Творческое воображение как условие понимания и формирования художественного образа вокального произведения

Воображение - это важнейшая сторона нашей жизни. Если бы человечество не обладало фантазией, оно лишилось бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать - лишите человека фантазии и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.

 Проблема развития воображения в процессе общения личности с музыкой не является новой. Являясь, как уже отмечалось, в известной мере проблемой психологической (Е.Н.Игнатьев, Р.С.Немов и другие), она издавна привлекала к себе внимание педагогов - музыкантов (Г.М. Цыпин, Р.Н. Гржибовская и другие). Тем не менее, в области общего музыкального образования нет специальных работ, посвящённых этой проблеме.

Хотя творчество в разных областях деятельности протекает по-разному, оно всегда характеризуется наличием единых об­щих моментов. Прежде всего никакой творческий подход невозможен без глубоких знаний в данной области, без накопления большого багажа, без огромной предварительной рабо­ты, обдумывания, вынашивания идеи и т. п. Творческое решение любой задачи требует большого подготовительного этапа работы. Известно, как много, долго большие арти­сты, художники копят материал, из которого потом создаются высокохудожественные образы, замечательные картины, скульп­туры. Творчество невозможно без подготовительного этапа, во время которого накапливается материал для будущей работы. Поэтому работа певца над каким-либо образом или художест­венным произведением начинается с ознакомления с различны­ми материалами об эпохе, данном персонаже, о данном произ­ведении, композиторе, авторе текста. Все это обогащает фантазию, будит мысли, рождает замыслы, заставляет брать из запаса жизненных наблюдений те, которые смогут служить кирпичами для будущего здания. Творчество всегда предполагает не только сбор материала, но и значительные интеллектуальные усилия. Человек творческий постоянно сосредоточен своим вниманием, своим сознанием на предмете творчества. Это входит у него в при­вычку и постепенно начинает совершаться почти автомати­чески. Певец, занятый другим делом, ловит себя на мысли, что он внутри все время что-то поет, ищет какие-то интонации, по­вторяет какие-то привязавшиеся музыкальные фразы из того или иного произведения и т. п. Поэт постоянно мысленно рифмует, пишет стихи, а композитор оперирует музыкальным материалом. Однако эта привычная занятость любимым делом, прини­мающая характер автоматизма, на этой стадии подсознательной деятельности останавливается. Найденные находки затем с полным включением сознания обрабатываются, переде­лываются, шлифуются и, в зависимости от общей идеи замысла, входят или не входят в окончательный вариант. Творчество — это всегда огромный труд, труд сознательный, обычно связанный с большим волевым усилием. Только через постоянный, целеустрем­ленный труд создаются значительные явления во всех областях человеческой деятельности. Замечательно сказал о важности труда для творчества Ф. И. Шаляпин, на которого любят ссы­латься некоторые молодые певцы как на пример человека вдохновения, замечательного таланта, которому все давалось просто и легко. «Я вообще, — пишет он, — не верю в одну спа­сительную силу таланта без упорной работы. Выдохнется без нее самый большой талант, как заглохнет в пустыне родник, не пробивая себе дороги через пески... Следуя хорошим образцам, я и после успехов, достаточных для того, чтобы вскружить го­лову самому устойчивому молодому человеку, продолжал учиться у кого только мог и работал»3. О важности огромного всепоглощающего труда на всех эта­пах творчества говорят все выдающиеся представители искус­ства и науки.
   Надо отметить, что творчеству нельзя научить, можно лишь создать ус­ловия для его проявления. Творческий элемент у ученика педа­гог должен всегда воспитывать, относиться к нему с уважением, поддерживать его, никогда не подавлять, даже если молодой исполнитель еще весьма далек от верной интерпретации произ­ведения. Это лучше, чем подсказ более верного решения образа. Для педагога-вокалиста творческий подход связан с умением понять и раскрыть способности каждого уче­ника. Личный певческий опыт здесь недостаточен. Здесь нужны и глубокие разносторонние знания, и творческая интуиция. Для педагога вокала необ­ходимо накопление как практического опыта работы с ученика­ми, так и глубокая разносторонняя теоретическая подготовка, развитие наблюдательности, тонкого вокального слуха. Г. Панофка — известный певец и педагог середины прошлого столетия, автор популярных и в наше время вокализов — пишет по этому поводу так: «Чему может научить педагог, который может лишь хорошо петь? — Только вкусу, стилю и фразиров­ке». — И далее.— «...Вполне очевидно, что для формирования и развития голоса нужно знать многое другое, кроме пения... что более необходимо педагогу, чем красивый голос» 1. Педагог, творчески относящийся к своему делу, постоянно занят в мыслях этой работой. Он анализирует недостатки уче­ников, ищет путей к их исправлению, подыскивает в уме те прие­мы, те упражнения, которые наиболее целесообразны для того или другого ученика и т. п. Вокальная педагогика должна быть всегда творческим трудом. По своей природе она требует творческого подхода к каждому ученику. Ведь каждый молодой певец — это индивидуальность как по своей физической, так и по нервно-психической конструкции. Понять ученика, суметь распознать его вокальные и исполнительские данные, воспитать из него артиста-певца — эта задача, требующая творческого от­ношения. Педагоги-ремесленники — это те, кто без достаточно глубо­ких знаний заставляют всех учеников делать одно и то же, обыч­но то, что умеют делать сами. Метод в их руках превра­щается в догму. Одна и та же система прикладывается ко всем ученикам без достаточного учета их индивидуальностей. Приемы: открывай рот так-то, клади язык в такую-то позицию, держи гортань на том-то уровне, дыши только так, а не иначе и т. п., механически применяются ко всем ученикам. Педагоги-догма­тики лишены творческого начала. Они не любознательны, не интересуются наукой и не идут далее своего метода.

В вокальной музыке сам словесный текст подсказывает содержание. Однако он создает часто лишь общую картину, настроение, музыка же является ведущим рассказчиком и выразителем идеи, главной, наиболее ценной в художественном отношении стороной произведения.

Критерием правильности работы нашего творческого воображения является практика. В соответствии с той деятельностью, которой занимается человек, у него развивается больше зрительное, слуховое или эмоциональное воображение. Однако во всех случаях сильное воображение возможно только тогда, когда накоплен достаточный материал, который к тому же активно используется. Для педагогического процесса этот момент очень важен, поскольку позволяет связать развивающиеся технические навыки с определенными образами и избежать формального звуковедения («звукодуйства»).

Таким образом, в процессе работы над художественным образом вокального произведения воображение исполнителя способно выполнять следующие функции: участвовать в построении перспективного плана исполнения; расширять и углублять представления исполнителя о произведении, внося все новые и новые данные, почерпнутые из собственного опыта (музыкального и внемузыкального); помогать выбору конкретных исполнительских средств; направлять работу над произведением в определенное концептуальное русло. Результатом деятельности творческого воображения является создание системы устойчивых ассоциативно-образных связей – основы стабильного и качественного исполнения. Это позволяет проникать в самую суть музыкального произведения, раскрывая природу и внутреннее содержание его художественного образа. Каждый звук при этом становится носителем определенного смысла, подчиняясь общей концепции исполнительского замысла.

     

Роль педагога состоит в том, чтобы научить ученика понимать искусство и владеть им. Другими словами — ввести ученика в мир ис-кусства, разбудить его творческие способности и вооружить техникой.

Эта цель может быть осуществлена тогда, когда обучающийся разучива-ет произведение и работает над специальными упражнениями, развиваю-щими те или иные стороны "аппарата переживания". Если педагог занят только тем, чтобы показать, как надо сыграть пьесу, ему не подвести ученика к творчеству. Работа над музыкальным произведением сама по себе не может являться целью. Каждое поставленное задание должно помочь учащемуся приобрести какое-то новое качество. Творчеству научить нельзя, но можно научить творчески рабо-тать. Этим сложным процессом работы исполнителя педагог должен ак-тивно руководить.

В процессе творческого проникновения в чужой образ становится возможным расширение интеллектуальных и эмоциональных границ лич-ности. Благодаря обогащению и связанному с этим изменению личности чужой - образ перестает быть чуждым образом, и исполнитель становится в силах объединить личное, индивидуально неповторимое с идеями, мыслями и чувствами автора.

Таким образом, проблема понимания художественного образа тес-но связана с проблемой творческого воспитания. Система воспитания, ведущая к творчеству, поддерживает такие методы обучения, с помощью которых ученик чувствует и понимает, по-чему и для чего надо "сделать". Творческое воспитание требует индивидуального подхода. Каж-дую личность характеризует неповторимое сочетание ряда врожденных и приобретенных качеств. Используя естественные особенности ученика, педагог может осуществить воздействие и воспитать художественную индивидуальность. Творческое воспитание предполагает воспитание желания и уме-ния приобретать знания и навыки. Овладеть основами своего искусства учащийся может только путем собственных деятельных усилий. Педагог, который преподносит ученику все в раскрытом виде, не приучает уче-ника искать, не воспитывает творческой пытливости.

Творческое воспитание предполагает понимание взаимосвязи меж-ду замыслом и техникой. Слова Бузони: "Чем больше средств в распо-ряжении художника, тем больше он найдет им применения" являются вы-ражением именно этой мысли. Творческое воспитание расширяет рамки и масштаб работы педа-гога. Предъявляются огромные требования и к личности педагога, его знаниям, умениям. Педагог не только обучает основам искусства, но, воспитывая,"душевный аппарат", становится художественным и этичес-ким руководителем ученика. Педагог призван научить своего воспитан-ника слушать и слышать, смотреть и видеть, наблюдать и делать вы-бор, понимать смысл наблюдаемых явлений, переработать в себе восп-ринятые чувствования.

Перед педагогом, формирующим исполнителя-пианиста встают четыре друг от друга не отделимые задачи.

Во-первых, он должен привить ученику общую культуру, развить наблюдательность, воспитать сознание, этичность. То есть это задача

формирования человека (" понимаю", "знаю", "чувствую", "разбираюсь" и' "оцениваю").

Во-вторых, педагог должен ввести ученика в мир музыки, отк-рыть ему ее эстетическую и познавательную ценность, привить музы-кальную культуру, воспитать слух. Это задача формирования музыканта ("слышу", "чувствую", "понимаю").

В-третьих, педагог должен руководить воспитанием пианистичес-кого мастерства, обучить умению высказываться средствами своего ин-струмента. Другими словами — формировать пианиста ("могу", "умею воплотить").

В-четвёртых, педагог должен воспитать специфические исполнительские качества: способность "воспламеняться", проникаясь музы-кой, волю к воплощению музыки, к обучению со слушателями и к воздей-ствию на слушателя. Можно назвать все это формированием исполнителя (" загораюсь", "хочу воплощать", "хочу передать другим и воздейство-вать на других").

   

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: