям.

Можно завершить выступление пожеланием слушателям приятно провести выходные или летний отпуск, хорошо провести сегодняшний вечер и т.д., поздравить их с наступающими праздниками и др.

4.Кульминация. Главная мысль эмоционально высказывается в конце выступления например: «И история яркими буквами напишет имя этого человека над именами всех тех, кто пытался ему помешать!». Кульминация подходит недля всех выступлений, но обычно производит сильное впечатление наслушателей.

5.Благодарность за внимание.

 Это обычная концовка. Менее обычной ее может сделать, если оратор не только произнесет дежурную фразу Благодарю за внимание, но и скажет несколько хороших слов о слушателях, о интересных вопросах, которые были заданы. Сделает небольшой комплимент аудитории.

Как не надо заканчивать выступление

Не рекомендуется заканчивать шуткой, не относящейся к делу. Это вызывает у слушателей недоумение, и эффект от всего выступления исчезнет.

Не следует извиняться: Я понимаю, мне не удалось все охватить, Я вижу, несколько утомил вас... и др.

Не надо ничего вспоминать дополнительно после того, как вы сформулировали вывод - все впечатление от него будет смазано.

Нельзя обрывать речь без заключения и уходить.

Нельзя оставлять слушателей в настроении безнадежности.

Обязательно надо наметить выход из положения и выразить уверенность в том, что худшее не произойдет. Завершать выступление надо только на оптимистической ноте.

Не рекомендуется завершать выступление фразой типа Вот и все, что я хотел сказать.

Упражнение для учеников: Придумайте три различные концовки к выступлению на тему

1.Детское кресло - необходимый предмет для безопасности маленьких пассажиров. 2. Запасы чистой воды на планете не бесконечны!

Планирование выступления

Существует несколько способов подготовки к выступлению.

План-конспект выступления - пишется подробный план. В каждом пункту указаны основные идеи, которые нужно изложить.

Текст выступления - текст, который в процессе выступления полностью зачитывается.

     Воспроизведение наизусть - выступление заучивается и воспроизводится по памяти, без опоры на какие-либо записи.

Дейл Карнеги строго подходил к использованию конспекта. Он полагал, что записи нужны на этапе подготовки к выступлению. Во время выступления в них лучше не заглядывать. Использование оратором записей, уменьшает интерес к выступлению.

Выступать без записей могут только опытные ораторы, неоднократно выступающие на одну и ту же тему. Лучше, я понял, иметь записи, но пользоваться ими реже.

Можно иметь в руках план-конспект на небольших листках.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: