Возбуждение исполнительного производства является начальной стадией принудительного исполнения. Судебный пристав- исполнитель без возбуждения исполнительного производства не вправе совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения.
Поступившие в подразделение судебных приставов исполнительные документы регистрируются делопроизводителем или лицом, отвечающим за регистрацию в книге учета исполнительных документов, в порядке их поступления с присвоением номера.
Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа решает вопрос о том, есть ли основания для возбуждения исполнительного производства. По результатам рассмотрения вопроса судебный пристав- исполнитель выносит одно из двух постановлений: о возбуждении исполнительного производства или об отказе в возбуждении исполнительного производства. В итоге полу- чается, что максимальный срок, предусмотренный законом для решения вопроса о возбуждении исполнительного производства, не может быть больше шести рабочих дней. Таков порядок исчисления сроков о возбуждении исполнительного производства в отношении исполнительных документов, которые подлежат исполнению в обычном порядке.
Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он после поступления в подразделение судебных при- ставов немедленно передается судебному приставу, который и будет заниматься его исполнением. При этом решение о возбуждении исполнительного производства или об отказе в этом судебный пристав-исполнитель должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов[12].
Получив исполнительный документ, судебный пристав-исполнитель проверяет, надлежащим ли субъектом предъявлен исполнительный документ к исполнению. В территориальное подразделение службы судебных приставов исполнительный документ может поступить от взыскателя, его представителя, суда или иного органа, выдавшего такой документ.
Если исполнительный документ предъявлен взыскателем, то вместе с исполнительным документом должно быть подано заявление, в котором ставится вопрос о возбуждении исполнительного производства. Таким образом, одного исполнительного документа, предъявленного взыскателем, недостаточно для возбуждения исполнительного производства. Закон возлагает на взыскателя обязанность вместе с предъявлением исполнительного документа подать заявление о возбуждении исполнительного производства. Такая обязанность взыскателя вытекает из анализа ч. 1 ст. 30 Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве». В указанной части статьи говорится, что судебный при- став-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполни- тельного документа по заявлению взыскателя. Если взыскатель не выполняет эту обязанность, то Федеральный закон РФ «Об исполнительном производстве» в отношении взыскателя предусматривает определенное неблагоприятное последствие, связанное с возбуждением исполнительного производства. По сути дела это санкция, которая установлена законом за невыполненную взыскателем обязанность. Так, при отсутствии заявления взыскателя судебный пристав выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства (п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве»).
Федеральный закон РФ «Об исполнительном производстве» предусматривает, что в некоторых случаях судебный пристав- исполнитель возбуждает исполнительное производство без заявления взыскателя.
По действующему законодательству об исполнительном производстве на стадии возбуждения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит по- становление о возбуждении исполнительного производства или постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства. Отказ в возбуждении исполнительного производства – новый институт, который предусмотрен действующим Законом об исполнительном производстве. На основании прежнего Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель своим постановлением возбуждал исполнительное производство или возвращал исполнительный документ. При этом прежний закон предусматривал два основания для возвращения исполнительного документа на стадии решения вопроса о возбуждении исполнительного производства. Первое основание: если нарушен срок предъявления исполнительного документа к принудительному исполнению, то судебный пристав возвращал исполнительный документ взыскателю, так как последний в случаях, прямо указанных в законе, вправе был поставить вопрос о восстановлении срока для предъявления исполнительного документа к исполнению. Второе основание для возвращения исполнительного документа: если исполнительный документ не соответствовал требованиям, которым он должен отвечать на основании закона. В этом случае постановление о возвращении исполнительного документа вместе с документом направлялось в суд или иной орган, выдавший документ для исправления выявленных недостатков.
Копия постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства с приложением всех поступивших документов не позднее следующего дня направляется взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.






