Понятие о воображении, его основных видах и процессах

Воображение, или фантазия, как и мышление, принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых отчетливо обнаруживается специфически человеческий характер деятельности. Не вообразив себе готовый результат труда, нельзя приниматься за работу. В представлении- ожидаемого результата с помощью фантазии - коренное отличие человеческого труда и поведения от инстинктов животных. Любой трудовой процесс - включает в себя воображение. Оно выступает, как необходимая сторона художественной, конструкторской, научной, литературной, музыкальной и вообще творческой деятельности. Другими словами, для того чтобы кустарным способом сделать простой стол, воображение не менее необходимо, чем для написания оперной арии или повести: надо заранее представить себе, какой формы, высоты, длины и ширины будет стол, как будут скреплены ножки, насколько он будет отвечать своему назначению стола обеденного, лабораторного или письменного, -- одним словом, до начала работы требуется видеть этот стол уже как бы готовым.

Первое и важнейшее назначение воображения, как психологического процесса заключается в том, что оно позволяет видеть- результат труда до его начала, представлять не только конечный продукт труда (например, стол в завершенном виде как готовое изделие), но и его промежуточные продукты (в данном случае те детали, которые надо последовательно изготовить, чтобы собрать стол). Следовательно, воображение ориентирует человека в процессе деятельности на создание модели конечного или промежуточного продукта труда, что в конечном результате и способствует его предметному воплощению.

Воображение тесно связано с мышлением. Подобно -последнему, оно позволяет предвидеть будущее.

Что же общего между мышлением и фантазией и к чему сводятся различия между ними? Так же, как и мышление, воображение возникает с появлением проблемной ситуации, т.е. именно тогда-, когда необходимо отыскать новые решения. Как и мышление, оно мотивируется потребностями личности. При этом, реальному процессу удовлетворения потребностей может пред- шествовать иллюзорное, воображаемое,- яркое представление той ситуации, при которой эти потребности могут быть удовлетворены. Однако опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессах фантазии, происходит в виде ярких представлений в конкретно-образной форме, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредствованно познавать мир.

Таким образом, в проблемной ситуации, с которой начинается деятельность, существуют две системы опережения сознанием результатов этой деятельности: организованная система образов (представлений) и организованная система понятий. Возможность выбора образа лежит в основе воображения, возможность новой комбинации понятий лежит в основе мышления. Часто такая работа идет сразу в «двух этажах», ибо системы образов и понятий тесно связаны: выбор, например, способа действия, осуществляется путем логических рассуждений, с которыми органически слиты яркие представления того, как будет осуществляться действие.

Рассматривая сходство и различие мышления и воображения, необходимо заметить, что проблемная ситуация может характеризоваться большей или меньшей неопределенностью. Причём, исходные данные задачи, к примеру, научной проблемы, известны, то ход ее решения подчинен преимущественно законам мышления. И наоборот, другая картина наблюдается, когда проблем- ная ситуация отличается неопределенностью, тогда, исходные данные, с трудом поддаются точному анализу. В этом случае в действие приходят механизмы воображения.

В зависимости от различных обстоятельств, которыми характеризуется проблемная ситуация, одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Есть основания сделать вывод, что воображение работает на том этапе познания, когда неопределенность ситуации весьма велика. Чем более привычной, точной и определенной становится ситуация, тем меньше простора дает она фантазии. Совершенно очевидно, что для той области явлений, где основные законы выяснены, нет необходимости использовать воображение. Однако при наличии весьма приближенных сведений о ситуации, напротив, труд- но получить ответ с помощью мышления, здесь вступает в права фантазия.

Творческое воображение, в отличие от воссоздающего, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Возникшее в труде творческое воображение остается неотъемлемой стороной технического, художественного и любого иного творчества, принимая форму активного и целеустремленного оперирования наглядными представлениями, ориентирующими на поиск путей удовлетворения потребностей.

Таким образом, рассмотрев понятие «воображение» и его основные виды мы можем сделать следующие выводы:

Воображение, фантазия и мышление являются высшими проявлениями человеческого интеллекта и, как следствие, основными средствами познания окружающего мира.

Развитие воображения вообще, и музыкального воображения в частности, является первостепенной и необходимой задачей учителя. От меры и глубины осознания ребенком музыки, поэзии, живописи других проявлений искусства, от степени использования аппарата воображения, зависит дальнейшее интеллектуальное и творческое развитие личности.

Развитие навыков владения воображением, фантазией, правильное и своевременное использование этих интеллектуальных процессов, приобретенное на соответствующих уроках в детском и школьном возрасте, позволит человеку в дальнейшей «взрослой» деятельности творить и создавать, сочинять и строить, в общем максимально использовать данные нам природой ресурсы. -

Ценность человеческой личности во многом зависит от того, какие виды воображения преобладают в структуре. Если у ребёнка, подростка и юноши творческое воображение, реализуемое в конкретной деятельности, преобладает над пассивной, пустой мечтательностью, то это свидетельствует о высоком интеллектуальном ур овне развития личности.

Творческие способности - способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно американскому психологу Абрахаму Маслоу — это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию и живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя бы то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Творческое начало в человеке – это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству, и, конечно же, прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции ничем не может быть заменено. А без творческой фантазии не сдвинуться с места человеку ни в одной области его деятельности.

У каждого учащегося есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Проявления творчества характерны для ребенка с самого раннего возраста, так как творчество – норма детского развития. Реализация творческих способностей учащегося делает более богатой и содержательной его жизнь. Становление творческой индивидуальности в школьном возрасте является важным условием дальнейшего полноценного развития личности. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способен к самосовершенствованию, самовоспитанию. Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, логику, интуицию. В музыкальном творчестве ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости и мышления, абстрактного и конкретного, логики и интуиции, творческого воображения активности, способности принимать быстрое решение и мыслить аналитически.

Огромное влияние на развитие творческих способностей ребенка оказывает музыка, в частности, исполнительское искусство. Воспроизведение музыкальных звуков, используя только свой голос, т.е. пение, является самым древним и самым доступным видом исполнительского искусства. Поэтому педагог, преподающий вокал, имеет большое влияние на обучающихся. Дети испытывают постоянную потребность в пении, для них это одна из самых доступных форм самовыражения. И еще, музыкально-исполнительская деятельность – то зерно, из которого может вырасти любовь к музыке, потребность в постоянном общении с ней.

Всякая художественно-педагогическая задача, идея занятия должна быть органична для учителя, глубоко им пережита, и отождествлена со своим «я».

Недаром К.Станиславский, резко отделявший правду искусства от фальши, писал: «Нет ничего мучительнее обязанности во что бы то ни стало воплощать чужое, смутное, вне тебя пребывающее». Естественно, в художественном творчестве ценно только то, что подсказано процессом подлинного переживания, и только тогда может возникнуть искусство. Это в полной мере следует отнести к педагогическому процессу на уроке. Истинное погружение в художественный образ, его постижение через себя, с ощущением интонаций музыкального произведения как своих собственных.

Развитию творческих способностей свойственны определенные этапы:

1. Накопление впечатлений;

2. Спонтанное выражение творческого начала в зрительных, сенсорно-моторных, речевых направлениях;

3. Импровизации двигательные, речевые, музыкальные, иллюстративность в рисовании;

4. Создание собственных композиций, являющихся отражением какого-нибудь художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического.

Преодоление этих этапов осуществляется при решении следующих задач:

1. Воспитание нравственно-эстетической отзывчивости, эмоциональной культуры учащихся, развитие фантазии, воображения при восприятии художественных произведений в их диалектической взаимосвязи с окружающим миром;

2. Выявление художественно-творческих устремлений на основе проблемных, поисковых методов обучения: беседы, игровой импровизации, диалога, наблюдения, сравнения, а также знаний соответствующего типа;

3. Формирование музыкальных знаний, умений и навыков таких, как:

· Сравнение различных музыкальных воплощений явлений окружающего мира;

· Определение по характеру музыки того или иного персонажа, создание его словесного и живописного портретов;

· Осознание элементарных принципов звуковысотной и ритмической организации музыки, высоких и низких, долгих и коротких звуков;

· Сочинение простейших музыкальных попевок, характеризующих настроение, состояние;

· Элементарное постижение выразительной сущности музыкальной интонации как основы для приобщения к пению;

· Умение ритмично двигаться в соответствии с характером музыки.

Система развивающего обучения, которая в построении и организации учебного процесса учитывает потребность и возможности ребенка и не отвергает детей, как неспособных к тому или иному виду деятельности, дает шанс ребенку попробовать свои силы в основных видах музыкальной деятельности (триада: сочинение, исполнение, восприятие). Участие ребенка в различных видах музыкальной деятельности помогает выявить и развить специальные (ритм, слух, память) способности, необходимые для полного восприятия музыкального произведения. Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности. Особенно важно, чтобы участие в сочинении музыки, ее исполнении и восприятии было ребенку по силам. Чтобы творческие задания носили развивающий характер, способствовали воспитанию, обучению, они должны применяться в проблемной форме. Важно создать поисковые ситуации, способствующие самостоятельному поиску ответов и способов деятельности.

В своей работе я использую разные виды деятельности на развитие творческих способностей учащихся:

"Пластическое интонирование"

Прием исполнения музыки движением, жестом. Это помогает детям ощутить протяженность фразы или несимметричность фразировки, почувствовать в пульсации характер того или иного произведения, показать особенности развития, развертывания музыки, а также проявить себя в творческом поиске. Это один из способов, одна из возможностей "проживания" образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние.

При знакомстве, а затем и при работе над вокальным произведением даю задание определить характер произведения, его художественный образ и пластикой (руками, телом, головой) выразить этот образ. Движения могут быть различными – от гибкого нисходящего движения руки до имитации игры на музыкальных инструментах в характере музыки; от покачивания корпусом до радостного танца. Дети чаще ждут показа готового варианта пластического выражения, чем сами его придумывают. Поэтому лучше ограничиваться только намеками и подсказками, способными помочь ребенку. Важно – свобода творчества.

Например, песня Я.Дубравина «Совушка» по жанру колыбельная, мелодия плавная, поступенное движение вверх, темп неспешный, ритм размеренный. Все это можно отобразить медленными непрерывными движениями рук по горизонтали, поднимая их выше с каждой музыкальной фразой. Если песня носит активный, веселый характер, с маршеобразным ритмом, как, например, песня С.Крупа-Шушариной «Цирк», то ребенок может и маршировать, и пританцовывать, и даже подпрыгивать. Все будет зависеть от его фантазии.

«Вокальная импровизация»

Одно из любимых занятий учащихся. С удовольствием импровизируют не только те, кто умеет хорошо петь, но и слабо интонирующие дети, недостаточно владеющие своим голосом. В импровизации ребенок как бы раскрепощается, ему не надо подражать пению других, что часто бывает очень нелегко. Выступая с собственной мелодией, ребенок не боится спеть ее неправильно и продемонстрировать тем самым свое неумение. Пробудить интерес ребенка к пению легче именно в ходе импровизации. Импровизационное песенное творчество детей не возникает само по себе. Оно опирается на восприятие музыки, музыкальный слух ребенка, умение оперировать музыкально-слуховыми представлениями и на воображение ребенка, способность комбинировать, изменять, создавать нечто новое на основе имеющегося музыкально-слухового опыта. Занятия импровизацией могут преследовать две взаимосвязанные цели: первую – выработку интонационного и ладового слуха, вторую – развитие творческой фантазии.

В учебный процесс включаются следующие виды вокальной импровизации: импровизирование мелодий без текста в заданном характере, импровизирование мелодий с текстом и мелодизация стихотворных текстов.

К импровизированию мелодий в заданном характере относятся следующие виды заданий:

- «музыкальный разговор» – это может быть диалог педагога и ученика, как со словами, так и на любой вокальный слог (в этом случае нужно заранее обговорить тему такого «разговора»);

- импровизирование мелодий в характере песни, танца, марша. В случаях, когда ребенок импровизирует в характере песни, танца, марша, будет лучше, если педагог подыграет на инструменте или поддержит ритмически.

- досочинение заданной мелодии. Учащемуся предлагается прослушать мелодию, затем ее пропеть и досочинить, объяснив, что он должен вернуться в конце своей импровизации в исходную тональность. Одна и та же мелодия может принимать разные совершенно контрастные характеры и образы.

- мелодизация стихотворных текстов. В основе лежит содержание текста, его эмоциональный настрой. Сначала учащийся знакомится с текстом, выясняет, о чем он, какие в нем образы, своими словами рассказывает какой может быть характер у музыки на этот текст, определяет какой будет темп, нюансировка и т.д. После представления так называемого плана произведения, он приступает к сочинению мелодии. Будет очень хорошо, если он сможет повторить свое сочинение. Тогда педагог может ему помочь записать свою песню. Тексты для такого задания выбираются соответственно возрасту и интересам ребенка.

Сочинительство – именно этот вид деятельности помогает осознать ребенку основные законы музыкального языка и овладеть специальными знаниями, умениями, навыками, необходимыми для музыкальной деятельности. Оно помогает детям почувствовать себя настоящими маленькими композиторами.

«Иллюстрации к музыкальным произведениям».

Учащиеся воплощают музыкальные образы в художественные. Часто это домашние задания. Важно сформировать у них серьезное отношение к их выполнению, т.к. в процессе воплощения музыкальных произведений художественными образами происходит развитие ассоциативно-образного мышления. Учащиеся очень часто не представляют до конца художественные образы тех произведений, которые они исполняют, поэтому получив задание нарисовать иллюстрацию к вокальному произведению, они начинают задумываться о чем они поют и как это может выглядеть визуально. Очень интересны бывают такие рисунки по цветовым решениям, по выбору графики, масштабу.

«Сочинение-миниатюра».

Перед учащимся ставится творческая проблемная ситуация, в которой он должен выступить в роли драматурга и придумать свою историю, где герои исполняемых им вокальных произведений были бы действующими лицами. Такого рода задания являются домашними, т.к. ребенку нужно достаточно много времени для создания своего сочинения. На самих занятиях можно пойти дальше, из готовых уже сочинений сделать мини постановки, что приведет к инсценировки вокальных произведений.

Большое значение в формировании музыкального вкуса и кругозора детей играет прослушивание лучших образцов вокальной музыки, знакомство с современными тенденциями развития вокального искусства и исполнительским мастерством лучших отечественных и зарубежных певцов. Необходимо знакомить их с разными тембрами, типами, как взрослых, так и детских голосов. Определить их свойства и возможности (диапазоновые и репертуарные). Также нужно разъяснить учащемуся, какой у него тип голоса и определить цель, к которой они могут стремиться.

Исходя из вышесказанного, предлагаю еще одно задание на развитие творческих способностей:

«Игра в великих мастеров»

После ознакомления учеников с разными исполнителями, учащимся предлагается выбрать себе один из предложенных образов (образы великих мастеров оперной сцены или эстрады). Дети примеривают эти образы на себя, и мы устраиваем импровизированный концерт. Это могут быть отрывки из тех арий или песен, которые звучали в записи, или выбираем одну песню и пропеваем ее в разных образах. Ученикам обычно очень нравится изображать из себя знаменитых оперных басов, теноров или сопрано.. В подобного рода заданиях ученики раскрепощаются, освобождаются и выдают весь свой актерский потенциал. А заодно, не задумываясь, запоминают то правильное вокальное звучание, которое должно быть примером и образцом.

 

Заключение

Анализ психолого-педагогической, методической и искусствоведческой литературы показал, что развитие творческих способностей детей является важнейшей актуальной задачей в современной педагогической практике. Творческое развитие ребенка теснейшим образом связано с искусством и, в частности, с вокальными занятиями.

Таким образом, работа над развитием творческих способностей учащихся на вокальных занятиях приводит к результату – воспитание гармонично развитой творческой личности. Которая будет иметь творческое мышление, будет находить неординарные решения всех задач в любой области своей деятельности, сможет выражать свое внутреннее я и будет создавать что-то новое, полезное не только для себя. Также такого рода занятия прививают хороший художественный вкус, который помогает ребенку ориентироваться в широком спектре культурных ценностей. В этом случае очень возрастает роль педагога, который должен грамотно направлять ученика, следить за его результатами, быть ему помощником и непременно образцом.

Ребенок творит ради радости. И эта радость есть особая сила, которая питает его. Радость собственного преодоления и успеха в труде способствует приобретению веры в себя, уверенности в своих силах, воспитывает целостную, творческую личность.

"Каждый, кто хоть немного ощутил в какой-либо сфере искусства радость творчества, будет в состоянии воспринимать и ценить все хорошее, что делается в этой сфере, и с большей интенсивностью, чем тот, кто только пассивно воспринимает”. (Б. В. Асафьев.)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: