Первоначально, педагог, открывая ноты вокально-хорового произведения, выбранного для учащихся, озвучивает название произведения, имена авторов (композитора и поэта), мотивирует интерес учащихся к данному произведению, указывая на новизну материала и уровень его сложности.
При этом педагог стимулирует желание учащихся к работе над этим произведением, говоря о том, что им доступно его исполнение, о том, что по вокальным данным, умениям и навыкам, по силам справиться с исполнением такого сложного, но замечательного произведения.
Учащимся предлагается найти сведения об авторах произведения, ознакомиться с ними и изложить на следующем уроке всю найденную информацию (годы жизни, биографические справки, творческое наследие).
Педагог направляет действия учащихся, указывая пути поиска, и предлагает воспользоваться Интернетом, посетить библиотеку: прослушать другие произведения композитора, прочесть другие стихотворения автора поэтического текста (желательно, чтобы педагог имел заранее подготовленные списки произведений композитора и поэта, наиболее доступные для восприятия детьми, и предложил их учащемся для ознакомления).
Учащиеся получают такое домашнее задание с целью активизации его поисковой деятельности, направленное на лучшее освоение нового материала и развития самостоятельного умения пополнять собственные знания.
Разбор и разучивание вокальной партии
Вместе с учащимися прочитывается весь поэтический текст вокального произведения и проводится разбор содержания, характеризуется настроение, выявляются идея и смысл, заложенные поэтом в тексте, поясняются непонятные слова и выражения. Учащиеся своими словами пересказывает содержание, после чего произведение становится для них более понятным и близким по ощущениям.
Далее учащимся предлагается разбор вокальной партии по нотам.
Определяется тональность, озвучиваются знаки при ключе и размер. После настройки в тональности и просчитывания «пустого такта» следует сольфеджирование. Важно останавливать внимание учащихся на интервалах, длительностях, ритмическом рисунке, встречных знаках, что поспособствует учащимся легче освоить нотный текст и облегчит их домашнюю дальнейшую работу. Лучше всего петь, не опираясь на поддержку инструмента, а интонировать по слуху, лишь периодически проверяя чистоту интонации на инструменте. Такой подход содействует овладению навыком сольфеджирования, развитию вокального слуха и, как следствие, приобретению ещё одного важного для вокалиста навыка чистого интонирования.
Когда первичное пение по нотам, которое в умеренном темпе с остановками для уточнений и прорабатывания всех встреченных в мелодии сложных мест завершено, учащиеся и педагог вместе пропевают вокальную партию ещё несколько раз, до тех пор, пока у учащихся появится уверенность при интонировании и возникнет чувство освоенности мелодической линии. При выполнении домашнего задания учащийся закрепит пение вокальной партии нотами и обретёт свободу интонации.
Следующий момент — пение со словами. Здесь также, останавливаясь на фразах и предложениях, работая по нескольким тактам, определяются и прорабатываются точные распевы на слогах, форшлаги и мелизмы, если таковые встречаются, просматриваются и выполняются штрихи legato, staccato, non legato, акценты, ферматы, указанные композитором.
Далее учащиеся поют вместе с педагогом всю вокальную партию произведения со словами сначала по частям, а затем от начала до конца, добиваясь правильности и чистоты исполнения мелодии и словесного текста.
Подытоживая первоначальное ознакомление, учащиеся поют одни, самостоятельно. Следом за этим, педагог исполняет для учащихся только что разобранное произведение, что ведёт к ещё более быстрому освоению и запоминанию учащимися вокальной партии.
Затем, желательно спеть произведение с сопровождением. Это даст учащимся ощутить и лучше понять целостный образ произведения и его красоту.
Список литературы
1. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики — М., 1970
2. Малышева Н.М. «О пении». М.: «Сов. Композитор», 1992
1. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. М., 1971.
2. Ермаш Г.Л. Искусство как мышление. – М., 1982.
3. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Л., 1971.
4. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Л., 1971.
5. Каган М.С. ст. Художественный образ как феномен культуры // Искусство в системе культуры. – Л., 1987.
6. Каган М.С. Философия культуры. – Петрополис, 1996.
7. Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки. - М., 1991.
8. Музыкальное воспитание в школе. Выпуск 10. Сборник статей. Сост. О. Апраксина. - М.
9. Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М., 1997.
10. Раппопорт С. Понятие о художественном произведении. Художественный образ и его особенности в музыке.// Книга по эстетике для музыкантов. – М., 1983.
11. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. – С-П. 2000.
12. Энциклопедический словарь т. 28






