Полный опыт безличности

Есть две цитадели самообмана: считать себя «делателем» и «знающим». Большинство людей думают, что знание и действие – это их территория, где они осуществляют полный контроль. Но когда вы практикуете этот путь, то начинаете видеть, что попытка контролировать даже эти области просто вызывает больше боли, больше трудностей и больше страданий. Через некоторое время вы понимаете, что нет никакой надежды найти удовлетворение на пути контроля.

 

Когда вы начинаете ценить эти учения, вас тянет в другом направлении. Намерение начинает исчезать, и вы чувствуете себя великолепно. Чувства исчезают, и вы чувствуете себя прекрасно. Вы понимаете, что происходит? Уже дошло? Переживание постепенно углубляется, вы становитесь более неподвижными, и все больше вещей исчезает. Вы находитесь на пути Будды – пути, пройденном Татхагатой. Как только вещи исчезают, вы понимаете, что они не принадлежали вам. Вы понимаете, что желание является причиной ваших страданий, а не выходом. Что попытка контролировать мир является причиной страдания, а не решением. Вы отпускаете контроль, эго исчезает, чувство собственного «я» исчезает, все становится неподвижным, и вы исчезаете. Наконец-то покой. О, какая радость! Вы поняли, что такое безличность.

Если вы действительно поняли безличность, то можете назвать себя вошедшим в поток – вы арий, благородный на пути к выходу. Как только вы увидите, что там никого нет, то никогда этого не забудете, и это понимание наполнит каждый процесс вашего тела и ума. Вы знаете, что намерение не имеет к вам никакого отношения и то же самое верно в отношении пяти чувственных сознаний и сознания ума. У вас нет желания быть сознающим, чтобы переживать то или это и ходить туда и сюда.

Почему вы хотите иметь больше опыта? Если вы хотите увидеть лес, просто посмотрите на деревья за окном. Деревья есть деревья – вот и все. В чем дело? Кто-то недавно показывал мне старую фотографию девушек, которые могли бы завести меня, когда я был молод. Теперь они выглядели ужасно – мода изменилась. Некоторое время назад я видел фотографию свадьбы моего деда и бабушки. Моя бабушка была одета в то, что должно было выглядеть действительно сексуальным, но это никого не заведет в наши дни. Это все просто обусловленность, это не реально. Поэтому не следуйте тому, что говорят и делают другие люди – будьте бунтарями. Посмотрите на себя, чтобы увидеть, кто вы есть и что такое на самом деле счастье.

Будда указывал, что то, что обычные люди называют счастьем, благородные, вошедшие в поток называют страданием. То, что благородные называют счастьем, обычные люди называют страданием (Снп.762). Счастье благородных – это покой, неподвижность и прекращение. Возьмите жизнь в монастыре: вы встаете рано, едите один или два раза в день, не занимаетесь сексом, не смотрите телевизор или фильмы. Когда люди спрашивают, почему кто-то делает это, правильный ответ заключается в том, что это счастье. Провести два дня, три недели или шесть месяцев в одиночестве в хижине, не разговаривая с другими людьми, называется одиночным заключением в тюрьме. Но то, что они считают наказанием, арии считают блаженством. Если бы у вас действительно было видение вошедшего в поток, то был бы совершенно другой взгляд на жизнь: путь Будды.

Как только вы увидите, что у вас нет сущности – ни в каком типе сознания вообще, ни в чем другом – тогда вам не за что держаться как за «я». Поскольку вы увидели, что жажда – это всего лишь эманация чувства собственного «я», вам больше не трудно успокоить намерение. И когда вы сделали это, возникает покой. Постоянное успокоение намерения – сабба-санкхара-саматха – это еще один способ описания ниббаны. Будда сказал, что в мире мало существ, которые могут понять полное успокоение намерения – для этого вы должны быть вошедшим в поток. Будьте затворником, сидите и ничего не делайте, отпустите желание и будьте спокойны. Когда вы это делаете, вы видите путь, где сознание исчезает. Поскольку вы наслаждаетесь счастьем угасающего сознания, вы часто находитесь в уединенности. Когда вы находитесь в уединенности, вам особо нечего осознавать, особо нечего желать. Вы тот, у кого мало желаний, кто нетребователен, кто едва оставляет след в мире. Оставлять следы жажды и желания – не ваш способ идти – вы отпускаете, вы исчезаете.

Наступает время, когда вы полностью исчезаете. Когда есть полное, всеобъемлющее восприятие того, что вы просто пустой процесс, тогда вы отказываетесь от всякой привязанности к намерению и сознанию. Там ничего нет, там нечему перерождаться. Вы знаете, что семя перерождения уничтожено. Как сказано в Ratana Sutta: «Семя уничтожено, не будет нового рождения» (Снп 2.1). Это переживание ниббаны, окончательного освобождения и покоя.

Поэтому отверните свой ум от мира, сделайте так, чтобы вы тоже были свободны. Как говорил Аджан Чаа, нет смысла бродить по миру в поисках счастья, в поисках черепахи с усами. Если вы отпустите, то сможете быть спокойными и мирными в любом месте, в любое время. Так как вы не боитесь неподвижности, неподвижность наступает. Потому что вы не боитесь исчезнуть, вы спокойны и свободны. Это путь к осознанию безличности, путь к освобождению от всех вещей, путь к прекращению страдания.

Глава 10. Сделайте это в последний раз

Перевод выполнен: Sharmath
Традиция Тхеравада. Буддаяна

«Я подвержен старости, я не освобожден от старости. Я подвержен болезни, я не освобожден от болезни. Я подвержен смерти, я не освобожден от смерти.

Я буду отделен и разлучен со всем, что мне дорого и приятно…» – вот над чем должны часто размышлять женщина или мужчина, домохозяин или ушедший в бездомную жизнь. (АН 5.57)

 

Старость, болезни и смерть ждут всех нас. Чем вы моложе и здоровее, тем важнее размышление над этим, ведь большинство людей слабо представляет себе эту реальность. Правда в том, что когда вы достигаете возраста пятидесяти лет, то начинаете разваливаться, а к шестидесяти здоровье действительно идет под откос. Когда вам исполняется семьдесят, вы уже сидите в приемной на выход.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: