Проблемы организации таможенного контроля товаров, перемещаемых физическими лицами

 

Проблемы заключаются в том, что постепенно увеличивается количество правонарушений и попыток провоза контрабанды.

Со стороны правонарушителей способы сокрытия провозимых товаров стали более совершенными, несмотря на то, что технологическое обеспечение таможенных органов также совершенствуются. Связи с тем, что таможенные сотрудник может, по своему усмотрению, проводить выборочный контроль, считаем, что это возможно только в том случае, если сотрудник имеет большой опыт работы именно в сфере таможенного контроля.

Кроме того, открытые данные о методах досмотра также дают возможность нарушителям, как в плане перевоза запрещенных средств, так и в плане кражи предметов из багажа пассажиров, использовать все более совершенные методы. Часто эти знания превосходят качество знаний, которыми обладают таможенные сотрудники. Стоит отметить, что багаж пассажиров и их ручная кладь досматриваются без вскрытия багажа и клади, однако, как можно отметить из статистики правонарушений, это не дает уверенности в том, что при досмотре рентгенотелевизионные установки дают верный результат.

В этом случае, при оперативном досмотре, который является правомерным действием со стороны таможенных сотрудников, невозможно досмотреть всех подозрительных лиц, однако не все подозрительные лица, по мнению сотрудника, являются правонарушителями, согласно законам психологии.

Таким образом, отсутствие у физического лица подозрительных предметов еще не означает, что необходим оперативный досмотр, который отнимает много времени.

Также таможенный сотрудник поступит и в случае оформления валюты, которая может быть незаконно перевезена при помощи международного рейса. Здесь также осуществляется выборочный контроль.

Кроме того, стоит отметить, что существование зеленого и красного коридора также наталкивает пассажиров не только на нежелание заполнять декларацию, но и на умышленное сокрытие товаров, которые подлежат декларированию. Этот факт также способствует тому, что правонарушения стали встречаться все чаще.

Одним из основных инструментов таможенного контроля по направлению борьбы с контрафактной продукцией является таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (далее – таможенный реестр), администрируемый ФТС России на основании заявлений обладателей исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности. По состоянию на 31 декабря 2019 года в таможенном реестре зарегистрирован 5 141 объект интеллектуальной собственности, принадлежащий как зарубежным, так и российским компаниям, в том числе 5 101 товарный знак, 32 объекта авторского права, 8 наименований мест происхождения товаров. С начала 2019 года в таможенном реестре зарегистрировано 188 объектов интеллектуальной собственности.

Методы сокрытия товаров с каждым годом становятся все более совершенными, это сопровождается еще и тем, что нарушители часто обладают большими по объему знаниями в данной области, в отношении методов досмотра. При этом знания о возможностях аппаратуры, до точных значений, позволяют скрывать некоторые виды товаров более тщательно, причем таможенными сотрудниками такие товары либо не обнаруживаются, либо это достаточно трудно. Связывается это с тем, что перед вылетом такие пассажиры часто очень тщательно изучают не только средства досмотра и друге принципы осуществления таможенного контроля, они еще и проходят, в некоторых случаях, психологическую подготовку к прохождению таможенного контроля, особенно это распространено при перевозке контрабанды, когда может действовать группировка. Для таможенных сотрудников данные виды подготовок не являются новостью, однако места сокрытия товаров бывает настолько неожиданным, что сотрудник должны быть технологически и психологически готовы к такому развитию событий.

Перемещение товаров для осуществления предпринимательской деятельности под видом товаров для личного пользования является таможенным правонарушением, за которое предусмотрена административная, а в некоторых случаях - уголовная ответственность.

Несмотря на то, что правонарушения, происходящие в аэропортах, открытых для международного сообщения в условиях создания ЕАЭС, пресекаются, оформляются административные протоколы и постановления, возбуждаются уголовные дела, все это свидетельствует том, что применяемая система таможенного контроля недостаточно эффективна.

Проблемы заключаются в том, что постепенно увеличивается количество правонарушений и попыток провоза контрабанды.

В некоторых случаях, используются устаревшие методы поиска запрещенных к перевозке предметов и веществ, которые не дают точных результатов, однако могут применяться «по привычке» (возможно, это такой особый психологический подход).

Свободная пропускная система для пассажиров, которые должны перемещаться по зеленому коридору. Зная некоторые характеристики людей, особенно в том, что касается запрещенных товаров, нужно предвидеть, что физические лица, используя свой «зеленый «статус пытались и будут пытаться пронести незадекларированный товар, хотя при этом такие лица могут точно знать, что приносимый объект подлежит декларированию.


 


Заключение

Активное экономическое развитие страны, рост внешнеэкономических связей, продолжающаяся интеграция нашей страны в мировую экономику неизбежно приводит к увеличению товаро-, грузо-, пассажирооборота и количества транспортных средств, пересекающих таможенную границу РБ. Вся эта нагрузка ложится на плечи таможенных органов, которые обязаны организовывать и регулировать процесс перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. От организации работы таможен, таможенных постов в регионе, зависит соблюдение таможенного законодательства участниками ВЭД, их добросовестное декларирование товаров, соблюдение требований и условий, запретов и ограничений. Эти факторы оказывают влияние как на пополнение государственного бюджета за счет взимания таможенных платежей, так и на экономическую, общественную и государственную безопасность страны. Все товары, перемещаемые через таможенную границу Республики Беларусь подлежат таможенному контролю.

Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов РБ путем проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей; таможенного досмотра; учета товаров и транспортных средств; устного опроса физических и должностных лиц; проверки системы учета и отчетности; осмотра территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон, магазинов беспошлинной торговли и др. мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы РБ. Рассмотрен порядок перемещения физическими лицами коммерческих и некоммерческих товаров. Недостоверное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу РБ, является нарушением таможенных правил, а лица их допустившие несут ответственность в соответствии с законодательством. Не заявление физическим лицом о наличии у него товаров, обязательных для письменного декларирования, рассматривается как его заявление о том, что у него таких товаров нет. Лица, перемещающие товары через границу, могут по своему желанию и выбору декларировать в письменной форме и иные товары. Таможенная декларация заполняется каждым лицом, достигшим совершеннолетия. Товары несовершеннолетнего лица декларируются одним из родителей, усыновителем, опекуном или попечителем, его сопровождающим, а при организованном выезде (въезде) и обратном въезде (выезде) группы несовершеннолетних лиц без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей - руководителем такой группы.

В работе проанализированы особенности перемещения товаров через таможенную границу РБ физическими лицами, для личного пользования. Изучен порядок и принципы перемещения товаров, функции таможенных органов. Изучены общие положения таможенного контроля, формы таможенного контроля и порядок его проведения.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: