Типология форм архитектурной среды. Курсовая работа
Методические указания
к выполнению курсовой работы для бакалавров
по направлению подготовки 54.03.01 – Дизайн
Составитель
Е. Ю. Лобанов
Санкт-Петербург
2017
Утверждено
на заседании кафедры
22.02.2017 г., протокол № 7
Рецензент Л. К. Фешина
Методические указания разработаны в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов для практических занятий.
Учебное электронное издание сетевого распространения
Издано в авторской редакции
Системные требования:
электронное устройство с программным обеспечением для воспроизведения файлов формата PDF
Режим доступа: http://publish.sutd.ru/tp_get_file.php?id=2017 657, по паролю. – Загл. с экрана.
Дата подписания к использованию 15.06.2017 г. Рег. № 657/17
ФГБОУВО «СПбГУПТД»
Юридический и почтовый адрес: 191186, Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, 18.
http://sutd.ru
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Типология форм архитектурной среды» изучается во 2-м семестре очной и очно-заочной формы обучения.
|
|
Цель дисциплины – сформировать компетенции обучающихся в области типологии форм архитектурной среды, позволяющие применять знания в проектной деятельности.
Курсовая работа является одним из видов самостоятельной работы студентов, цель которой – углубление теоретических и практических знаний по дисциплине «Типология форм архитектурной среды» и овладение навыками анализа и систематизации форм архитектурной среды, выявления прогрессивных тенденций, примеров использования инновационных технологий в средовых комплексах. Кроме того, проектная часть курсовой работы нацелена на развитие архитектурно-дизайнерского мышления и способностей выполнения иллюстративного графического и презентационного материалов на профессиональном уровне.
Задачи курсовой работы:
§ собрать и проанализировать текстовый и графический материал по проектному творчеству представителей различных архитектурных школ и направлений;
§ проанализировать функционально-пространственную структуру объектов;
§ проанализировать взаимодействие формы и пространственной структуры объекта;
§ рассмотреть технические особенности объектов, охарактеризовать применяемые материалы и конструктивные решения;
§ найти сведения по инновационным технологиям и материалам, применяющимся в современном строительстве;
§ разработать концепцию пространственно-функционального комплекса на основе собранных материалов.
Объем и содержание курсовой работы
Курсовая работа состоит из текстовой и графической (проектной) частей.
|
|
Результаты представляются в виде реферата объемом 20-30 страниц, содержащего следующие обязательные элементы:
§ пояснительная записка (введение, актуальность темы, анализ проектного опыта, перспективные строительные технологии, описание разработанной автором/авторами концепции, заключение, список литературы);
§ эскизы концепции пространственно-функционального комплекса (ситуационный план, генеральный план, поэтажные планы, разрезы, аксонометрические и перспективные виды).
Работа выполняется вручную и на компьютере, с использованием текстового редактора MS Word, графических редакторов по выбору (например, Adobe Photoshop), по желанию – САПР (ArchiCAD), и любых графических материалов (графитные и цветные карандаши, тушь, фломастеры и линеры, акварель, гуашь и пр.). Проект может разрабатываться индивидуально или в составе небольшой группы (2-3 человека).
Кроме этого, создается презентация для доклада на семинаре, выполняемая на отдельном носителе.
1. ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ, СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
1.1. Выбор темы и план исследования
Работа над курсовой работой начинается с выбора темы. Тема курсовой работы выбирается студентом самостоятельно из предложенного списка исходя из научных интересов к изучаемой проблеме и с учетом его будущей профессиональной деятельности. Студент имеет право предложить собственную формулировку темы, но в этом случае он должен обосновать свой выбор и согласовать тему с научным руководителем. Темы должны быть актуальными и связанными с прогрессивными тенденциями в проектировании и строительстве.
План исследования обговаривается с научным руководителем. Он включает изучение литературы, формирование теоретической базы, сбор иллюстративных материалов и их анализ, выполнение графической части курсовой работы, а также презентацию материалов.
Сбор и изучение литературы
Основная литература рекомендована в списках литературы по темам курсовых работ. Но обучающийся собирает самостоятельно библиографию по избранной конкретной теме (монографии, статьи, энциклопедии и др.). При этом следует обратить внимание, что по современной архитектуре и дизайну литература в основном выходит в иностранных изданиях. Поэтому обучающийся в ходе написания работы должен обращаться в справочные отделы библиотек, содержащих библиографические указатели, специализированные журналы, тематические картотеки и пр., к алфавитному и систематическому каталогам и тщательно просматривать интернет-ресурсы.
Можно обратиться в виртуальные справочные службы:
http://vss.nlr.ru/query_form.php: Виртуальная справочная служба РНБ «Спроси
библиографа» (сайт РНБ, см. также Архив запросов)
http://korunb.nlr.ru/query_form.php: Виртуальная справочная служба КОРУНБ [10].
На основе прочитанного формируется теоретическая база и собирается иллюстративный материал. Обучающийся должен хорошо представлять степень разработанности темы, различные научные подходы к ней, идеи, концепции, гипотезы, овладеть необходимой терминологией.
После изучения литературы, анализа архитектурных и дизайнерских проектах должно сформироваться четкое, системное и разностороннее представление о принципах формообразования объектов такого рода.
1.2. Изучение трудов по теории архитектуры и дизайна в рамках курсовой работы
Выбор источников для исследования должен производиться осознанно, в соответствии с тематикой курсовой работы и особенностями эскизного проекта. Основным критерием отбора теоретических трудов является понимание их авторами того, что деятельность архитектора (дизайнера среды) – это, прежде всего, работа с пространством, организация среды для жизни людей, а не украшение поверхностей, с которыми они взаимодействуют.
|
|
Наибольший интерес представляют книги и статьи, написанные архитекторами и дизайнерами-практиками, так как они дают примеры осмысления реального опыта проектирования, а также показывают особенности мировоззрения авторов, которое выражается и в проектах. Но следует отметить субъективный характер этих трудов, который выявляется в ходе сравнительного анализа.
В ходе исследования научных трудов используются теоретические (классификация, систематизация) и общелогические (анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование) группы методов. Результатом должно стать выявление основных концепций, применимых как для анализа проектных аналогов, так и для разработки эскизного проекта.
2. ПРЕДПРОЕКТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
2.1. Изучение проектных аналогов
Анализ проектов и построек, сходных по назначению или иным характеристикам с объектом, который проектируется студентом, включает в себя не только описание местоположения и пространственно-функциональной структуры сооружения (комплекса сооружений), его конструкций и инженерно-технического оснащения, предметного наполнения помещений и т. п., но и выявление достоинств и недостатков данного архитектурно-дизайнерского решения.
При изучении проектных аналогов используются эмпирические методы исследования (описание, сравнение), а также общелогические (анализ, синтез, обобщение, системный подход и др.).
2.2. Анализ планировочной ситуации
При выборе участка для эскизного проектирования необходимо произвести его фотофиксацию, получить топографическую карту территории или сделать обмеры вручную, найти данные о климате, геологии, гидрографии, транспортной и пешеходной доступности объекта. Также нужно собрать сведения о тех группах людей, для которых будет предназначаться проектируемый комплекс. На основе этих данных составляется функциональное задание на проектирование.
В исследовании планировочной ситуации применяются эмпирические (наблюдение, описание, сравнение), теоретические (формализация) и общелогические (анализ, синтез, абстрагирование, моделирование, системный подход; возможно применение статистических методов) методы
|
|
3. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ТЕКСТОВОЙ ЧАСТИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
3.1. Структура текстовой части
Перед началом выполнения курсовой работы определяются цели и задачи, стадийность работы (сроки каждого этапа) и форма отчетности по каждому разделу, требования к выполнению текстовой и графической части.
Студент должен:
· выполнить все задания, предусмотренные тематикой работы в необходимом объеме;
· вовремя подавать материалы промежуточных этапов руководителю для ознакомления и корректировки;
· отобрать и систематизировать материал, входящий в состав исследовательской части курсовой работы;
· в установленный срок сдать и защитить законченную работу, согласно предъявляемым к оформлению требованиям.
Текстовая часть курсовой работы выполняется в формате А4, количество страниц – 20–30. Макет создается в электронном виде в формате Microsoft Word или другом текстовом редакторе. Структура текстовой части имеет следующие разделы:
1. Введение, в котором дается обоснование актуальности выбранной темы, формулируются цель и задачи исследования, конкретизируются объект и предмет исследования, описываются применяемые методы.
2. Основная часть, состоящая из трех глав. В первой главе изучаются проектные аналоги, выявляются достоинства и недостатки их пространственно-функциональных, конструктивных и инженерно-технологических решений, наиболее удачные элементы перерабатываются для включения в концепцию эскизного проекта. Во второй главе исследуются инновационные технологии в строительстве (новые материалы, конструктивные структуры, системы энергообеспечения и т. д.) в целях применения их в эскизном проекте. В третьей главе описывается планировочная ситуация и объемно-планировочное решение проектируемого объекта с указанием конструктивных и технологических особенностей.
3. Заключение, в котором кратко излагаются основные результаты проделанной работы.
4. Список использованной литературы.
Обязательными частями отчета по научно-исследовательской практике являются титульный лист (приложение Б) и автособираемое оглавление.
3.2. Библиографическое описание
К курсовой работе прилагается список использованной при написании работы литературы. Правильным для списка считаются названия «Список использованной литературы», «Библиография». В список вносятся использованные работы отечественных и зарубежных авторов.
Общие требования и правила составления библиографического описания документа устанавливаются Межгосударственным стандартом составления библиографических записей и библиографических описаний (ГОСТ 7.1 - 2003).
Библиографическое описание содержит библиографические сведения о документе, приведенные по определенным правилам, устанавливающим наполнение и порядок следования областей и элементов, и предназначенные для идентификации и общей характеристики документа.
Объектами составления библиографического описания являются все виды опубликованных (в том числе депонированных) и неопубликованных документов на любых носителях – книги, сериальные и другие продолжающиеся ресурсы, нотные, картографические, аудиовизуальные, изобразительные, нормативные и технические документы, микроформы, электронные ресурсы, другие трехмерные искусственные или естественные объекты; составные части документов; группы однородных и разнородных документов.
В состав библиографического описания входят следующие области:
1) область заглавия и сведений об ответственности;
2) область издания;
3) область специфических сведений;
4) область выходных данных;
5) область физической характеристики;
6) область серии;
7) область примечания;
8) область стандартного номера (или его альтернативы) и условий доступности [6].
Существует несколько способов расположения литературы. Наиболее часто используются алфавитный и хронологический способы. Но помимо этого допускается расположение литературы в систематическом порядке, по главам и в порядке первого упоминания работ в тексте.
При алфавитном расположении литературы соблюдается алфавит фамилий авторов (по первой и последующим буквам).
Хронологический порядок литературы предполагает расположение работ по годам публикаций, а в каждом году - по алфавиту фамилий авторов.
При систематическом порядке библиографические записи размещаются в соответствии с главами. Группировка материала в порядке первого упоминания работ в тексте имеет ряд недостатков: список не может быть полным, потому что в нем упоминается не вся литература, относящаяся к теме, он не удобен для справок.