Одновременно с Законом "Об исполнительном производстве" был принят Федеральный закон "О судебных приставах" [5], которым создана совершенно новая структура должностных лиц - подразделения судебных приставов, входящие в единую систему органов Министерства юстиции РФ. Согласно этому Закону судебные приставы подразделяются на две ветви: судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности всех судебных органов Российской Федерации, и судебные приставы-исполнители, которые обеспечивают принудительное исполнение судебных актов и актов иных органов.
Этот Закон устанавливает правовую основу деятельности судебных приставов-исполнителей, требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должность судебного пристава, регламентирует организацию деятельности службы судебных приставов, порядок назначения и освобождения их от должности, устанавливает полномочия должностных лиц службы судебных приставов, права и обязанности судебных приставов-исполнителей при исполнении ими служебных обязанностей, гарантии их правовой и социальной защиты, порядок финансирования и материально-технического обеспечения службы судебных приставов.
Отношения, возникающие в исполнительном производстве, регулируются не только этими нормативными актами, но и иными нормативными актами, устанавливающими условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов: Гражданский процессуальный кодекс РФ (Раздел VII) [6], Арбитражный процессуальный кодекс (Раздел VII) [7], Семейный кодекс, Налоговый кодекс, Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже» [8] и др.
1.2 Участники исполнительного производства
Все участники исполнительного производства в гражданском процессе делятся, в зависимости от целей деятельности и роли в исполнении исполнительных документов, на четыре группы:
Суд как участник исполнительного производства
2) органы принудительного исполнения в лице судебных приставов-исполнителей и в целом всей службы судебных приставов;
3) стороны;
4) другие лица, участвующие в исполнительном производстве [9].
Органами принудительного исполнение судебных актов, актов других органов, должностных лиц, являются Федеральная служба судебных приставов, ее территориальные органы в субъектах РФ.
Федеральная служба судебных приставов это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
ФССП России подведомственна Министерству Юстиции России.
Основными задачами ФССП России являются:
- обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов (суды);
- организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;
- управление территориальными органами ФССП России.
Деятельность, полномочия и структура Федеральной службы судебных приставов регламентируется Федеральным законом «О судебных приставах» и Положением о Федеральной службе судебных приставов, утвержденным Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1316
Участие суда в исполнительном производстве сводиться к следующим основным аспектам: 1)разрешение вопросов об обеспечении иска как гарантии будущего исполнения его решения; 2) судебные приставы-исполнители исполняют ту часть решения, которая называется резолютивной, впоследствии переносящиюся в исполнительный лист. Также суд обладает рядом следующих полномочий: 1)выдает исполнительные листы (ст. 428 ГПК), 2)рассматривает заявления взыскателей о восстановлении пропущенного по уважительной причине срока на предъявления исполнительного листа к исполнению (ст. 432 ГПК), 3)разъясняет судебные постановления, подлежащие исполнению (ст. 433 ГПК), 4)решает вопрос об отсрочке или рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм (ст. 434 ГПК), об отложении и приостановлении и прекращении исполнительного производства (ст. ст. 435, 436, 439 ГПК), 5)рассматривает жалобы на действия судебного пристава-исполнителя (ст. 441 ГПК) и иски об исключении имущества от ареста (исключении из описи) [10].
Суммируя все вышесказанное, полномочия суда в исполнительном производстве, можно подразделить на четыре группы: 1) полномочия, связанные с выдачей исполнительных документов; 2) отложение исполнительных действий, приостановление и прекращение исполнительного производства; 3) полномочия, предоставленные суду для исправления выявленных при исполнении недостатков собственного решения; 4) полномочия по контролю за деятельностью судебного пристава-исполнителя.
Стороны и лица участвующие в исполнительном производстве. Согласно ст.48 ФЗ «Об исполнительном производстве» лицами, участвующими в исполнительном производстве, являются:
1) взыскатель и должник;
2) лица, непосредственно исполняющие требования, содержащиеся в исполнительном документе;
Иные лица, содействующие исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе (переводчик, понятые, специалист, лицо, которому судебным приставом-исполнителем передано под охрану или на хранение арестованное имущество, и другие)
Взыскателем и должником могут быть гражданин или организация, а также объединение граждан, не являющееся юридическим лицом. В особых случаях взыскателем и должником могут быть Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.
Взыскатель - гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ. Должник - гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия (передать денежные средства и иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполнительным документом) или воздержаться от совершения определенных действий. В исполнительном производстве могут участвовать несколько взыскателей или должников. Также в производстве могут участвовать несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, являющиеся по исполнительному документу взыскателями или должниками, в присутствии или с согласия в письменной форме своего законного представителя или представителя органа опеки и попечительства.
1.3. Исполнительные документы.
Исполнительными документами являются, указанные в законе документы, подлежащие принудительному исполнению судебным приставом-исполнителем в порядке, предусмотренном законом, в случае неисполнения его должником в добровольном порядке.
Исполнительными документами, согласно ст. 12 ФЗ "Об исполнительном производстве", являются:
· исполнительные листы, выдаваемые судами на основании: принимаемых ими судебных актов;
· судебные приказы;
· нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов;
· удостоверения комиссии по трудовым спорам, выдаваемые на основании ее решений;
· акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований;
· судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях;
· постановления судебного пристава-исполнителя;
· акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом;
· исполнительная надпись нотариуса при наличии соглашения о внесудебном порядке обращения взыскания на заложенное имущество, заключенного в виде отдельного договора или включенного в договор о залоге.
В исполнительном документе, за исключением постановления судебного пристава-исполнителя, судебного приказа, исполнительной надписи нотариуса и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов, должны быть указаны:
- наименование и адрес суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ, фамилия и инициалы должностного лица.
- наименование дела или материалов, на основании которых выдан исполнительный документ, и их номера;
- дата принятия судебного акта, акта другого органа или должностного лица;
- дата вступления в законную силу судебного акта, акта другого органа или должностного лица либо указание на немедленное исполнение и дата выдачи исполнительного документа.
- сведения о должнике и взыскателе.






