Этапы работы над вокальным произведением: от первичного восприятия к художественному образу

 

Трудно разделить процесс работы над произведением на определённые этапы. Однако   многие учёные-музыковеды и педагоги условно делят весь процесс на три этапа.

На первом этапе при предварительном знакомстве с произведением у исполнителя создаётся мысленный художественный образ на основе лада, мелодии, гармонии, ритма, формы, стиля и жанра произведения, средств музыкальной выразительности, а также на основе изучения истории создания произведения, прослушивания других исполнительских образцов. При этом одновременно с информационным анализом исполнитель выявляет итехнические трудности.

На втором этапе преодолеваются технические трудности, заложенные в нотном тексте. В этот период происходит длительная и сложная детальная проработка всех технических, ритмических, интонационных и выразительных компонентов разучиваемой музыки, а также продолжает формироваться идеальный музыкальный образ.

На третьем этапе уже формируется и отрабатывается готовность концертного исполнения музыкального произведения.

Если мы говорим о пении, то оно, как и любое другое исполнительство,

подразумевает большую предварительную работу с вокальным произведением. Следует обратить внимание не только на музыкальный, но и на литературный текст, в котором не только фразы и слова, но и знаки препинания, ударения и акценты, интонационные паузы, кульминация – все эмоциональные оттенки речи будут участвовать в начальном этапе разбора произведения. При таком разборе исполнители смогут найти новые выразительные интонации.

Большое внимание следует уделить выразительному прочтению и смысловому анализу литературного текста произведения, в частности, на пунктуацию, обладающую логико-грамматической и художественно-грамматической функцией. Обратить особое внимание стоит на фразы не только литературные, но и музыкальные, которые способствуют выразительности музыкальной речи. Произведение должно быть исполнено на хорошем уровне как в вокально-техническом, так и в художественном плане. И задача исполнителя – полностью проработать и усвоить художественный образ, заложенный создателем, прочувствовать и суметь сосредоточить на нём своё внимание.

Немаловажную роль на пути к пониманию правильной трактовки произведения может иметь система К.С. Станиславского, развивающая творческое воображение и предлагающая действовать в предлагаемых обстоятельствах. Если исполнитель  может точно представить подтекст музыкального произведения и верит в «предлагаемые обстоятельства», то его

манера исполнения будет оправдана и сделает всё выступление убедительным.

Работая с «предлагаемыми обстоятельствами», исполнитель чувствует связи между задачей, поставленной этими обстоятельствами, и их внешним воплощением, т. е. действиями и словами. Проведя большую предварительную работу над произведением, певец создаст необходимые интонации, и исполнение будет иметь соответствующую эмоциональную окраску. При этом слушатель, невольно включившись в содержание исполняемого, будет вместе с певцом захвачен его переживаниями.

Музыкальное исполнительство – это довольно сложный творческий процесс, имеющий свои неповторимые черты для любой специальности. И проблема творческой интерпретации стимулирует развитие у музыканта целого ряда профессионально- личностных качеств, таких как художественно-образное мышление, владение средствами музыкальной выразительности, музыкальной эрудицией. А владение различными техническими приёмами и опытом исполнительской деятельности позволит исполнителю  глубоко и полностью раскрыть вокальное  произведение.

Таким образом, проявляются четыре взаимосвязанных компонента для успешного сценического воплощения песни: музыка, слово, пение и актерское мастерство.

Вывод: Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.

 

Это является отличительной особенностью жанра эстрадного пения.

Основой эстрадного искусства является «номер» - отдельное, законченное выступление артистов. Искусство эстрады - это искусство номера.

Отточенная форма исполнения есть необходимое условие работы эстрадного номера, где ведущая тенденция - сочетание актёрского искусства с техническим мастерством.

Эффективность развития исполнительской культуры зависит от направленности педагога на углубление процессов восприятия, представления, воспроизведения, которые тесно связаны с развитием и мышлением исполнителей. Организацию учебного процесса определяет принцип заинтересованности. Естественное желание детей участвовать в совместном творческом процессе, интерес к развитию собственного голоса, понимание усваиваемого материала, доступность, увлечённость – очень важные составляющие музыкально – творческого процесса. Педагог обязан развивать у детей художественный вкус, поддерживать интерес, повышать исполнительскую культуру на примере доступных для понимания упражнений, попевок, народных песен, где наряду с техническими задачами включаются яркие образные представления. Характеристики звука связаны с эмоциями. Звук может быть «светлым», «ласковым», «солнечным», «прыгающим», «лёгким». Образные характеристики звука связаны с яркими, эмоциональными детскими представлениями. Способность к воображению очень свойственна детям. Ни одно музыкальное упражнение, ни одна фраза из разучиваемого произведения не должна воспроизводиться без воображения, без фантазии, эмоциональной окраски. Механическое, автоматическое, бесчувственное повторение материала не принесёт никакой пользы, не будет выразительным.

В любой музыкальной мысли (мотиве, фразе, предложении, периоде) есть логика. Смысловая выразительность музыкальной мысли выполняется с помощью лиг, цезур, оттенков музыки, динамики, характера звуковедения, манеры звукоизвлечения. Логика музыкальной мысли – это искусство фразировки. Верное употребление музыкальных штрихов – стаккато, легато; смысловое выделение музыкальных фраз, артикуляция, дыхание – всё это важнейшие средства музыкальной выразительности, средства создания художественного образа.

Создание музыкального образа всегда неповторимо. Каждый исполнитель индивидуален по своей природе. Даже творческий коллектив певцов, подчинённый единой манере пения и имеющий задачи единой эмоциональной выразительности и художественных устремлений, имеет свой неповторимый темперамент, общий уровень музыкальной культуры. В музыке исполнитель рождает свой неповторимый звук, акцентирует определённые слова в песне, ставит смысловые ударения, имеет свободу ритмической интерпретации в зависимости от понимания стиля и характера произведения. Голос – самый естественный и самый сложный музыкальный инструмент, может «оживать», приобретая необходимую гибкость и поэтическую одухотворённость, а может становиться вялым, тусклым, неинтересным. Каждый раз новая звуковая картина может отражаться в исполнении певца или творческого коллектива. Неповторимый тембр, динамические краски, новая аранжировка, выделенный определённый голос в ансамбле могут порождать в представлении слушателя новый художественный образ. Живой музыкальный ритм, украшение мелодии форшлагами, свинговыми раскачиваниями не должны менять её суть, а могут лишь дополнять и обогащать, или же предоставлять возможности для неповторимого образа исполнителя. Эти качества позволяют избегать механического «снятия» музыкального материала на слух, т.е. воспроизведения с точностью в чужой манере пения, подражания и плагиата.

Создание собственного художественного образа, выработка собственного творческого почерка – необходимые условия творческого исполнителя, способного к концертной деятельности. Перспектива выхода на концертные площадки с интересным творческим лицом, с интересным репертуаром рождает веру в творческие силы на личностном и деятельном уровне. Концертные выступления исполнителей являются, чаще всего, завершающим этапом целостного учебно-воспитательного процесса.

Репертуар как основа учебно-творческого процесса планомерно и системно – последовательно осваивается от простого к сложному. Наличие в репертуаре большого количества ярких детских песен и желание побыстрее их исполнить заставляет педагога придерживаться метода от простого к сложному. Необходимо учитывать и возрастные особенности учащихся: подбирать репертуар согласно возрастным особенностям, вокальной подготовленности и способности к раскрытию художественно-образного замысла авторов песни. Плохо, когда художественно – образное начало в исполнении не базируется на технической состоятельности – плавающая интонация, невнятная артикуляция, отсутствие необходимой свободы Все это обуславливает ущербное, низкохудожественное воплощение идеи. «Певец, не владеющий своим голосом (техническими навыками), беспомощен при исполнении художественных произведений.

Он так же беспомощен, если не умеет передать музыкально-поэтическое содержание. Вокально-техническая и художественная работа, – подчеркивает А.Г. Менабени, – должна вестись в единстве». В процессе певческой деятельности важную роль играют вокально – слуховые представления, они обеспечивают условия для полноценного воспроизведения, формирования певческих навыков, исполнительской культуры. По мере освоения вокально-технических и художественных навыков педагог подводит обучающихся к выполнению творческого задания, привлекая его фантазию, актуализируя его яркие качества, вводит в поиск новой звуковой подачи, тембральных оттенков, штриховой палитры. Педагог активизирует и творческую инициативу исполнителя в выборе репертуара, в создании творческого образа, в создании музыкальных партий, подголосков, которые могут украсить основную палитру музыкальной ткани произведения. Звуковая палитра голоса невозможна без художественной выразительности слова.

Педагоги  рекомендуют следующие  приёмы  работы над музыкальной речью:

· Проработка текста без пения

· Нахождение значимых слов, выделяемых интонацией, динамикой при пении

· Прочтение текста в ритме и выдержанности звуковой линии

· Ликвидация утрированного произношения

· Произношение слов, фраз с целью поиска смысловой кульминации

Задача педагога заключается и в создании номера, зрелищного, яркого, отвечающего ведущим тенденциям развития.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: