Сбор и изучение литературы

Типология форм архитектурной среды. Курсовая работа

 

Методические указания

к выполнению курсовой работы для бакалавров

по направлению подготовки 54.03.01 – Дизайн

 

Составитель

Е. Ю. Лобанов

 

Санкт-Петербург

2017


Утверждено

на заседании кафедры

22.02.2017 г., протокол № 7

Рецензент Л. К. Фешина

 

Методические указания разработаны в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов для практических занятий.

 

Учебное электронное издание сетевого распространения

Издано в авторской редакции

 

Системные требования:

электронное устройство с программным обеспечением для воспроизведения файлов формата PDF

 

Режим доступа: http://publish.sutd.ru/tp_get_file.php?id=2017 657, по паролю. – Загл. с экрана.

Дата подписания к использованию 15.06.2017 г. Рег. № 657/17

 

ФГБОУВО «СПбГУПТД»

Юридический и почтовый адрес: 191186, Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, 18.

http://sutd.ru


ВВЕДЕНИЕ

 

Дисциплина «Типология форм архитектурной среды» изучается во 2-м семестре очной и очно-заочной формы обучения.

Цель дисциплины – сформировать компетенции обучающихся в области типологии форм архитектурной среды, позволяющие применять знания в проектной деятельности.

Курсовая работа является одним из видов самостоятельной работы студентов, цель которой – углубление теоретических и практических знаний по дисциплине «Типология форм архитектурной среды» и овладение навыками анализа и систематизации форм архитектурной среды, выявления прогрессивных тенденций, примеров использования инновационных технологий в средовых комплексах. Кроме того, проектная часть курсовой работы нацелена на развитие архитектурно-дизайнерского мышления и способностей выполнения иллюстративного графического и презентационного материалов на профессиональном уровне.

Задачи курсовой работы:

§ собрать и проанализировать текстовый и графический материал по проектному творчеству представителей различных архитектурных школ и направлений;

§ проанализировать функционально-пространственную структуру объектов;

§ проанализировать взаимодействие формы и пространственной структуры объекта;

§ рассмотреть технические особенности объектов, охарактеризовать применяемые материалы и конструктивные решения;

§ найти сведения по инновационным технологиям и материалам, применяющимся в современном строительстве;

§ разработать концепцию пространственно-функционального комплекса на основе собранных материалов.



Объем и содержание курсовой работы

Курсовая работа состоит из текстовой и графической (проектной) частей.

Результаты представляются в виде реферата объемом 20-30 страниц, содержащего следующие обязательные элементы:

§ пояснительная записка (введение, актуальность темы, анализ проектного опыта, перспективные строительные технологии, описание разработанной автором/авторами концепции, заключение, список литературы);

§ эскизы концепции пространственно-функционального комплекса (ситуационный план, генеральный план, поэтажные планы, разрезы, аксонометрические и перспективные виды).

Работа выполняется вручную и на компьютере, с использованием текстового редактора MS Word, графических редакторов по выбору (например, Adobe Photoshop), по желанию – САПР (ArchiCAD), и любых графических материалов (графитные и цветные карандаши, тушь, фломастеры и линеры, акварель, гуашь и пр.). Проект может разрабатываться индивидуально или в составе небольшой группы (2-3 человека).

Кроме этого, создается презентация для доклада на семинаре, выполняемая на отдельном носителе.

 

1. ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ, СОДЕРЖАНИЮ                    И ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

1.1. Выбор темы и план исследования

 

Работа над курсовой работой начинается с выбора темы. Тема курсовой работы выбирается студентом самостоятельно из предложенного списка исходя из научных интересов к изучаемой проблеме и с учетом его будущей профессиональной деятельности. Студент имеет право предложить собственную формулировку темы, но в этом случае он должен обосновать свой выбор и согласовать тему с научным руководителем. Темы должны быть актуальными и связанными с прогрессивными тенденциями в проектировании и строительстве.

План исследования обговаривается с научным руководителем. Он включает изучение литературы, формирование теоретической базы, сбор иллюстративных материалов и их анализ, выполнение графической части курсовой работы, а также презентацию материалов.

Сбор и изучение литературы

Основная литература рекомендована в списках литературы по темам курсовых работ. Но обучающийся собирает самостоятельно библиографию по избранной конкретной теме (монографии, статьи, энциклопедии и др.). При этом следует обратить внимание, что по современной архитектуре и дизайну литература в основном выходит в иностранных изданиях. Поэтому обучающийся в ходе написания работы должен обращаться в справочные отделы библиотек, содержащих библиографические указатели, специализированные журналы, тематические картотеки и пр., к алфавитному и систематическому каталогам и тщательно просматривать интернет-ресурсы.

Можно обратиться в виртуальные справочные службы:

http://vss.nlr.ru/query_form.php: Виртуальная справочная служба РНБ «Спроси

библиографа» (сайт РНБ, см. также Архив запросов)

http://korunb.nlr.ru/query_form.php: Виртуальная справочная служба КОРУНБ [10].

На основе прочитанного формируется теоретическая база и собирается иллюстративный материал. Обучающийся должен хорошо представлять степень разработанности темы, различные научные подходы к ней, идеи, концепции, гипотезы, овладеть необходимой терминологией.

После изучения литературы, анализа архитектурных и дизайнерских проектах должно сформироваться четкое, системное и разностороннее представление о принципах формообразования объектов такого рода.

 

1.2. Изучение трудов по теории архитектуры и дизайна в рамках курсовой работы

 

Выбор источников для исследования должен производиться осознанно, в соответствии с тематикой курсовой работы и особенностями эскизного проекта. Основным критерием отбора теоретических трудов является понимание их авторами того, что деятельность архитектора (дизайнера среды) – это, прежде всего, работа с пространством, организация среды для жизни людей, а не украшение поверхностей, с которыми они взаимодействуют.

Наибольший интерес представляют книги и статьи, написанные архитекторами и дизайнерами-практиками, так как они дают примеры осмысления реального опыта проектирования, а также показывают особенности мировоззрения авторов, которое выражается и в проектах. Но следует отметить субъективный характер этих трудов, который выявляется в ходе сравнительного анализа.

В ходе исследования научных трудов используются теоретические (классификация, систематизация) и общелогические (анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование) группы методов. Результатом должно стать выявление основных концепций, применимых как для анализа проектных аналогов, так и для разработки эскизного проекта.

 


2. ПРЕДПРОЕКТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

2.1. Изучение проектных аналогов

 

Анализ проектов и построек, сходных по назначению или иным характеристикам с объектом, который проектируется студентом, включает в себя не только описание местоположения и пространственно-функциональной структуры сооружения (комплекса сооружений), его конструкций и инженерно-технического оснащения, предметного наполнения помещений и т. п., но и выявление достоинств и недостатков данного архитектурно-дизайнерского решения.

При изучении проектных аналогов используются эмпирические методы исследования (описание, сравнение), а также общелогические (анализ, синтез, обобщение, системный подход и др.).

 

2.2. Анализ планировочной ситуации

 

При выборе участка для эскизного проектирования необходимо произвести его фотофиксацию, получить топографическую карту территории или сделать обмеры вручную, найти данные о климате, геологии, гидрографии, транспортной и пешеходной доступности объекта. Также нужно собрать сведения о тех группах людей, для которых будет предназначаться проектируемый комплекс. На основе этих данных составляется функциональное задание на проектирование.

В исследовании планировочной ситуации применяются эмпирические (наблюдение, описание, сравнение), теоретические (формализация) и общелогические (анализ, синтез, абстрагирование, моделирование, системный подход; возможно применение статистических методов) методы

 

3. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ТЕКСТОВОЙ ЧАСТИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

3.1. Структура текстовой части

 

Перед началом выполнения курсовой работы определяются цели и задачи, стадийность работы (сроки каждого этапа) и форма отчетности по каждому разделу, требования к выполнению текстовой и графической части.

 

Студент должен:

· выполнить все задания, предусмотренные тематикой работы в необходимом объеме;

· вовремя подавать материалы промежуточных этапов руководителю для ознакомления и корректировки;

· отобрать и систематизировать материал, входящий в состав исследовательской части курсовой работы;

· в установленный срок сдать и защитить законченную работу, согласно предъявляемым к оформлению требованиям.

Текстовая часть курсовой работы выполняется в формате А4, количество страниц – 20–30. Макет создается в электронном виде в формате Microsoft Word или другом текстовом редакторе. Структура текстовой части имеет следующие разделы:

1. Введение, в котором дается обоснование актуальности выбранной темы, формулируются цель и задачи исследования, конкретизируются объект и предмет исследования, описываются применяемые методы.

2. Основная часть, состоящая из трех глав. В первой главе изучаются проектные аналоги, выявляются достоинства и недостатки их пространственно-функциональных, конструктивных и инженерно-технологических решений, наиболее удачные элементы перерабатываются для включения в концепцию эскизного проекта. Во второй главе исследуются инновационные технологии в строительстве (новые материалы, конструктивные структуры, системы энергообеспечения и т. д.) в целях применения их в эскизном проекте. В третьей главе описывается планировочная ситуация и объемно-планировочное решение проектируемого объекта с указанием конструктивных и технологических особенностей.

3. Заключение, в котором кратко излагаются основные результаты проделанной работы.

4. Список использованной литературы.

Обязательными частями отчета по научно-исследовательской практике являются титульный лист (приложение Б) и автособираемое оглавление.

 

3.2. Библиографическое описание

 

К курсовой работе прилагается список использованной при написании работы литературы. Правильным для списка считаются названия «Список использованной литературы», «Библиография». В список вносятся использованные работы отечественных и зарубежных авторов.

Общие требования и правила составления библиографического описания документа устанавливаются Межгосударственным стандартом составления библиографических записей и библиографических описаний (ГОСТ 7.1 - 2003).

Библиографическое описание содержит библиографические сведения о документе, приведенные по определенным правилам, устанавливающим наполнение и порядок следования областей и элементов, и предназначенные для идентификации и общей характеристики документа.

Объектами составления библиографического описания являются все виды опубликованных (в том числе депонированных) и неопубликованных документов на любых носителях – книги, сериальные и другие продолжающиеся ресурсы, нотные, картографические, аудиовизуальные, изобразительные, нормативные и технические документы, микроформы, электронные ресурсы, другие трехмерные искусственные или естественные объекты; составные части документов; группы однородных и разнородных документов.

В состав библиографического описания входят следующие области:

1) область заглавия и сведений об ответственности;

2) область издания;

3) область специфических сведений;

4) область выходных данных;

5) область физической характеристики;

6) область серии;

7) область примечания;

8) область стандартного номера (или его альтернативы) и условий доступности [6].

Существует несколько способов расположения литературы. Наиболее часто используются алфавитный и хронологический способы. Но помимо этого допускается расположение литературы в систематическом порядке, по главам и в порядке первого упоминания работ в тексте.

При алфавитном расположении литературы соблюдается алфавит фамилий авторов (по первой и последующим буквам).

Хронологический порядок литературы предполагает расположение работ по годам публикаций, а в каждом году - по алфавиту фамилий авторов.

При систематическом порядке библиографические записи размещаются в соответствии с главами. Группировка материала в порядке первого упоминания работ в тексте имеет ряд недостатков: список не может быть полным, потому что в нем упоминается не вся литература, относящаяся к теме, он не удобен для справок.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: