Джханы: великое искусство исчезать

Всё, что остаётся на этой стадии, это ум, поэтому следующий шаг – успокоить саму читту. Продолжайте заниматься саматхой, и посмотрите, на сколько больше всего вы сможете отпустить. Когда вы отпускаете нимитту – не контролируете её – вы входите в джханы, эти удивительные состояния блаженства. Джхана – это результат глубокого успокоения всего – тела, дыхания, ума и, что самое важное, желания (в англ. версии используется слово «will», но здесь переводится как «желание» — прим.пер.). Желание не может функционировать в джхане, оно остановилось. Поскольку желание остановлено, вы его не питаете, и оно начинает увядать. Это такой же процесс, как если бы вы перестали кормить людей – они худеют, слабеют и, в конце концов, умирают.

Если вы постоянно практикуете джхану, то постепенно продвигаетесь от первой джханы ко второй, третьей и четвёртой, пока не достигаете аруппа и, в конечном счёте, ниродха. Поскольку желание больше не управляет умом, оно начинает утрачивать свою динамику, именно она мешает вам глубже погрузиться в джхану. Точно так же, как если вы отключаете подачу топлива в автомобиль, то будете ехать всё медленней и медленней, пока, в конце концов, полностью не остановитесь, так и здесь – по мере продвижения через джханы исчезает всё больше и больше вещей. Джханы – это великое искусство исчезновения ума. Когда вы это поймёте, это даст иллюзии реальный пинок под зад. Когда вы наблюдаете за исчезновением ума, то знаете, что он тоже является санкарой – созданной не богом или самим собой, а эонами делания и желания, жизнедеятельности, речи и умственной деятельности. А сейчас вы его успокаиваете, позволяя ему постепенно исчезнуть. Если вы входите в джханы и работаете над достижением ниродхи до тех пор, пока ум не утихнет, то это и есть сабба-санкхара-саматха. Когда вы туда попадёте, ничего не останется – ни космического сознания, ни бога, ни опыта, ни восприятия, ни чувств, ни абсолютной реальности. Понять это – значит понять, как достигается ниббана и почему это так необыкновенно благостно.


Великие прозрения Будды появились из практики джханы и наблюдения за тем, как всё исчезает. Погружение в глубокое самадхи является самой трудной частью, по крайней мере в самом начале, потому что когда вы успокаиваете желание, кажется, будто вы растворяетесь. По этой причине полезно практиковать методы вроде анатта-саннья, или восприятие безличности. В суттах ясно сказано, что не существует такого понятия, как «я»; фактически, это основа буддизма. В научных журналах психологи так же утверждают, что нет никакого «я», это просто конструкция. Таким образом, поддерживая это понимание, постепенно вы сможете отпустить желание во время медитации. Чем больше вы проникаете в безличность, тем легче будет оставаться спокойными и тем более автоматическим будет процесс успокоения. Из этого следует, что арахант легко входит в джхану и что даже анагамин, невозвращающийся, делает это без проблем и сложностей.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: